[525x700]
[700x525]
В 1862 году между Красным прудом и Николаевским вокзалом (сейчас Ленинградский) был построен маленький вокзал Московско-Троицкой железной дороги.
Проект вокзала с учетом масштабов дороги был заказан небольшой. Была одна особенность: левая часть здания отводилась управлению дороги. Белое двухэтажное здание отличалось строгостью и изяществом линий, дробный ритм окон, обрамленных мелко профилированными тягами, подчеркивал его деловое предназначение.
Первый поезд по маршруту Москва — Сергиево отправился с вокзала 22 июля 1862 года. Это была дорога длиной в 65 вёрст (69 км).
В 1895—1896 годах по проекту архитектора Л. Н. Кекушева были перестроены восточное крыло и перрон вокзала.
[700x500]
[700x525]
В 1902—1904 Ф. О. Шехтелем к старому зданию вокзала был пристроен новый фасад с залом ожидания, решённый в неорусском стиле с элементами северного модерна.
[700x525]
Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, архитектор выделил объём главного пассажирского зала, соединённого с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающего прямой проход к перронам.
В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли» с подзором и венчающим гребнем, делающими облик здания неповторимо причудливым.
Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением.
Фриз и майоликовые вставки выполнялись по собственноручным рисункам Шехтеля в абрамцевской мастерской.
При реконструкции в 1965—1966 со стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной. Тогда же по проекту архитектора Л. Н. Ненаглядкина был существенно изменён облик внутренних помещений вокзала.
1.
[700x526] 2.
[700x525] 3.
[700x525] 4.
[700x518] 5.
[700x525] 6.
[700x525] 7.
[525x700] 8.
[700x525] 9.
[700x489]
Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно рождать ассоциативные связи с образом русского Севера.
В нише фронтона над входом в вестибюль вокзала Шехтель расположил рельефные изображения гербов трёх городов, которые связала Ярославская железная дорога. Это Георгий Победоносец — Москва, поражающий дьявола Михаил Архангел — Архангельск и медведь с секирой — Ярославль.
Все они — символы главного хода Ярославского направления.
Интерьеры вокзала первоначально были оформлены панно художника К. А. Коровина.
После экспонирования на Нижегородской выставке, находясь в собственности С.И.Мамонтова, северные панно стали украшать стены главного вестибюля Ярославского вокзала, здание которого было выстроено Ф.О.Шехтелем в 1902–1904 годах.
В 1961 году они были переданы в Государственную Третьяковскую галерею. Ввиду их больших размеров и неудовлетворительного состояния они были помещены в фонды музея.
Несколько лет назад на выставке Константина Коровина в Третьяковской галерее были представлены 4 из 10 отреставрированных панно.
1.
[700x529] 2.
[700x429] 3.
[525x700] 4.
[700x683] 5.
[700x421] 6.
[700x462]
7.
[700x525]
8.
[700x525]
9.
[700x525]
10.
[525x700] 11.
[525x700]
12.
[700x525]
13.
[700x531]
14.
[700x525]
15.
[504x700]
16.
[700x525]
17.
[525x700]
18.
[525x700]
19.
[700x525] 20.
[700x514] 21.
[700x525] 22.
[700x525] 23.
[700x523] 24.
[700x516] 25.
[700x525] 26.
[700x525]