• Авторизация


Памяти жителей Блокады. Мозаики В. Фролова. 28-01-2015 07:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Часто ли мы в метро вспоминаем тех, кто его создал?


Вспомните в московском метро на станции "Новокузнецкая" о мозаичисте Владимире Александровиче Фролове. Он погиб в Блокаду, создавая для нас последнее свое творение...



Люди, остановитесь! Это надо помнить!



[700x525]





[700x548]



История создания мозаичных панно на потолке этой станции – одна из самых ярких страниц во всей истории метрополитена. Эти мозаики заказали Владимиру Александровичу Фролову, профессору Ленинградской Академии художеств и выдающемуся мозаичисту, братья Веснины для своей «Павелецкой».
Нагрянула война, и металлоконструкции, предназначавшиеся для «Павелецкой», застряли в оккупированном Днепропетровске. Сооружение полноценной трёхсводчастой станции у вокзала отложилось, и мозаики, над которыми Фролов работал в блокадном Ленинграде, остались не у дел. Иван Таранов согласился разместить их у себя на «Новокузнецкой».

Без еды, без тёплой одежды, практически в темноте, в неотапливаемом здании Академии художеств Владимир Александрович Фролов на протяжении нескольких месяцев набирает из маленьких кусочков смальты яркие, жизнерадостные мозаики по эскизам Александра Дейнеки. Фронтовая норма еды престарелого художника – 125 граммов хлеба в день. Последние ящики с готовыми мозаиками Фролов отправляет Москву на грузовиках по Дороге жизни в конце января 1942 года.
3 февраля Владимир Александрович умирает от голода. «Новокузнецкая» стала последней его работой.



Владимир Александрович Фролов (1874, Санкт-Петербург —умирает в блокадном Ленинграде 3 февраля 1942) — русский художник-мозаичист.

Родился, жил и всю жизнь работал в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде. Художественное образование получил у отца.
Первая в России частная мастерская была основана художниками-мозаичистами отцом и сыном — Александром Николаевичем и Александром Александровичем Фроловыми в 1890 г. А. А. Фролов попытался внедрить «венецианский» способ набора, изученный им в заграничной командировке в Мозаичном отделении ИАХ, но, не встретив поддержки, покинул стены Академии, и вместе с отцом основал собственную Мозаическую студию.

[700x534]





[700x532]




[700x525]




[700x525]




[525x700]







В 1893 году в мастерскую как участник дела зачислен младший Фролов — Владимир; в 1894 г. он поступает на живописное отделение Высшего Художественного училища при Академии художеств. В 1895 г. недавно основанная мастерская выигрывает у Мозаичного отделения ИАХ и двух итальянских фирм заказ на исполнение наружных мозаик храма Воскресения Христова (Спаса на крови); спустя год Фроловы получают и крупнейший заказ на исполнение мозаичного убранства интерьера собора.


[525x700]




[525x700]





В 1897 г. скончался старший брат, и младший — Владимир Александрович был вынужден оставить занятия в Академии ради продолжения семейного дела.
В 1900 году В. А. Фролов становится руководителем мастерской, где за два десятилетия было создано множество выдающихся произведений.

В 1918 г. мастерская закрыта, художник переехал в мозаическую мастерскую Академии Художеств, где созданы его последние работы.
Скончался в Ленинграде во время блокады. Похоронен на кладбище Остров Декабристов в братской могиле профессоров Академии художеств.

Фамильная коллекция смальты Фроловых является крупнейшей из существующих в мире подобных коллекций. И поныне она хранится в Петербургской Академии Художеств.


Станция метро «Новокузнецкая»




[514x700]





[525x700]






[525x700]




[700x525]




[700x525]




[525x700]





[700x525]




[700x525]




[700x525]





[700x525]



Работы В. Фролова

• Церковь Св. Марии Магдалины в Дармштадте (освящена в 1899 г.; худ. Васнецов В. М.; арх. Бенуа Л. Н.);
• Церковь Св. Георгия на Гусевских стекольных заводах Ю. С. Нечаева-Мальцева (Гусь-Хрустальный) (освящена в 1902 г.; худ. Васнецов В. М.; арх. Бенуа Л. Н.);
• Мозаичный фриз по эскизам С. Т. Шелкового на доходном доме герцога Н. Н. Лейхтенбергского (Большая Зеленина улица, дом 28, 1904—1905);
• Собор Св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве (освящен в 1912 г.; худ. Васнецов В. М.; арх. Бенуа Л. Н.);
• Особняк С. П. Рябушинского на Никитской ул. в Москве (арх. Шехтель Ф. О.);
• Церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах (освящена в 1907 г.; худ. Рерих Н. К., арх. Покровский В. А.) Мозаики не сохранились.
• Церковь Покрова Св. Богородицы в селе Пархомовка Киевской губ. (освящена в 1907 г.; худ. Рерих Н. К.; арх. Покровский В. А.);
• Феодоровский Государев собор в Царском Селе (освящен в 1912 г.; худ. Н. С. Емельянов; арх. Покровский В. А.);

• Церковь Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке в Москве (освящена в 1912 г.; худ. Нестеров М. В.; арх. Щусев А. В.);
• Троицкий собор в Почаевской лавре (освящен в 1912 г.; худ. Рерих Н. К., Быстренин В. И.; арх. Щусев А. В.);
• Морской собор во имя Николая Чудотворца в Кронштадте (освящен в 1913 г.; худ. Васильев М. Н.; арх. Косяков Вас. А.);
• Усыпальница Прохоровых в Новодевичьем монастыре в Москве (1911 г.; арх. Покровский В. А.);
• Усыпальница Эрлангеров на Введенском кладбище в Москве (худ. Петров-Водкин К. С.; арх. Шехтель Ф. О.);
• Церковь св. Троицы в г. Балаково Саратовской губернии. Наружные мозаики. (1911 г.; худ. И. О. Чириков; арх. Шехтель Ф. О.);
• Церковь Святого Духа в с. Талашкино Смоленской губернии (худ. Рерих Н. К., Малютин С. В.; арх. И. Ф. Барщевский, В. В. Суслов);
• Киевский вокзал в Москве. Два герба СССР; (установлены в 1925 г.; арх. И. И. Рерберг);
• Мавзолей В. И. Ленина в Москве (1929—1930 гг.; арх. Щусев А. В.);
• Памятник Героям революции 1905 года в Нижнем Новгороде (1931 г.; худ. М. А. Зернина, Е. Байкова; арх. А. А. Яковлев);
• Дом Правительства Белорусской ССР в Минске. Декоративные мозаики (1932—1933 гг.; арх. Лангбард И. Г.);
• Снятие и перенос мозаик Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1934—1935 гг.);
• Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Карта Союза Советских Социалистических Республик (1935—1937 гг.);
• Театр В. Э. Мейерхольда в Москве. Сцены из комедии «Ревизор». (1935—1937 гг.; худ. В. Ф. Бордиченко, Б. В. Покровский; арх. Щусев А. В.);
• Военная Академия им М. В. Фрунзе в Москве. Композиция «Знамена» в памятном зале. (1935—1937 гг.; худ. Е. Е. Лансере, Л. Е. Фейнберг; арх. Руднев Л. В., Мунц В. О.);
• Реставрация мозаик Софийского собора в Киеве (1936—1941 гг.);
• Кинотеатр «Днепр» в Киеве. Декоративная композиция «Павлин»;
• Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) в Москве. 1939 г.
Павильон Северо-западных областей. Портрет В. И. Ленина (худ. Б. В. Покровский);
Павильон Московской области. Портрет В. И. Ленина;
Павильон «Татария». Панно;
Павильон «Азербайджанская ССР» (арх. С. Дадашев, М. Усейнов);
• Павильон СССР на Всемирной выставке 1939 г. в Нью-Йорке. Панно.

Основные работы в С.-Петербурге — Ленинграде

• внутреннее убранство храма Воскресения Христова — Спаса на Крови (1895—1907 гг., эскизы В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, Беляева В. В., Рябушкина А. П., Н. Н. Харламова, Бруни Н. А., Кошелева Н. А. и др.; арх. Парланд А. А.);
• гербы и надписи на здании института и аптеки А. В. Пеля на 7-й линии В. О., д. 16-18 (1910 г.);
• панно надгробного памятника А. И. Куинджи (1913 г., Некрополь мастеров искусств, эскиз Н. К. Рёриха; арх. Щусев А. В.);
• мозаики дома Набоковых на Большой Морской улице, д. 47 (1902 г.; арх. М. Ф. Гейслер, Б. Ф. Гуслистый);
• мозаичные панно по эскизу художника-архитектора С. Т. Шелкового на здании Доходного дома герцога Н. Н. Лейхтенбергского на Большой Зелениной улице, д. 28 (1905 г.; арх. Ф. Ф. Постельс);
• Великокняжеская усыпальница в Петропавловской крепости (худ. Н. Н. Харламов; арх. Бенуа Л. Н.);
• Мозаика М. В. Ломоносова «Полтавский бой». Перенос в здание Академии наук на Университетскую набережную и её реставрация (1925—1931 гг.);
• Здание Палаты мер и весов на Московском пр., д. 17. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева (1934—1939 гг.);
• Богоявленский храм на Гутуевском острове — вставки


Работы в Московском метро
• Мозаики на станции метро «Маяковская» (автор эскизов — А. А. Дейнека, тема — «Сутки советского неба»; 35 плафонов (открыта в 1938 г.; арх. Душкин А. Н.);
• Восемь смальтовых мозаичных панно на путевых стенах станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская») под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны» (художники В. Ф. Бордиченко, Лехт Ф. К., Покровский Б. В.; арх. Душкин А. Н.; 1941-42 гг.; станция открыта в 1943 г.);
• Мозаики на станции метро «Новокузнецкая».



текст из википедии

фото мои
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
Алллок 28-01-2015-09:39 удалить
НИЗКИЙ Поклон за ПОСТ! Цитирую и в Одноклассники пересылаю!
Donnarossa 28-01-2015-13:24 удалить
Станция очень красивая, а мозаичные панно это чудо, я не так давно тоже фотографировала
Лелеева 29-01-2015-07:34 удалить
Ответ на комментарий Алллок # Спасибо! Сколько людей спешит мимо...
Лелеева 29-01-2015-07:35 удалить
Ответ на комментарий Валерий_Крапивенский # Он создал столько красоты. Вечная ему память.
Лелеева 29-01-2015-07:35 удалить
Ответ на комментарий Donnarossa # Панно прекрасны, жаль снять их без бликов тяжело.
Очень интересно, я и не знала об этом...
Жаль, в нашем питерском метро нет этих мозаик...
Но в аптеке Пеля недавно была, и на панно дома Зеленина 28 заглядывалась с детства!))
Спасибо!
Вот панно на Зелениной 28
[640x480]
Лелеева 31-01-2015-16:49 удалить
Ответ на комментарий Астронель # А я бывала в Петербурге столько раз, а до ул. Зеленина так и не дошла.
Лелеева 02-02-2015-08:31 удалить
Ответ на комментарий Астронель # Спасибо!


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Памяти жителей Блокады. Мозаики В. Фролова. | Лелеева - Дневник Лелеева | Лента друзей Лелеева / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»