ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ. ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДРА БЕЛЬЦОВА / ALEKSANDRA BELCOVA (1892-1981), ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА. ЧАСТЬ II25-04-2020 18:06к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Александра Бельцова (1892-1981). Автопортрет. Конец 1930-х гг. Холст, масло.
Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига, Латвия.
Александра Митрофановна Бельцова (1892-1981) - латвийский и советский живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, фарфорист, классик латвийского модернизма. Училась в Пензенском художественном училище (1912-1917) у И.С. Горюшкина-Сорокопудова, Н.Ф. Петрова, А.И. Штурмана. Занималась во ВХУТЕМАСе под руководством Н.И. Альтмана в Петрограде (1918-1919). Жила в Риге (с 1919), с 1922 г. была замужем за художником Романом Сутой (1896-1944). Член Рижской группы художников и фарфоровой мастерской «Балтарс» (1924-1930). Во время поездок во Францию огромное влияние на нее оказали французский кубизм П. Пикассо, Ж. Брака, Ф. Леже, И. Пуни и постимпрессионизм. Член Союза художников Латвийской ССР с 1945 г. В начале 1950-х гг. обвинялась в формализме.
Александра Бельцова (1892-1981). Фотография 1930-х гг.
В живописном творчестве Александры Бельцовой 1920-х годов, кроме кубизма («В театральной ложе», «Сукуб», 1922 и др.), можно обнаружить и другие влияния – К.С. Петрова-Водкина, «новой вещественности», ар-деко – «Белая и черная» (1925), «Портрет Астры Озолини-Краузе» (1927), «Теннисистка» (1927). Позднее, в 1930-е годы разрабатывала стиль декоративного кубизма, однако со временем в ее творчестве стали преобладать реалистические тенденции.
Участвовать в выставках Бельцова начала с 1920 года. С живописными работами участвовала в выставках обществ «Zaļā vārna» («Зелёная ворона») и Рижского общества графиков (1927–1931, Рига, Прага, Варшава, Вашингтон, Вена). В 1928 году провела в Риге совместную персональную выставку с Романом Сутой.
Александра Бельцова (1892-1981). Автопортрет. 1926-1928 гг. Бумага, цветные карандаши.
Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Женский портрет. Бумага, пастель.
24 х 12 см. Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Портрет поэтессы Луции Замайчи. 1932 г.
Холст, масло. Латвийский национальный художественный музей, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Портрет поэтессы Луции Замайчи. 1930-е гг.
Холст, масло. 82 x 77 см. Латвийский национальный художественный музей, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Мирдза. 1934 г. Холст, масло.
Латвийский национальный художественный музей, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Мать и дочь. Холст, масло.
Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Мать с ребенком. Холст, накл. на картон, масло.
70 х 49,5 см. Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Кубистический натюрморт. Холст, масло.
Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Композиция (Без названия). Бумага, акварель. 31 х 38,5 см.
Аукцион The Bru Sale Gallery, Брюссель, 2016 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Натюрморт с маской. Бумага, акварель, карандаш. 17 х 19 см.
Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Цветы. Картон, масло. 49,5 х 40 см.
Аукцион Artembassy, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Натюрморт в интерьере. Бумага, акварель, карандаш. 20 x 29 см.
Аукцион Artembassy, Рига, 2019 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Натюрморт с лимоном. Холст, масло. 50 x 80 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2012 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Цветочная композиция. Картон, масло. 37 х 47 см.
Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Тюльпаны. Картон, масло, 42 x 58,5 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2014 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Пейзаж с лодкой. Картон, масло. 32 х 44 см.
Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.
Александра Бельцова и Аустра Озолиня-Краузе. Ницца, 1927-1930 гг.
В середине 1930-х гг. болезнь лёгких А. Бельцовой обострилась. Врачи советовали Александре пожить на юге Франции, и она выбирает живописное курортное местечко Ванс, популярное среди писателей и художников. Лазурный берег, предгорье Альп... Бельцова пишет великолепные пейзажи - и общается с медиками. Те предлагают ей сложную и крайне рискованную для того времени экспериментальную операцию по удалению части пораженного легкого. Она соглашается. Поездку оплатила верная подруга Аустра Озолиня-Краузе, которая была рядом в этот сложный период. Операция прошла удачно, болезнь отступила и Бельцова прожила долгую и насыщенную жизнь. На этот раз, поправившись, Бельцова снова пишет великолепные пейзажи и натюрморты.
Александра Бельцова и Аустра Озолиня-Краузе. 1920-е гг.
Александра Бельцова (1892-1981). Портрет Аустры Озолиня-Краузе. 1927 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Горная деревня с церковью. Бумага, акварель. 31 x 39 см.
The Bru Sale Gallery, Брюссель, 2017 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Южнофранцузский пейзаж в сумерках. Холст, накл. на картон, масло.
26 х 41,5 см. Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Город на юге Франции. Бумага, акварель. 15 х 20,5 см.
Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Пейзаж на юге Франции. Картон, масло.
Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Пейзаж южной Франции. Ванс. Фанера, масло. 25,5 x 34 см.
Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Монахиня. Бумага, пастель. 17 х 13 см.
Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Натюрморт. В ожидании весны.
Картон, масло. 59,5 х 40,5 см. Аукцион-Галерея Jekabs, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Фиалки. Бумага, масло. 18 х 15 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2011 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Натюрморт с альпийскими фиалками.
Картон, масло. 50x40 см. Аукцион Artembassy, Рига, 2018 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Желтые цветы. Холст, масло. 48 х 41 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2013 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Балтийские тюльпаны. Холст, масло. 45 х 35,5 см.
Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.
Александра Бельцова и Роман Сута на Балу прессы в Риге в 1927 г.
Источник фото grani.lv
Личная жизнь супружеской четы не была похожей на сказку. Увы, как бы не хотелось некоторым описателям жизни Суты и Бельцовой изобразить их союз счастливым, это не так. В то время как Александра лечила во Французской Ривьере свои больные легкие, Роман оставаясь в одиночестве, познакомился с актрисой театра «Дайлес» Бените Озолине. Завязалась драматическая любовная переписка. Наступил момент, когда Сута ушел из семьи к Бените.
Романы мужа с другими женщинами не были новостью для Александры. Она смотрела на его увлечения с аристократическим спокойствием и никогда не устраивала скандалы. Но четыре года интриг и лжи со стороны мужа и его подруги вымотали ее, хотя именно в это время Александра написала много интересных и значимых картин. Однако Роман всегда негативно отзывался о ее творчестве.
Роман Сута (1896-1944). Портрет Александры Бельцовой. 1920-1923 гг.
Бумага, карандаш. 24,6 х 34,7 см. Латвийский национальный художественный музей, Рига.
В 1937 году Сута прибыл в Париж как главный художник павильона Латвии на международной выставке. «Княгиня, почему молчите?» -- писал он жене, когда Александра несколько раз не отозвалась на приглашение навестить его. (В хорошем настроении он называл Бельцову «княгиней», а когда сердился -- «русской луковицей».) Но Александра хотела сделать мужу сюрприз и явиться неожиданно. Когда же она с дочерью вышла на перроне парижского вокзала, Роман с огромным гонораром в кармане уже мчался в автомобиле в Италию с актрисой Бенитой Озолиня и ее подругой. «Нам с мамочкой все это время пришлось соблюдать строгую диету, не обедать, питаться длинными французскими батонами, взятой с собой копченой колбасой и виноградом «дамские пальчики», -- вспоминала дочь Таня.
Александра Бельцова и Роман Сута на Балу прессы в Риге в 1927 г. Фрагмент фотографии.
Источник фото grani.lv
Роман пробыл за границей почти два года. И вернулся в Ригу как раз в тот момент, когда Александра садилась на корабль, отплывающий в Стокгольм, - она отправлялась туда по приглашению итальянского посла, чтобы обсудить вопросы, связанные с персональной выставкой. Бельцова даже сделала акварель – растерянный Сута стоит на берегу и смотрит, как отходит от пристани корабль с его женой на борту. В это же самое время в жизни Бельцовой появился неотразимый испанец.
Александра Бельцова на Французской Ривьере. Фотография 1930-х гг.
Осенью 1938 года в поездке в Стокгольм Бельцову сопровождал архитектор, художник, тогдашний заместитель директора знаменитого мадридского Музея «Прадо» Роберто Фернандес Бальбуэна. Он выступал по всей Европе с лекциями о коллекции «Прадо» и на какое-то время приехал в Латвию. В Стокгольм Бельцова собиралась на переговоры о персональной выставке. Но знакомый, который должен был ее сопровождать, поехать не смог и вместо себя посоветовал Бальбуэну, у которого тоже были дела в Стокгольме.
Выставка не состоялась, договориться ни о чем не удалось. Кроме того, Александра хотела познакомиться и пообщаться с послом СССР в Швеции Александрой Коллонтай, но та оказалась в командировке. Зато в творческом плане поездка была удачной: Бельцова привезла домой массу эскизов и законченных работ. И еще ее скрасило романтическое приключение. Трудно предположить, во что это могло бы вылиться дальше, но Александра вернулась в Латвию, а Роберто отправился дальше по Европе. Какое-то время они переписывались, но с началом Второй мировой войны переписка прервалась. В последнем письме он сообщал, что отправляется в Америку главным ответственным за испанский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Бенита Озолиня и Роман Сута. Фотография 1938 г.
Вообще 1930-е годы были очень сложным периодом для Бельцовой. Они с Романом разводились, инициатива развода исходила от Суты, и процесс длился несколько лет, вплоть до 1941-го. Александре хотелось, наконец, расставить все точки над «и», а Роман плел какие-то интриги, тянул время - ведь развод означал бы, что он должен тут же жениться на Бените. Для Александры все это было унизительно.
Александра устала от этого бестолкового брака и хотела лишь одного – чтобы ее просто оставили в покое. А с некоторого времени у нее появилась приятная тайна по имени Минтаутс… Она писала его портрет. Бельцовой было тогда сорок восемь, ему – на двадцать лет меньше. Но он безумно полюбил ее грустную улыбку. Сначала она не принимала его всерьез, но все-таки отдалась чувству, и оно незаметно стало серьезным. «Наконец я счастлива. Жизнь кажется мне полнокровнее, я наслаждаюсь ею», - записала Бельцова в дневнике. Но в 1941 году Минтаутса выслали в Сибирь.
И наконец, развод с Сутой состоялся. Однако перед войной они успели пожениться второй раз! Сута явился к бывшей жене и стал угрожать, что если она не распишется с ним заново, он покончит с собой. Ей на тот момент было все равно, требует Роман развестись или расписаться заново, весь этот разыгранный Сутой спектакль ее уже не волновал.
Роман Сута и Александра Бельцова. Фотография 1930-х гг.
Александра Бельцова (1892-1981). Автопортрет. 1940-е гг. Холст, масло.
Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Портрет Романа Суты. Холст, масло.
27,5 х 21 см. Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.
В годы Второй мировой войны А. Бельцова оставалась в Латвии. Р. Сута, занимавший должность главного декоратора Рижской киностудии, в начале лета 1941 г. вместе с другими сотрудниками Рижской киностудии, где он работал, эвакуировали в СССР, в Грузию, где стал работать художником в Тбилисской киностудии. В 1944 г. по необоснованному обвинению был арестован и расстрелян как «враг народа». Жена узнала о гибели мужа намного позднее, реабилитированного только в 1959 г.
В декабре 1943 - январе 1944 гг. Бельцова участвовала в выставке художественного салона «Искусство и архитектура» в оккупированной немцами Риге, в апреле–мае 1944 – в Выставке картин русских художников, устроенной Русским комитетом в пользу эвакуированных в Рижском художественном музее.
Александра Бельцова (1892-1981). Ночь перед битвой. 1940-е гг. Бумага. пастель, 27,3 х 38,4 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2020 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Из альбома пастельных рисунков «В Резекне у Франциска Варславана».
1940-1941 гг. Бумага, пастель. Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Кухня. Бумага, пастель. 37 х 44 см. Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Две девочки. Бумага, пастель, 21x29 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2018 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Девушка с учебником. 1943 г.
Холст, масло. 81 х 60 см. Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Портрет инженера Енина. 1945 г.
Холст, масло. 80,5 x 61,5 см. Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2013 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Мастерская. Кон. 1930-х – нач.1940-х гг.
Картон, пастель. 42,5 x 33,5 см. Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2013 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Двойной акт. 1943 г. Картон, масло. 46 х 70 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2008 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Сидящая обнаженная. Бумага, пастель.
26,5 х 22 см. Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Улица в Тукумсе. 1947 г. Холст, масло, 40,5х50 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2007 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Пейзаж с котом. 1940-е гг. Картон, масло. 50 х 39 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2007 г.
А.М. Бельцова, член Союза художников Латвийской ССР.
В 1945 году, с приходом советской власти, А. Бельцова была принята в Союз художников Латвийской ССР. В 1946 году, впервые после долгого перерыва посетила Москву и Ленинград. В первой половине 1950-х гг. ей вменялся в вину «формализм», однако из Союза не исключили, а только «поставили на вид» и рекомендовали «подучиться» за недостаточное владение техникой рисования! Человеку пенсионного возраста пришлось посещать студии, где рисовали с натуры. Но все это напоминало ей салоны в Париже, куда мог приходить любой желающий и работать с живой моделью, и она увлеченно там занималась.
Это вынудило её приспосабливаться к требованиям соцреализма и обратиться к жанру реалистического портрета, который позже формировался у нее под влиянием «сурового стиля».
Александра Бельцова (1892-1981). Портрет неизвестной. Конец 1940-х - нач.1950-х гг.
Бумага, дублированная на картон, пастель. Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Актриса Анта Клинтс (Anta Klints, 1893-1970). Нач. 1950-х гг.
Холст, масло. Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). В натурной студии. 1950-е гг. Бумага, акварель.
27,3 x 19,3 см. Аукцион Artembassy, Рига, 2017 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Сидящая обнаженная. Бумага. пастель.
42 x 30,5 см. Аукцион Artembassy, Рига, 2018 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Обнаженная. 1950-е гг. Картон, масло.
68 х 50 см. Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2007 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Обнаженная. Холст, масло. 45 x 33 см.
Аукцион Artembassy Рига, 2018 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Рига. Вид с улицы Элизабетес на Верманский сад. 1956 г.
Картон, масло. 24 x 34 см. Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2017 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Город. 1960-е гг. Бумага, пастель. 29 х 40 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2019 г.
Александра Бельцова (1892-1981). В холле гостиницы.
Александра Бельцова (1892-1981). Рыбаки у реки. 1960 г. Холст, масло. 31,5 х 44 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2007 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Лодки у моря. 1960 г. Холст, масло, 33,5 х 43 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2007 г.
Александра Бельцова (1892-1981). В южном парке. Из альбома зарисовок «Кавказ». 1960-1964 гг.
Бумага, пастель. 20,1 х 28,6 см. Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Сочи. 1960 г. Холст, масло. 50 х 60 см.
Александра Бельцова (1892-1981). Два мола. Из альбома рисунков «Кавказ». 1960-е гг. Бумага, пастель.
Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Женщина на берегу моря. Из альбома зарисовок «Кавказ». 1960-1964 г.
Бумага, пастель. 20,1 х 28,5 см. Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Юная виолончелистка. 1960-1964 гг.
Бумага, пастель. Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Музыкантши. Картон, масло. 49 х 80 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2007 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Натюрморт с тюльпанами. 1950-е гг. Холст, масло. 66,5 х 66,5 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2007 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Цветы. 1960-е гг. Бумага, пастель. 59 х 49,5 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2008 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Автопортрет. 1950-е гг. Бумага, смешанная техника. 27,5 x 40 см.
Аукцион Artembassy, Рига, 2017 г.
В послевоенные годы, работая в технике пастели, А. Бельцова создает целый ряд портретов деятелей культуры и искусства Латвии. А затем с не меньшим удовольствием возвращается к своей колористической манере и к декоративной условности, что принесло ей признание в качестве классика современного латышского изобразительного искусства.
К числу характерных портретов кисти А. Бельцовой можно отнести портреты (Яна Райниса, 1923; балетмейстера Е. Тангиевой-Берзниек, 1945; художниц Л.К. Аузы, 1957; М.Е. Бирите, 1958; оперной певицы Ж.-Л. Гейне-Вагнер в роли Тоски, 1958; актрисы Я. Панкрат, 1961; балерины И. Гаптер, 1964). Бельцова также продолжала писать пейзажи, натюрморты; занималась книжной иллюстрацией, сатирической графикой. Оформила детские книги для Латгосиздата: «Сашина книжка» А.Т. Кононова (1947, совместно с В.Р. Дишлером), сказка «Теремок» (1951, совместно с В.А. Крегер), «Моя сказка» Ю.А. Жемайте (1953) и другие.
Персональные выставки А. Бельцовой состоялись в Риге (1962, 1972), Тукумсе (1963), Лиепае (1973), Ленинграде (1972-1973 и 1977).
Александра Бельцова (1892-1981). Портрет Анны Ахматовой. Холст, масло. 65 x 54 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2017 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Арвид Озолыньш (в роли Скарбония в балете А. Хачатуряна «Спартак»). 1961 г.
Холст, масло. Музей литературы и музыки, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Портрет балетного танцора Арвида Озолыньша.
Серебряная бумага, пастель. Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Портрет М. Дебренас (M. Debrēnas).
Бумага, пастель. 50 х 37 см. Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Доктор Херцфельд. 1971 г. Холст, масло.
80,5 x 50,5 см. Аукцион Artembassy, Рига, 2016 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Подруги. 1966 г. Картон, масло, 52,5 х 71,5 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2008 г.
А вот эти подружки Бельцовой мне чем-то напоминают известную картину, хотел сказать «Чаепитие в Мытищах»,
нет скорее «Чаепитие со священником» Н.Н. Сапунова:
Н.Н. Сапунов (1880-1912). Чаепитие со священником. Картон, темпера. 55,8 х 97,8 см.
Государственная Третьяковская галерея.
Александра Бельцова (1892-1981). Портрет Татьяны Суты, дочери художницы.
1967-1968 гг. Бумага, пастель. 46,7 x 32,8 см. Аукцион Artembassy, Рига, 2016 г.
Александра Бельцова (1892-1981). В кафе. 1970-е гг. Холст, смешанная техника. 66 x 33 см.
Коллекция банка Rietumu, Рига.
В 1970-х годах художница воссоздает некоторые эпизоды своей жизни, создавая своеобразный альбом визуальных воспоминаний. Возможно, картина «В кафе» тоже относится к этой серии, эскиз которой был написан еще в далекие 1920-е годы.
Александра Бельцова (1892-1981). В кафе. Эскиз. 1920-е гг. Бумага, тушь. 24,5 x 22,7 см.
Латвийский национальный художественный музей, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Девушка и моряк. Холст, накл. на картон, масло. 48,7 х 35 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2013 г. Продано за EUR 996.01 евро.
Александра Бельцова (1892-1981). Триптих «Горожанки». Бумага, пастель. 21 х 15,5 см.
Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Девочки. Бумага, пастель, 30 x 48,5 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2015 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Спящая девушка. 1960-е гг. Бумага, пастель. 29 х 38 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2009 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Обнаженная с книгой. 1970-е гг. Бумага, пастель. 43 x 61,5 см.
Аукцион Artembassy, Рига, 2017 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Клоунада. 1971 г. Бумага, акварель, пастель. 28 х 38,5 см.
Продано за EUR 498.01 евро.
Александра Бельцова (1892-1981). Цирк. 1971 г. Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2019 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Берег моря (Near The Sea). 1970-е гг. Бумага, пастель. 28 x 40 см. Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2019 г.
А здесь напрашивается классическое сравнение с Impression Клода Моне:
Клод Моне (1840-1926). Впечатление. Восход солнца (Impression, soleil levant). 1872 г. Холст, масло. 48 х 63 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Александра Бельцова (1892-1981). Цветы. 1973 г. Картон, масло. 49 х 62 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2008 г.
Александра Бельцова (1892-1981). Натюрморт с цветами. 1976 г. Картон, масло. 50 х 70 см.
Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.
Александра Бельцова (1892-1981). Рижский парк осенью. 1976 г. Картон, масло. 50 x 80 см.
Аукцион Artembassy, Рига, 2019 г.
Александра Митрофановна Бельцова. Фотография, вторая половина 1960-х-1970-е гг.
Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.
Александра Митрофановна Бельцова скончалась 1 февраля 1981 года в Риге в возрасте 89 лет.
Похоронена на Лесном кладбище.
Памятные мемориальные выставки А. Бельцовой прошли в Риге (1984 и 2002), Лиепае и Мадоне (1985),
Валмиере (1986), Риге (2019-2020)
Постер выставки «Александра Бельцова (1892–1981). Живопись. Графика. Фарфор мастерской «Балтарс».
Латвийский национальный художественный музей, Рига. 12 октября 2019 г. - 12 января 2020 г.
В 2004 году дочь художника Татьяна Сута, искусствовед и тележурналист, завещала Национальному художественному музею Латвии квартиру, в которой жила семья художников, а также всю коллекцию их работ и семейный архив. На этой основе в 2008 году в Риге открыт Музей Романа Суты и Александры Бельцовой (ул. Элизабетес, 57А).
Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига. Вывеска на доме по ул. Элизабетес, 57а.
Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига. Вводная экспозиция.
Natālija Jevsejeva, Aleksandra Beļcova. 2014. Izdevniecība «Neputns. 25.5x22 cm
Автор Наталья Евсеева «Александра Бельцова». Монография. Издательство «Neputns»,
Рига, 2014 г. Формат 25,5 х 22 см.
ИСТОЧНИКИ:
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва, Издательство Clobal Expert
& Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 65, 114.
Творчество Александры Бельцовой в честь 125-летнего юбилея художницы представили в Риге
https://artchive.ru/news/2548~Tvorchestvo_Aleksandry_Bel'tsovoj_v_chest'_125letnego_jubileja_khudozhnitsy_predstavili_v_Rige