Один из самых одаренных мастеров академического рисунка, Алексей Егорович Егоров недаром получил у современников имя "русского Рафаэля".
Вся его жизнь связана с Петербургской Академией Художеств.
«Автопортрет»
(в юношеском возрасте)
Холст, масло. 55 x 44.3 см
Государственная Третьяковская галерея
О ранних годах художника не известно почти ничего. Русские казаки подобрали ребенка-калмыка в степи во время боевого похода. Смутными воспоминаниями детства для него навсегда остались кибитка, шелковый халат и расшитые сапожки. Перед тем как попасть в Петербург, мальчик недолго жил в московском Воспитательном доме, а в 1782 г. был определен в Воспитательное училище при Академии Художеств.
«Богоматерь с младенцем Христом и Иоанном Крестителем»
Холст, масло. 92 x 62.8 см
Государственная Третьяковская галерея
В академических классах Егоров учился у профессоров И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова. Здесь он быстро приобрел славу лучшего рисовальщика, упроченную медалями за рисунки с натуры.
Окончив в 1797 г. АХ с правом заграничной поездки для совершенствования в искусстве, Егоров лишь в 1803 г. вместе с другими выпускниками попадает в Рим. До этого времени он был оставлен преподавать рисование в академических классах - честь редкая для вчерашнего выпускника.
О пребывании Егорова в Италии ходило множество легенд. Из одной узнаем, что при первом же посещении натурного класса русский художник поразил присутствующих своим мастерством, изобразив натурщика очень быстро и, что особенно важно, в сложнейшем ракурсе. Егоров рисовал, сидя почти у ног модели, потому что к моменту его прихода в класс более удобные места оказались занятыми.
Другая легенда рассказывает, как Егоров отстоял честь русского искусства: в ответ на заявление местного художника, утверждавшего, что русскому никогда не нарисовать человеческую фигуру так мастерски, как это сделает итальянец, Егоров взял уголь и со словами: "А вот так вы умеете?" - изобразил на беленой стене человека одним очерком, начав с большого пальца левой ноги. Говорили, что после этого случая за рисунок Егорова итальянские любители искусства платили столько золотых монет, сколько укладывалось на поверхности изображения.
Егоров приобрел в Италии необычайную популярность.
Его талант высоко ценили ведущие мастера классицизма - А. Канова и В. Камуччини, последний даже использовал эскизы Егорова для своих композиций. Папа Пий VII предлагал ему остаться в Италии в качестве придворного живописца. Однако художник не воспользовался этой возможностью и летом 1807 г., по окончании срока пенсионерства, возвратился в Петербург. Здесь он был определен на должность адъюнкт-профессора Академиии Художеств, а уже в сентябре признан академиком за эскиз композиции "Положение во гроб" для Казанского собора.
Дальнейшая, более чем тридцатилетняя, служба в Академии Художеств принесла ему постепенное восхождение к вершинам академической карьеры. В 1812 г. он становится профессором исторической живописи, в 1831-м - профессором 1-й степени, а в 1832-м - заслуженным профессором - высшее звание в академической иерархии.
«Апостол Андрей Первозванный»
1835
Самое большое место в творчестве Егорова занимают работы на религиозные сюжеты. Это иконы для петербургских церквей - лейб-гвардии Конного полка, Преображения, Казанского и Троицкого соборов, Таврического дворца, для академической церкви Святой Екатерины, малой и дворцовой церквей Царского Села, Сионского собора в Тифлисе. Пишет он и станковые картины на сюжеты Священного Писания: "Мадонна с Христом и Иоанном" (1813), "Явление Христа Марии Магдалине" (1818), "Исцеление расслабленного", "Отдых на пути в Египет" (обе б. г.) и др.
«Явление Христа Марии Магдалине»
1818
Холст, масло 202,5 х 130,4
Государственная Третьяковская галерея
Москва
«Отдых на пути в Египет»
Холст, масло. 66.5 x 49 см
Государственный Русский музей
Самая известная картина Егорова - "Истязание Спасителя" (1814). Многочисленные подготовительные рисунки и живописные эскизы к ней показывают, насколько тщательно маститый художник продумывал композицию. Современники воспринимали картину как эталон академического искусства. Профессор анатомии И. В. Буяльский, любивший демонстрировать своим ученикам анатомические погрешности на статуях и картинах, говорил о работе Егорова: "Вот единственная картина, в которой нет ни единой ошибки".
«Истязание спасителя»
1814
Холст, масло. 260 x 207 см
Государственный Русский музей
«Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем»
1833
Холст, масло 64 х 67
Самарский областной художественный музей
Самара
«Симеон Богоприимец»
1830-1840е
Холст, масло. 94 x 70.6 см
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Новгород
В 1850 г. знаменитый гравер Ф. И. Иордан обратился в Совет Академии Художеств с просьбой разрешить ему награвировать эту картину Егорова, которую относил к "замечательнейшим новым творениям в искусстве". Сам Егоров, придававший первостепенное значение безупречному рисунку, тщательной моделировке форм и выстроенной композиции, то есть качествам, которые особенно выявляются при гравировании, однажды сказал: "Меня поймут, когда награвируют мои работы".
«Явление ангела апостолу Петру»
1814г
«Сошествие св.духа на Апостолов»
1811
Законченный эскиз композиции, находящейся слева от Царских врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге.
Холст, масло. 67.6 x 37.6 см
Государственная Третьяковская галерея
С рисунков Егорова в 1846 г. были выполнены гравюры на дереве и выпущены в виде альбома.
Значительно раньше, в 1814 г., появился альбом рисунков, сочиненных и награвированных самим художником карандашной манерой.
Это 17 композиций на темы Священного Писания, многие из которых повторяют его живописные работы.
Алексей Егорович Егоров
Автопортрет в пожилом возрасте
Помимо религиозных сюжетов Егоров писал портреты (наиболее известны изображения княгини Е. И. Голицыной, гравера Н. И. Уткина, 1798; Н. П. Буяльской, 1824; А. Р. Томилова, 1831) и жанровые сцены ("Сусанна", 1813; "Купальщицы", б. г.).
«Голова юноши. Портрет В.П.Суханова»
1812
Холст, масло. 48.6 x 38 см
Государственная Третьяковская галерея
Неизменно пользовавшийся уважением многочисленных учеников и коллег-художников, Егоров не мог и предположить, какой удар ожидает его на склоне лет.
В 1835 г. Николаю I, считавшему себя знатоком искусства, не понравились образа для церкви Святой Троицы Измайловского полка. Царь объявил, что они "равномерно дурно написаны", и велел внести в протокол АХ выговор тем, кто их писал. В числе таковых оказался и Егоров.
Однако настоящая беда пришла пять лет спустя, в 1840 г., когда разгневанный Николай I распорядился "отправить без промедления в Академию художеств" как не отвечающие должному художественному уровню образа, написанные Егоровым для церкви Царского Села. И хотя специально созванный Совет АХ вступился за честь художника, император "высочайше повелеть соизволил: в пример другим уволить его вовсе от службы". Егорову пришлось оставить АХ, в стенах которой прошла почти вся его жизнь.
В качестве вознаграждения за труды ему определили пенсию по 1000 рублей в год, причем удержали 400 в оплату царскосельских образов. Изгнанный из стен АХ, Егоров не утратил авторитета в глазах своих учеников - К П. Брюллова, А. Т. Маркова, К. М. Шамшина и др.
Они приходили к бывшему профессору за наставлениями, показывали свои новые работы, дорожа его мнением. Работал Егоров до последних дней своей жизни.
Варнек, Александр Григорьевич
Портрет дочерей скульптора И. П. Мартоса: Веры Ивановны, жены художника А.Е.Егорова, и Софьи Ивановны (1798 - 1856), в замужестве за секретарем Академии художеств В.И.Григоровичем.