ИРЛАНДСКИЙ ХУДОЖНИК-ПРЕРАФАЭЛИТ ФРЕДЕРИК УИЛЬЯМ БЁРТОН / FREDERIC WILLIAM BURTON (1816-1900)
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Хеллелила и Хильдебранд, встреча на башенной лестнице. 1864 г.
Бумага, акварель, гуашь. 95,5 x 60,8 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816 -1900) - ирландский художник-прерафаэлит, прекрасный рисовальщик и портретист. Картины прерафаэлитов оказали влияние на собственные работы Бёртона. В Лондоне он завязал дружеские отношения с членами Братства, включая Эдварда Берн-Джонса и Джона Эверетта Миллеса. Бёртон получил образование в Дублине и в возрасте 21 года избран ассистентом Королевской академии, а спустя 2 года - академиком. В течение 20 лет занимал пост директора Национальной галереи Лондона.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Автопортрет. 1845 г. Бумага, карандаш. 51,2 x 35,9 см.
Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (англ. Frederic William Burton) родился 8 апреля 1816 года в Ирландии в графстве Уиклоу. Он был третьим сыном художника-любителя Сэмюэла Фредерика Бёртона и его жены Ханны Маллет. Наследственное поместье Бёртонов Клифден-хаус в Корофине было построено в середине XVIII века. Дедушкой будущего художника были майор Эдвард Уильям Бёртон, главный шериф графства Клэр в 1799 году, а его жена Джейн Блуд происходила из соседнего Рокстоуна. В 1826 году в 6-летнем возрасте Фредерик переехал с родителями в графство Клэр на западное побережье Ирландии. Фредерик получил художественное образование от братьев Брокас. Он начал свою карьеру в качестве художника миниатюрных портретов. Антиквар, художник и археолог Джордж Петри был его наставником и другом всю жизнь. Он привез Бёртона в Коннемару в 1838 году, где Бёртон документировал и зарисовывал ирландские исторические руины и памятники.
Бёртон получил образование в Дублине и в возрасте 21 года вошел в совет Ирландской королевской академии Гиберниан (RHA) и археологического общества Ирландии, а спустя 2 года - избран академиком. В 1832 году он уже начал выставляться в RHA в Дублине, а в 1842 году - в Королевской академии в Лондоне. И в 1842 году совершает свою первую поездку в Германию, которая положила начало его путешествиям по Европе для изучения произведений старых мастеров.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Вид на реку в сумерках. 1830 г. Коричневая бумага с белыми бликами, уголь.
29 х 41,5 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Портрет Ханны Маллет, матери художника. 1824-1830 гг.
Акварель на слоновой кости. 13,5 х 10 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Портрет преподобного Роберта Натаниэля Бёртона,
ректора г. Борриса, брата художника. 1824-1830 гг. Бумага, акварель с белыми бликами. 13 x 8 см.
Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Портрет Изабеллы Бёртон (урожденной Уолш),
жены преподобного Роберта Натаниэля Бёртона (ум. 1851) и невестки художника. 1824-1830 гг.
Картон, акварель. карандаш. 15 x 10 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Портрет мальчика. 1833 г. Бумага, акварель. Н=26 см.
Когда художник написал этот портрет, ему было 17 лет, а выставляться в Академии он начал уже в 15 лет.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Женщина в белом. 1836 г. Рама из позолоченной бронзы
с цветочной каймой на красном бархате. 19 х 12,7 см. Аукцион Bonhams, Лондон, 2009 см.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Акт IV, Сцена 1 из трагедии Джорджа Гордона Байрона «Двое Фоскари».
1838 г. Бумага, акварель, карандаш. 68 х 82 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Портрет-миниатюра офицера. 1839 г.
Аукцион Bonham’s, Kidlington, Великобритания, 2014 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). В стране Джойс (Коннемара, графство Голуэй). 1840 г.
Бумага, акварель. 25,3 х 36 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Сосновый Пень – Тироль. 1850-е гг. Бумага, гуашь, акварель.
26,8 х 32,2 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Утонувший ребенок рыбака Арана. 1841 г.
Бумага, акварель. 88,4 х 78,5 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Портрет Джона Фицджеральда Анстера. 1840-е гг.
Бумага, акварель, карандаш. 45,7 х 35,6 см. Частное собрание.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Этюд к портрету леди Гор-Бут и ее дочерей. 1844 г.
Бумага, акварель, карандаш. 7,5 х 10 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Этюд к портрету актрисы Хелен Фокит. 1845 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Портрет Хелен Фокит (1817-1898),
позднее леди Мартин в образе Антигоны.1845 г. Бумага, акварель, карандаш.
91,5 х 58,4 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Энни Каллуэлл. Конец 1840-х гг.
Бумага, акварель, карандаш. 59,1 x 40,6 см. Национальная галерея Ирландии,
Дублин.
Портрет сэра Генри Марша, личного королевского врача. Гравюра Джона Кирквуда
по рисунку Фредерика Бёртона. 21,1 х 12,8 см. 1841 г. Британский музей, Лондон.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Доктор Георг Джеймс Аллман (1812-1898),
ботаник и зоолог. 1840-е гг. Бумага, черный мел. 42 x 31,1 см. Национальная галерея
Ирландии, Дублин.
Доктор, нумизмат и археолог Аквилла Смит (1806-1890). Офорт Джона Кирквуда
по рисунку Фредерика Бёртона. 1843 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Портрет джентльмена с книгой. 1840-е гг.
Бумага, акварель, карандаш, белая гуашь. 40 х 32 см. Национальная галерея Ирландии,
Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Падди Коннели, игрок на волынке. Конец 1840-х гг.
Бумага, акварель, гуашь. 34,3 х 26 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Джеймс Кларенс Мэнген (1803-1849), поэт,
после смерти в больнице Meath Hospital, Дублин. 1849 г. Бумага, красный и черный мел.
13,7 x 17,2 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Фотопортрет.
В 1840-е и 1850-е годы Фредерик Бёртон много путешествовал в Германии по Баварии, делая наброски и рисуя народную жизнь и архитектуру, а также работал на Максимилиана II Баварского, копируя произведения искусства в Мюнхене. Во время этих путешествий он познакомился с историей континентального искусства и музеями. Он продолжал рисовать, беря свои сюжеты из жизни местного крестьянства и развивая стиль, который заставил критиков сравнить его с Ван Эйком, Мемлингом, Гольбейном и другими ранними фламандскими и немецкими мастерами. В 1856 году Бёртона избрали членом в Королевское общество живописцев в жанре акварели.
Фредерик Бёртон возвратился и обосновался в Лондоне в 1858 году в качестве художника сюжетных картин и портретов. В 1861 году покупает дом в Лондоне по адресу Аргайл-Роуд, 43, Кенсингтон. Бёртон наиболее известен благодаря своим акварельным работам: «Слепая девушка у священного колодца. Сцена на западе Ирландии» (1839), «Утонувший ребёнок рыбака Арана» (1841), «Первый взгляд Фауста на Маргариту» (1857) и «Встреча на башенной лестнице» (1864, также известна как «Хеллелила и Гильдебрант») из Национальной галереи Ирландии. Картина «Встреча на башенной лестнице» признана в 2012 году ирландцами любимой картиной, выбранной из 10 представленных критиками работ других авторов. Бертон работал акварелью на протяжении всей своей карьеры, ни одной картины маслом не известно.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Дизайн для Золотой фибулы броши, подаренной Хелен Фокит.
1850-е-1874 гг. Картон, акварель, карандаш. 10,2 x 9,1 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Богородица и младенец с ангелами. 1850-е-1874 гг.
Холст, масло с позолотой. 53,4 х 38 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Копия головы Девы Марии с картины
Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах». 1850-е-1874 гг. Бумага, карандаш.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Копия с картины Рембрандта «Поклонение пастухов» (1646).
1850-е-1874 гг. Бумага, акварель, карандаш. 16 x 13,1 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Копия с картины Питера Пауля Рубенса «Ужасы войны» (1638-1639)
из Галереи Питти. 1850-е-1874 гг. Бумага, акварель, карандаш.15,4 х 23 см. Национальная галерея Ирландии,
Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Албанец с ножом. 1850-е гг. Бумага, акварель, мел.
55,7 х 40 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Молодая баварская крестьянка. 1850-е гг.
Бумага, акварель, карандаш. 27,8 х 22,6 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Воскресное утро. 1850-е гг.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 30 х 23 см. Частное собрание.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Портрет молодой девушки. 1850-е гг.
Бумага, карандаш. 29,3 х 24,2 см. Дублинская городская галерея Хью Лейна.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Фауст и Маргарита. 1850-е гг. Бумага, акварель,
белая гуашь, карандаш. 44,7 х 40 см. Аукцион Bonham’s, Лондон, 2018 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Первый взгляд Фауста на Маргариту. 1857 г.
Бумага, акварель, белила. 71 х 62,5 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Этюд к голове Фауста. 1857 г. Бумага, акварель, карандаш.
11 x 15 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Слепая девушка у святого источника.
Сцена на западе Ирландии. 1839 г. Бумага, акварель, белила. 88,9 х 71,8 см.
Частное собрание.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Вдова Вёльма. 1959 г. Бумага на картоне,
акварель, карандаш. 58,5 х 46 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2016 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Девушка с корзиной персиков. 1858 г.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 38 х 28,3 см. Аукцион Adam's, Дублин, Ирландия. 2016 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Крестьяне Верхней Франконии в ожидании исповеди.
1850-е гг. Бумага, карандаш и акварель с белыми бликами. 37,5 x 31,7 см.
Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Часовня Святого Евхария, Нюрнберг. 1857 г.
Бумага, акварель. 55,6 х 37,7 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Фредерик Бёртон восхищался творчеством художников Братства прерафаэлитов, которое было основано в 1848 году. Картины прерафаэлитов оказали влияние на собственные работы Бёртона. В Лондоне он завязал дружеские отношения с членами группы, включая Эдварда Берн-Джонса и Джона Эверетта Миллеса. Однако художником, к которому Бёртон был лично ближе всего, был Эдвард Берн-Джонс, младше его на семнадцать лет, но человек, который разделял его научный подход к живописи и художественно-исторические интересы. Когда в 1870 году Берн-Джонс покинул общество акварелистов после того, как были высказаны возражения против наготы одной из его фигур, Бёртон с сочувствием поддержал его и отказался пересмотреть свое решение. В 1874 году Бёртон был назначен директором Национальной галереи и полностью перестал рисовать.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Мечты. 1861 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш, гуммиарабик.
20,3 х 30,5 см. Йельский центр Британского искусства, Нью-Хейвен, США.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Ширин (Shireen). 1862 г.
Бумага, акварель, карандаш. 47 х 34 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2015 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Елица (Yelitza). 1862 г. Бумага, акварель,
карандаш, гуммиарабик. 33 x 23,5 см. Аукцион James Adams Auctioneers, Дублин, 2005 г.
Портрет продан за £ 18.446 англ. фунтов.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Миранда в детстве. 1864 г. Бумага, акварель,
гуашь, карандаш, гуммиарабик. 47,5 х 27,3 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2004 г.
Картина продана за 265.500 фунтов стерлингов.
На обороте картины сделана надпись: «Этот остров полон шумов, звуков и сладкого воздуха,
которые доставляют удовольствие и не причиняют боль» (Уильям Шекспир, «Буря»)
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Миранда в детстве. 1864 г.
Бумага, акварель, гуашь. Частное собрание.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Весна (Springtime). 1863-1865 гг.
Белый картон, акварель, гуашь. 35,4 x 26,4 см. Гарвардский художественный музей,
Кембридж, США.
Второе название картины «Ломонос» (Clematis) - это цветы, которые девушка держит в руке.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Хеллелила и Хильдебранд,
встреча на башенной лестнице. 1864 г. Подготовительный рисунок.
101,5 х 68,4 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Хеллелила и Хильдебранд,
встреча на башенной лестнице. 1864 г. Бумага, акварель, гуашь.
95,5 x 60,8 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Сюжет картины взят из средневековой датской баллады, переведенной другом Бертона Уитли Стоксом в 1855 году, в которой рассказывается история Хеллелилы, влюбившейся в своего личного телохранителя Хильдебранда, принца Энгелландского. Ее отец не одобрял этих отношений и приказал своим семерым братьям убить молодого принца. Бёртон предпочел представить себе романтический момент из истории: финальную встречу двух влюбленных. Хотя Бёртон никогда не писал маслом, интенсивность оттенка подобна интенсивности масляной живописи. По итогам опроса, проведённого в 2012 году, работа Фредерика Уильяма Бёртона «Хеллелила и Хильдебранд, встреча на башенных ступенях» была признана самой любимой картиной в Ирландии.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Встреча на башенной лестнице.
Этюд. 1864 г. Бумага, акварель. 24,9 x 14,7 см. Частное собрание.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Рыцарский оруженосец (The knights esquire).
1864 г. Бумага, акварель. 44,3 х 34,6 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Натурщиком для этой картины был Уильям Пол, который позже назвал себя Уильямом Поэлем. Он был хорошо известным продюсером пьес своего времени, преимущественно Шекспира. Он умер в возрасте 82 лет в 1934 году. Следовательно, мальчику-оруженосцу на картине было приблизительно 12 лет.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Портрет Мэри Энн Кросс. 1860-е гг.
Бумага, карандаш. 54,3 х 45,1 см. Национальная портретная галерея, Лондон.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Портрет Джордж Элиот. 1850-е гг.
Бумага, акварель. 39,3 х 31,6 см. Британский музей, Лондон.
Мэри Энн Эванс (1819-1880) – известная английская писательница, которая в 1857 году при публикации романа «Сцены из жизни духовенства» взяла псевдоним «Джордж Элиот». Фредерик Бёртон впервые с ней познакомился в 1858 году в Мюнхене. В 1864 году совершает с ней поездку в Италию и с её спутником Джорджем Генри Льюисом. Начинает новый портрет Джордж Элиот.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Мэри Энн Кросс, урожденная Эванс (Джордж Элиот).
1865 г. Бумага, мел. 51,4 х 38,1 см. Национальная портретная галерея, Лондон.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Римская девушка. 1865 г. Бумага, акварель.
50 x 37 см. Аукцион Chiswick Auctions, Лондон, 2019 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Катерина (Кейт) Гресли Болл (1838-1871). 1866 г.
Бумага, красный и черный мел. 39,6 х 33,2 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Усталость. 1866 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш, гуммиарабик.
43 х 61 см. Аукцион Adam’s, Дублин, 2010 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Мисс Мэри Паллисер, невеста художника. 1866 г.
Бумага, мел, карандаш. 45,7 х 33 см. Дублинская городская галерея Хью Лейн.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Портрет Мэри Паллисер. 1867 г.
Бумага, акварель, карандаш. Провинциальный Архив Саскачевана
(Provincial Archives of Saskatchewan), Канада.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Портрет молодой женщины (Кассандра Феделе).
1860-е гг. Бумага, мел, карандаш. 53,3 х 37,5 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2011 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Кассандра Феделе, поэт и музыкант. 1869 г.
Бумага, акварель, пастель. 76,6 х 52,8 см. Дублинская городская галерея Хью Лейн.
Генри Танворт Уэллс (1828-1903). Сэр Фредерик Уильям Бёртон. До 1903 г.
Холст, масло. 76,2 х 63,8 см. Национальная портретная галерея, Лондон.
В 1874 году премьер-министр Великобритании Уильям Гладстон назначил Фредерика Бёртона на пост директора Национальной галереи Лондона. В июне 1874 года он получил специальный грант на приобретение художественной коллекции Александра Баркера, которая включала картины Пьеро делла Франческа и «Венера и Марс» Боттичелли. На покупку этих произведений был выделен грант размером 87.500 фунтов стерлингов, и после этого ежегодная выдача грантов прекратилась на несколько лет. Закончился «золотой век коллекционирования» Национальной галереи, который подарил ей безупречный облик. В 1876 году галерея пополнилась 94 картинами преимущественно голландских художников, а также работами Поллайоло, Дирка Боутса и Каналетто. В этом же году осуществлена пристройка к галерее Барри.
За 20 лет своего руководства Бёртон отвечал за многие важные покупки, среди которых «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи, «Мадонна Ансидеи» Рафаэля Санти, «Конный портрет Карла I» Антониса Ван Дейка, «Послы» Ганса Гольбейна-младшего и «Дон Адриан Пулидо Пареха» Диего Веласкеса (впоследствии приписана помощнику Веласкеса - Хуану Батиста Мартинесу дель Мазо). Он также добавил к этой серии ранние картины итальянских мастеров. Число приобретённых работ за время его пребывания на посту составляет более 500. Посетивший галерею в 1899 году русский художник и главный идеолог объединения «Мир искусства» Александр Бенуа записал в своих дневниках: «Я от одного восхищения переходил к другому. Действительно, нигде в мире как будто нет такого изысканного подбора картин, как здесь».
Сандро Боттичелли (1445-1510). Венера и Марс. 1483 г. Дерево, темпера. 69 х 173,5 см.
Национальная галерея, Лондон.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Мадонна в скалах. 1491-1499 гг.
Дерево (тополь), масло. 189,5 х 120 см. Национальная галерея, Лондон.
Рафаэль Санти (1483-1520). Мадонна Ансидеи. 1505-1507 гг. Дерево, масло.
209,6 х 148,6 см. Национальная галерея, Лондон.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Послы. 1533 г. Дерево (дуб), масло. 209,5 х 207 см.
Национальная галерея, Лондон.
Энтони ван Дейк (1599-1641). Конный портрет Карла I. 1637-1638 гг.
Холст, масло. 367 х 292,1 см. Национальная галерея, Лондон.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Портрет Мэри Флоренс Вандербильд. 1870 г.
Бумага, акварель. 46,5 x 37 см. Аукцион Adam’s, Дублин, 2011 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Портрет Сидни У. Крид Мартина. 1871 г.
Холст, масло. 76,2 х 63,5 см. Аукцион Gorringes Lewes, Англия, 2006 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Портрет миссис Джордж Смит (1824-1911),
урожденной Элизабет Блэквей. 1873 г. Бумага, акварель, гуашь, мел, карандаш.
Частное собрание.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Венецианская куртизанка. 1873-1874 гг.
Бумага, акварель, гуашь, пастель, мел, карандаш. 95,5 х 68,5 см.
Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Портрет молодой женщины (Мисс Энни Кэллвелл).
Бумага, акварель. 60 x 43 см Аукцион Adam’s, Дублин, 2018 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Жена Хасана Ага (The Wife of Hassan Aga).
Бумага, акварель, карандаш, гуммиарабик. 45,8 x 31,8 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2000 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Портрет судьи, барона Ричарда Пеннефатера (1773-1859).
Холст, масло. 91 x 64 см. Аукцион Ewbank's Woking, Англия, 2016 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Фальстаф, честный Джек. Бумага, акварель,
карандаш, гуммиарабик. 26,5 х 15,8 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2000 г.
Ум и обаяние Бёртона давали ему свободный доступ в Дублинское общество и местные интеллектуальные круги. Среди его ранних портретов были портреты писательницы Джордж Эллиот, сэра Сэмюэля Фергюсона и Сэра Люциуса О'Брайена, судьи Ричарда Пеннефатера и волынщика Падди Коннели и др. Действительно, мало было ирландских знаменитостей того периода, которых он не писал и не рисовал.
Личная жизнь Бёртона остается чем-то вроде закрытой книги. Биограф Бурк отмечает, что у него была экономка, но не было других слуг, и он жил довольно скромно для человека его социального положения. Ему было за 50, когда ему поручили написать портрет Мэри Паллисер из Комера-Хаус, Уотерфорд. Фредерик и Паллисер сблизились и, несмотря на более чем 20-летнюю разницу в возрасте, в 1868 году обручились. Однако помолвка была отложена по причинам, которые до сих пор остаются неясными. В конце концов, в 1879 году его невеста умерла от пневмонии.
Данте Габриэль Россетти (1828-1882). Портрет мисс Бёртон (Женщина в синем капюшоне).
Возможно, это дочь художника, а возможно и сама обрученная Мэри. 1865 г. Дерево, масло.
22,9 х 20,3 см. Аукцион Sotheby’s, 1996 г.
Если коротко подвести итоги жизни Фредерика Бёртона, то с 1851 по 1858 год он 7 лет проработал главным художником при дворе Максимилиана II Баварского в Мюнхене. Бёртон работал с археологом Джорджем Петри и вошёл в совет Ирландской королевской академии и археологического общества Ирландии. В 1856 году Бёртона избрали членом в Королевское общество живописцев в жанре акварели. Он ушёл в отставку в 1870 году, а в 1886 году получил почётное членство. С 1874 по 1894 гыл был директором Лондонской национальной галереи. В 1884 году Бёртону присвоено рыцарское звание и присуждена степень доктора права в 1889 году. В молодости он испытывал симпатию к партии «Молодая Ирландия».
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Этюд женской головы. Черный мел на бумаге
цвета буйволовой кожи. 48,2 х 33,5 см. Британский музей, Лондон.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Портрет Энни Фицджеральд. 1881 г.
Бумага, уголь. 36,8 х 29,2 см. Аукцион Burstow & Hewett, Battle, Англия, 2011 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Маленькая школьница. Бумага, акварель,
карандаш, гуммиарабик. 33 х 26,4 см. Аукцион Chiswick Auctions, Лондон, 2019 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Время кормления на ферме. Картон, масло.
44 x 35,5 см. Аукцион Bonham’s, Лондон, 2009 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Усадьба. 1893 г. Холст, масло. 50,8 х 76,2 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2011 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Водопой. 1880-1900 гг. Холст, масло. 32 х 47,5см. Антикварный салон
«100 веков», Москва. Эстимейт 425.000 руб.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Деревенская церковь. 1880-е гг.
Бумага, карандаш, гуашь. 39 х 35 см. Частное собрание.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Сцена с пришвартованными лодками и играющими детьми.
Холст, масло. 27,5 х 17,5 см. Аукцион Ewbank's Woking, Англия, 2012 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Усадьба на берегу реки. 1880-е гг. Бумага, акварель, карандаш. 20,5 х 32 см.
Аукцион, Woolley & Wallis, Солсбери, Англия, 2010 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Фруктовые деревья и оросительный канал. Эскиз для шпалеры.
Бумага, акварель. 30 х 36 см. Аукцион Whyte's, Дублин, 2009 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Скалы в окрестностях Дублина. 1880-е гг. Бумага, акварель, карандаш.
33 х 44,5 см. Частное собрание.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Пейзаж с пещерой и ельником. 1880-е гг. Бумага, акварель. 30 х 41см.
Аукцион Whyte's, Дублин, 2009 г.
Фредерик Уильям Бёртон (1816-1900). Фотопортрет. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Фредерик Уильям Бёртон скончался 16 марта 1900 года в Кенсингтоне, Западный Лондон в возрасте 84 лет.
Похоронен 22 марта рядом с родителями на кладбище Маунт-Джером в Дублине.
В 2017-2018 гг. в Национальной галерее Ирландии прошла большая ретроспективная выставка
Фредерика Уильяма Бёртона.
Программа юбилейных торжеств и выставки «Фредерик Уильям Бёртон: с любовью к искусству».
25 октября 2017 – 14 января 2018 гг. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Цитаты о Фредерике Уильяме Бёртоне:
Уильям Теккерей, посетивший в 1843 году королевскую Гибернианскую академию, где Бёртон выставлялся, отметил: «Рисунки и репутация Мистера Бертона хорошо известны в Англии: его картины были самыми почитаемыми в коллекции».
Королева Виктория заметила его портреты в Королевской академии в 1849 году, спросив: «Почему Мистер Бертон не приезжает в Лондон?»
Шотландский писатель и историк Томас Карлейль посетил Ирландию в 1849 году и встретился с Бёртоном, он похвалил его: «Бёртон, молодой портретист, с видом настоящего художника–таланта».
ИСТОЧНИКИ:
Перси Бейт. Прерафаэлиты. Перевод с английского издания 1901 г. Ю. Кулишенко. Москва, Издательство «ЭКСМО», 2019 г. (Серия «Гнедич. Академия художеств). Тираж 2000 экз. 240 стр., илл.