НИДЕРЛАНДСКИЙ ХУДОЖНИК СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЛАМБЕРТ ЛОМБАРД / LAMBERT LOMBARD (1505-1566). ЧАСТЬ I
Ламберт Ломбард (1505-1566). Автопортрет. 1566 г. Дерево, масло. 76,5 х 64,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Ламберт Ломбард (1505 или 1506 - 1566) - нидерландский живописец, рисовальщик, гравер, архитектор, археолог, коллекционер, нумизмат, мифограф, педагог, писатель и поэт, историк искусства эпохи Северного Возрождения.
Йоханнес Верикс (1549-1615), атрибуция. Портрет Ламберта Ломбарда. 1572 г.
Ламберт Ломбард или Ламберт Сустерман (нидерл. Lambert Lombard) родился в 1505 или 1506 году в Льеже, на территории тогдашних Южных Нидерландов. Художественное образование получил в Антверпене, оттуда отправился в Мидделбург (провинция Зеландия). Учился у живописца по стеклу Яна де Беера в Антверпене, у Яна ван Скорела (1495-1562) и Яна Госсарта (Мабюза, 1479-1541), с которым работал в Мидделбурге. В 1532 году Ламберт Ломбард поступил на службу к архиепископу Эрарду де ла Марку (1472-1538) в Льеже, где стал придворным художником и архитектором.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Святой Дионисий Ареопагит встречает Святого Павла.
1533 г. Панель, масло. 75,5 х 62,7 см. Музей изящных искусств Льежа, Бельгия.
Святой Дионисий Ареопагит из Нового Завета – ученик апостола Павла, живший в 1 веке.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Святой Дионисий исцеляет слепого перед храмом Марса.
1530-1540 гг. Панель (дуб), масло.73,5 х 61,5 см. Королевские музеи изящных искусств
Бельгии, Брюссель.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Святого Дионисия приводят на допрос к военачальнику Сисинию.
1533 г. Панель, масло. 75,5 х 62,7 см. Музей изящных искусств Льежа, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Обезглавливание Святого Дионисия. 1530-1540 гг.
Панель, масло. 76 x 61 см. Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Чудо с обезглавленным Святым Дионисием (Сен-Дени).
1533 г. Панель, масло. 75,5 х 62,7 см. Музей изящных искусств Льежа, Бельгия.
Епископ Дионисий за христианские проповеди был обезглавлен вместе с несколькими другими мучениками на так называемом «холме мучеников» в Париже, ныне известном как Монмартр. Легенда гласит, что Дени был не совсем готов встретиться со своим создателем. Он поднял голову и сунул ее под мышку. Пройдя несколько миль вокруг Парижа, он смыл кровь со своей головы в реке Сене и доказал чудо своей христианской веры, прежде чем упал и умер. Многие неверующие, видя сие чудо, уверовали в Христа.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Погребение Святого Дионисия. 1533 г.
Музей изящных искусств Льежа, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Король Дагоберт обнаруживает гробницу Святого Дионисия.
1530-1535 гг. Дерево, масло. 75 х 61 см. Церковь Сен-Дени (Святого Дионисия), Льеж, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566), атрибуция. Поклонение пастухов. Холст, масло. 100 х 150 см.
Берли-Хаус коллекция (Тhe Burghley House), Питерборо, Англия.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Поклонение волхвов. Панель из алтаря Церкви Сен-Дени
(Святого Дионисия), Льеж, Бельгия. Панель хранится в колледже Сен-Дени, Льеж, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Айзек и Ребекка. 1530-1535 гг. Музей Курция, Валлония, Льеж, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Кориолан и Ветурия. 1530-1535 гг. Панель, масло.135 х 142 см.
Музей Курция, Валлония, Льеж, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566), атрибуция. Христос и грешница. Панель, масло. 60 х 78 см. Частное собрание.
Ламберт Ломбард (1505-1566), атрибуция. Триптих. 1532 г. Поклонение волхвов (Центральная панель, масло. 110 х 76 см); Поклонение пастухов (Левое крыло. 110 х 76 см.); Избиение младенцев (Правое крыло. 110 х 76 см.). Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2004 г.
Это ранняя работа Ламберта Ломбарда, вероятно, датируемая незадолго до его знаменитых алтарных панно для Церкви Святого Дионисия, написанных около 1533 г. и находящихся в настоящее время в музеях Льежа и Брюсселя. Он разделяет с ними те же самые сильные стороны: восторг от архитектурных деталей и орнамента, скульптурные складки драпировки, хорошо прописанные выражения лиц и те же недостатки: неуверенность убедительно разместить фигуры в пространстве.
Ломбард был решительным последователем всего итальянского искусства от Рима до Ренессанса. Поэтому неудивительно, что правое крыло триптиха «Избиение младенцев» демонстрирует явный долг гравюре Маркантонио Раймонди по рисунку Рафаэля с тем же сюжетом.
Рафаэль Санти (1483-1520). Избиение младенцев. 1510 г. Рисунок. 23,2×37,7 см.
Маркантонио Раймонди (ок.1480-1534). Избиение младенцев. 1513-1515 гг. Гравюра по рисунку Рафаэля 1510 г.
23,8 х 43,4 см. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Поклонение волхвов. 1538 г. Панель, масло. 108 x 178 см.
Монастырь Эль-Эскориал, Мадрид, Испания.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Картина из серии «Добродетельные женщины» (Книга Есфири, Глава 5, стих 8).
1547-1548 гг. Холст, масло. 139,3 х 222,5 см. Церковь Святого Аманда, Хасселт, провинция Лимбург, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Император Август и Тибуртинская сивилла. 1547-1548 гг. Холст, масло. 145 х 180 см.
Церковь Святого Аманда, Хасселт, провинция Лимбург, Бельгия.
Тибуртинская сивилла предсказала императору Августу приход младенца, который будет могущественнее
всех римских богов.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Юдифь кладет голову Олоферна в сумку с едой Абры. 1541-1560 гг.
Холст, масло. 133 х 187 см. Церковь Святого Аманда, Хасселт, провинция Лимбург, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Клаудия Кинта буксирует корабль Кибелы, одетая как весталка-девственница.
1541-1560 гг. Холст, масло. 138,5 х 149 см. Церковь Святого Аманда, Хасселт, провинция Лимбург, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Чудо Пятидесятницы (День Святой Троицы). 1558 г. Панель, масло. 99,7 x 198,1 см.
Аукцион Sotheby's, Нью-Йорк, 2003 г.
Ламберт Ломбард (1505-1566), атрибуция. Христос и Ханаанская женщина.
Панель, масло. 85 x 67 см. Частное собрание.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Noli me tangere (Не прикасайся ко мне).
Ламберт Ломбард (1505-1566). Мадонна с Младенцем. Музей Санта-Крус, Толедо, Испания.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Мадонна с Младенцем и Святым Дионисием. Холст, масло.
85 х 69 см. Stedelijk Museum Wuyts Van Campen en Baron Caroly, Лир, Бельгия.
Портрет Ламберта Ломбарда их книги Доминика Лампсония (1532-1599). 1565 г.
В 1537 году любящий искусство льежский епископ Эрард де ла Марк послал Ламберта Ломбарда в Рим, чтобы купить произведения искусства. Английский кардинал Реджиналд Пол взял Ломбарда с собой в Италию в качестве члена дипломатической миссии, где Ламберт изучал античную скульптуру и совершенствовался под влиянием классических итальянских мастеров Возрождения, в особенности, Микеланджело и Рафаэля. Многие рисунки на основе античных статуй и рельефов легли в основу его классического воспитания. В 1537-1538 годы Ломбард работал в Риме. По возвращении он привез в Льеж не только произведения искусства, но и новые идеи об искусстве. Он стал знатоком литературы, археологии и теории искусства. Ламберт Ломбард вначале поселился в Люттихе. Позднее в 1557 году Ламберт побывал в Германии. В 1538-1566 годы жил и работал в Льеже. Вернувшись на родину, основал первую академию искусств к северу от Альп. Творчество Ломбарда, в качестве архитектора, повлияло на реконструкцию г. Льежа в эпоху Возрождения.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Триптих. Поклонение пастухов (Центральная панель. 123,2 х 95,9 см.);
Обрезание (Левое крыло. 123,2 x 47,9 см.). Поклонение волхвов (Правое крыло.123,2 x 47,9 см.).
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2011 г.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Триптих. Поклонение пастухов. Боковые крылья, вид сзади -
Избиение младенцев. Панель, масло. 2 х 123,2 x 47,9 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2011 г.
Ламберт Ломбард (1505-1566). «И говорил Господь чрез рабов Своих пророков» (Ominum Dominus
ad Servorum Suorum). Холст, масло. 32 x 54,5 см. Аукцион Jeschke van Vliet Auctions Berlin GmbH,
Берлин, 2015 г.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Ужин у Симона фарисея. Холст, масло. 75 х 101 см.
Собрание Шарля Римана, Дист, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Тайная вечеря. Панель, масло. 111,7 х 126,5 см. Музей Maagdenhuis,
Антверпен, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Тайная вечеря. Панель, масло. 110 х 210 см. Часовня Onze-Lieve-Vrouw-
van-Blindekenskapel, Брюгге, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Пиета (Pietá). 1550-1575 гг. Панель, масло. 106 х 67 см.
Аукцион Marques dos Santos, Порто, Португалия, 2019 г.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Чудо о хлебах и рыбах. Панель, масло. 104 х 110 см.
Рококс Хаус, Антверпен, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Чудо о хлебах и Рыбах. Фрагмент (1). Панель, масло.
Рококс Хаус, Антверпен, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Чудо о хлебах и Рыбах. Фрагмент (2).
Панель, масло. Рококс Хаус, Антверпен, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Жертвоприношение Иоакима отклонено. Панель (дуб), масло.
112 х 81 см. Музей изящных искусств, Льеж, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Портрет пожилого человека. Панель, масло. 33 х 28 см.
Частное собрание, Эссен, Германия.
Бартоломеус Брейн II (1551-1600), Ламберт Ломбард (1505-1566), устаревшая атрибуция.
Мужской портрет. Панель, масло. 48,5 х 33,5 см. Музей изящных искусств Льежа, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Восточное окно хоровой ризницы церкви Святой Троицы.
1860-е гг. Херстпирпойнт, Западный Сассекс, Англия.
Институт архитектуры Ламберта Ломбарда, Льеж. В процессе реставрации.
Ламберт Ломбард писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, а также портреты. Среди немногих работ масляными красками, бесспорно принадлежащих Ламберту Ломбарду, сохранилось немного: «Автопортрет» (Льеж, Музей валлонского искусства; Кассель, Картинная галерея; Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Сцена жертвоприношения» (Льеж, Музей валлонского искусства); «Триптих св. Петра» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), а также доски с изображениями легенды о Святом Дионисии (Льеж, церковь Сен-Дени; Льеж, Музей валлонского искусства; Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В церкви Сен-Дени в Льеже находятся три двусторонние доски с изображениями Страстей Христовых, которые также приписываются Ломбарду.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Автопортрет. Гравюра на дереве. D=9,8 см.
Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды.
МАСТЕРСКАЯ ЛАМБЕРТА ЛОМБАРДА И ХУДОЖНИКИ ЕГО КРУГА
Ламберт Ломбард (1505-1566), атрибуция. Сцены Страстей Господних и Воскресения Христова. 1541 г.
Музей изобразительных искусств, Хьюстон, штат Техас, США.
Ламберт Ломбард (1505-1566), circle. Благовещение. 1530-1535 гг.
Панель, масло. 105 x 61 см. Церковь Сен-Дени, Льеж, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566), circle. Рождество Христово. 1530-1535 гг.
Панель, масло. 89 х 61 см. Церковь Сен-Дени, Льеж, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566), follower. Поклонение пастухов. Панель, масло.
59,5 x 54,5 см. Аукцион Vanderkindere, Брюссель, 2017 г.
Ламберт Ломбард (1505-1566), circle. Поклонение пастухов. Панель, масло.
90 x 67 см. Аукцион Bonham’s, Лондон, 2008 г.
Ламберт Ломбард (1505-1566), мастерская. Поклонение пастухов. Панель, масло.
153 x 125 см. Аукцион Bonham’s, Лондон, 2009 г.
Ламберт Ломбард (1505-1566), circle. Поклонение пастухов. Панель, темпера.
74,7 x 56,3 см. Lindenau-Museum Altenburg, Тюрингия, Германия.
Ламберт Ломбард (1505-1566), circle. Поклонение пастухов. Панель, масло.
87,5 x 65 см. Утрехт, музей Catharijneconvent, Германия.
Ян Скорел (1495-1562) или круг Ламберта Ломбарда (1505-1566), атрибуция.
Поклонение волхвов. Панель, масло. 117 x 105 см. R.K. School aan de Oude Schans,
Амстердам, Нидерланды.
Ян Скорел (1495-1562) или круг Ламберта Ломбарда (1505-1566), атрибуция. Поклонение волхвов.
Фрагмент. Панель, масло. 117 x 105 см. R.K. School aan de Oude Schans, Амстердам, Нидерланды.
Ламберт Ломбард (1505-1566), scuola. Обрезание (La circoncision). Панель, масло. 24 х 34,5 см.
Частное собрание.
Ламберт Ломбард (1505-1566), circle. Обрезание (The Circumcision).
Панель, масло. 72 х 57,5 см. Частное собрание.
Ламберт Ломбард (1505-1566), аfter. Мадонна с Младенцем и Святой Анной.
Среди приписываемых Ламберту Ломбарду картин находятся «Поклонение волхвов» и «Богоматерь с Младенцем» в венской, мюнхенской, берлинской и ольденбургской галереях, в бельгийских общественных и частных коллекциях. В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранится один из вариантов его автопортрета 1566 года (другие в музеях Касселя, Льежа и др.), а также «Милосердие» (Caritas, дер., м. 114х92 см.)
Ламберт Ломбард (1505-1566), style. Тайная вечеря (Центральная панель, мало. 108х75 см.); Христос
в Гефсиманском саду (Левое крыло. 109х31 см.); Христос омывает ноги апостолов (Правое крыло. 109х31).
1550-1560 гг. Национальный музей, Познань, Польша.
Ламберт Ломбард (1505-1566), атрибуция. Брак Марии и Иосифа. Панель, масло.
Художественный музей им. И. Бокшая, Ужгород, Украина.
Ламберт Ломбард (1505-1566), circle. Крещение Христа в Иордане. 1526-1530 гг.
Панель, масло. 113 х 69 см. Церковь Сен-Дени, Льеж, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566), атрибуция. Явление Христа на Генисаретском озере
(Галилейское море, Тивериадское море). Панель, масло. 84,5 x 79,4 см.
Аукцион Dorotheum's, Вена, 1999 г.
Ламберт Ломбард (1505-1566), мастерская. Кормление толпы (The Feeding of the Multitude). Панель, масло.
79 х 101 см. Аукцион Dorotheum's, Прага, 2018 г.
Второе чудо Иисуса Христа, после чуда о пяти хлебах и двух рыбах, когда он он накормил 4000 людей.
Ламберт Ломбард (1505-1566), circle. Призвание Святых Петра и Андрея. Панель, масло.
80,5 x 60 см. Аукцион Lempertz, Кёльн, 2017 г.
Ламберт Ломбард (1505-1566), circle. Ужин в Эммаусе. Панель, масло. 18 x 19 см. Аукцион Christie’s,
Лондон, Южный Кенсингтон, 2012 г.
Ламберт Ломбард (1505-1566), circle. Великий четверг. Дерево (паркетный дуб), масло. 84 x 127 см.
Аукцион ROUILLAC, Château d'Artigny à Montbazon, Париж.
Ламберт Ломбард (1505-1566), circle. Великий четверг. Фрагмент. Дерево (паркетный дуб), масло.
Аукцион ROUILLAC, Château d'Artigny à Montbazon, Париж.
Ламберт Ломбард (1505-1566), follower. Тайная вечеря. Холст на панели, масло.
116 x 87 см. Частное собрание.
Ламберт Ломбард (1505-1566), circle. Арест Христа. 1530-1535 гг.
Панель, масло. 113 х 69 см. Церковь Сен-Дени, Льеж, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566), circle. Христос перед Каиафой. 1530-1535 гг.
Панель, масло. 89 х 61 см. Церковь Сен-Дени, Льеж, Бельгия.
Портрет Ламберта Ломбарда (1505-1566). Фотобанк Лори.
Одна из немногих картин Ламберта Ломбарда - аллегория «Милосердие», картина, в которой чувствуется следование итальянским образцам, и «Автопортрет» дают наглядное представление о творчество этого мастера. Полотно «Милосердие» определено, как работа Ламберта Ломбарда, сравнительно недавно. Следование итальянским образцам проявляется в ней настолько сильно, что долгое время еë считали произведением то итальянского художника, то мастера школы Фонтенбло. Пожалуй, только пейзаж второго плана этой картины имеет сколько-нибудь выраженный нидерландский характер. Композиция восходит к работам последователей Рафаэля и к гравюрам Маркантонио Раймонди, которые были одним из наиболее важных источников итальянских влияний в Нидерландах и изучались многими северными художниками.
Ламберт Ломбард (1505-1566). Милосердие (Caritas). Первая половина XVI в.
Дерево (дуб), масло. 114 х 92 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Ламберт Ломбард (1505-1566), follower. Моисей высекает воду из скалы. Холст, масло. 100 x 131 см.
Аукцион Sotheby’s, Париж, 2019 г
Ламберт Ломбард (1505-1566), circle. Поругание Христа. Панель, темпера. 60 х 53 см. Частное собрание.
Ламберт Ломбард (1505-1566), follower. Бичевание Христа. Панель, масло.
72,4 x 54,6 см. Аукцион Casa D’Aste Capitolium Art, Брешиа, Италия.
Ламберт Ломбард (1505-1566), circle. Ecce Homo. 1530-1535 гг. Панель, масло.
105 х 61 см. Церковь Сен-Дени, Льеж, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566), follower. Распятие. Приписывается художнику Meester
van de Verloren Zoon. Панель, масло. 101 х 67 см. Аукцион Lempertz, Кёльн, 2000 г.
Ламберт Ломбард (1505-1566), атрибуция. Распятие (незаконченное). Панель, масло. 93,3 x 122,8 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2014 г.
Ламберт Ломбард (1505-1566), мастерская. Распятие. Панель, масло. 72 х 86 см. Аукцион Phillips Auctioneers,
Лондон, 1996 г.
Ламберт Ломбард (1505-1566), after. Боковые панели от неизвестного триптиха. 1. Положение во гроб. Панель, масло. 72,7 x 28,2 см. 2. Святые Лаврентий и Елизавета Венгерская с донатором. Панель, масло. 72,7 x 28,2 см. Обе панели - Аукцион Christie’s, Амстердам, 2002 г.
Ламберт Ломбард (1505-1566), circle. Мученичество святого Иоанна Крестителя. 1540 г.
Панель, масло. 66 х 54 см. Аукцион Koller Auctions, Цюрих, Швейцария, 2010 г.
Ламберт Ломбард (1505-1566), мастерская. Иаиль убивает Сисару. 1530-1535 гг.
Холст, масло, 142 x 126 см. Музей Курция валлонского искусства, Льеж, Бельгия.
Ламберт Ломбард (1505-1566), атрибуция. Сусанна и старцы. Панель, масло.
58 х 42 см. The Auction Augur, Бельгия, 2019 г.
«Многие из картин Ламберта Ломбарда были воспроизведены в гравюрах, и между прочим большая «Тайная вечеря», которая была так прекрасна по своей композиции, изображению чувств, движению фигур и искусному исполнению, что Ламберт по всей справедливости должен быть причислен к самым лучшим нидерландским живописцам и прошедшего и нынешнего времени…» (Карел ван Мандер)
100-франковая банкнота Бельгии (до евро) с изображением автопортрета Ламберта Ломбарда.
ИСТОЧНИКИ:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ломбард,_Ламберт
2. https://www.europeana.eu/portal/ru/explore/people/161720-lambert-lombard.html
3. https://rkd.nl/en/explore/images#filters[kunstenaar]=Lombard%2C+Lambert
4. https://www.invaluable.com/artist/lombard-lambert-hhjbru4vdz/sold-at-auction-prices/
5. Карел ван Мандер. Книга о художниках. М., Искусство, 1940 г.