В. И. Якоби поступил в Петербургскую АХ в 1856 г. уже зрелым человеком. За его плечами была вся Крымская кампания,, которую он прошел добровольцем Симбирского ополчения. [показать]
Став воспитанником АХ, он уже в 1860 г. был удостоен малой золотой медали за картину "Светлый праздник нищего" - проникновенный рассказ о судьбе обездоленного.
«Светлое Воскресенье нищего»
1860
Государственный Русский музей.
Годом позже художник создает самое значительное из своих произведений - обличительную по направленности картину "Привал арестантов" (1861). В ней Якоби первым из русских художников обратился к теме царской каторги. С необычайной убедительностью представлены здесь самые различные социальные типы - от босяка до интеллигента-политкаторжанина, жизнь которого оборвалась в пути.
«Привал арестантов»
1861.
Получив право на заграничную поездку, Якоби отправился в Европу; побывал в Германии, Франции, Италии и других странах, где, совершенствуя свое искусство, провел восемь лет (1861-69). Результатом поездки стали картины на исторические сюжеты - "Террористы и умеренные" и "Кардиналу Гизу показывают голову адмирала Колиньи, убитого в Варфоломеевскую ночь 1572 года", за которые художник получил звание академика.
«9-е Термидора»
1864
холст, масло 85x152,9 см
Государственная Третьяковская галерея.
Термидорианский переворот — государственный переворот 27 июля 1794 года (9 термидора II года по республиканскому календарю) во Франции, приведший к свержению якобинской диктатуры и установлению Директории (1795—1799).
Переворот был предпринят группой якобинцев-членов Конвента, недовольных политикой Робеспьера и прежде всего по разным причинам опасавшихся за свою личную безопасность.
Вернувшись в Россию, художник принял деятельное участие в организации ТПХВ. Однако он пробыл в нем лишь до 1872 г., когда был исключен из числа его членов как отошедший от идеалов передвижничества. Консервативную позицию занял Якоби и в АХ, где получил должность профессора. Он выбирал темы преимущественно исторического жанра, создавая картины поверхностно-иллюстративного характера, внешне занимательные, но лишенные какого-либо идейного содержания ("Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны", 1872; "Ледяной дом", 1878, и др.). Творчество его в 1880-х гг. стало постепенно угасать.
«Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»
1872
Холст, масло 133 х 213