«ПОТЕРЯННЫЙ ПРЕРАФАЭЛИТ» ДЖОРДЖ УИЛСОН / GEORGE WILSON (1848-1890)
Джордж Уилсон (1848-1890). Весенняя колдунья. 1880 г. Холст, масло. 106,6 x 80 см.
Художественный музей штата Делавэр, Уилмингтон, США.
Джордж Уилсон (1848-1890) – викторианский шотландский художник, последний из потерянных и забытых прерафаэлитов. Учился в Художественной школе Королевской Академии художеств и Школе изящных искусств Slade под руководством Эдварда Пойнтера. Уилсон был строгим приверженцем первоначальных принципов «Братства прерафаэлитов» в течение долгого времени после того, как большинство «последователей» отказались от них ради коммерческих успехов. Он умер в 1890 году в возрасте 41 года, когда приближался к вершине своей карьеры.
Джордж Уилсон (1848-1890). Этюд женской фигуры в капюшоне и плаще. Бумага, красный мел.
Этюд был впервые выставлен в Художественной галерее Абердина в 1893 г., а затем в Галерее
Джона Бейли в Лондоне в 1903 г. В настоящее время местонахождение этюда неизвестно.
О художнике Джордже Уилсоне известно очень мало. Он был связан с группой художников и писателей, которые называли себя «Братством», объединившись в своем восхищении художниками и поэтами Данте Габриэлем Россетти и Уильямом Блейком.
Джордж Уилсон упоминается в эталонной книге о прерафаэлитах Перси Бейта, впервые изданной в 1901 году, как последний из потерянных и забытых прерафаэлитов. Но, что более точно, он был просто строгим последователем эпоса и принципов прерафаэлитов, долгое время после того, как большинство «последователей» отказались от них ради коммерческих успехов. Он никогда, конечно, не был членом первоначального Братства прерафаэлитов. На самом деле он родился только в конце того же 1948 года, в котором Братство и было впервые основано. И на самом деле, хотя он в значительной степени следовал философии прерафаэлитов на протяжении всей своей короткой жизни, с другой стороны, его особая личность вряд ли могла пойти другим путем.
Джордж Уилсон (1848-1890). Автопортрет. Эскиз. 1868-1870 гг. Бумага, карандаш.
20,7 x 16,6 см. Частное собрание.
Джордж Уилсон родился 18 ноября 1848 года в деревушке Точиенеале близ Каллена, рыбацкого городишка на побережье графства Банфшир в Шотландия. Его отец Джон Уилсон по наследству управлял обширными районными поместьями в Каллене графов Финдлэйтера и Сифилда. Джордж был седьмым сыном и третьим младшим ребенком в семье из 13 детей. Ранняя смерть отца Джорджа в 1852 году привела к обстоятельствам, которые, несомненно, повлияли на будущее молодого четырехлетнего Джорджа, когда его дядя Александр быстро переехал в дом Точиеналя, где жил его брат, чтобы помочь воспитать эту большую многодетную семью. Жизнерадостный характер Александра во многом повлиял на собственные жизненные ценности Джорджа.
Джордж Уилсон (1848-1890). Ущелье Китовая пасть (The Whale's Mouth).
1875-1880 гг. Бумага, акварель. 34,3 x 24,2 см. Частное собрание.
Джордж Уилсон (1848-1890). Этюд головы (Study of a Head). 1977 г. Бумага, красный мел.
33 x 27,9 см. Частное собрание. Впервые экспонировался на выставке в Королевской академии
художеств в Лондоне в 1877 г.
Джордж Уилсон (1848-1890). Вакханка (A Bacchante). 1877 г. Бумага, мел. Впервые
экспонировалась на выставке в Dudley Gallery в 1877 г. Местонахождение неизвестно.
Джордж Уилсон (1848-1890). Портрет очень молодой леди (Portrait of a Very Young Lady).
1877 г. Бум на картоне, гуашь. 25,4 x 17,8 см. Частное собрание.
Джордж Уилсон (1848-1890). Поиски Аластора (The Quest from Shelley's 'Alastor'). Иллюстрация к поэме Перси Биши Шелли «Аластор». Этюд. 1876-1878 гг. Холст, масло. Впервые экспонировалась на выставке
в Королевской академии художеств в 1878 г. Местонахождение неизвестно.
«Сходство поэта на картине с известным портретом Шелли совершенно очевидно. В этой выдающейся картине воплощен самый дух поэмы Шелли - дух одиночества» (Перси Бейт). Полное название поэмы Шелли «Аластор, или Дух одиночества» (1815, впервые опубликована в 1816 году)
1. Альфред Клинт (1807-1883). Портрет Перси Биши Шелли, 1819 г. Холст, масло. 59,7 х 49,5 см. Национальная портретная галерея, Лондон. 2. Фрэнсис Холл (1815-1884). Портрет Перси Биши Шелли. Гравюра. Опубликован в книге «Поэтические произведения Перси Биши Шелли» в 1897 г.
Джордж Уилсон (1848-1890). Листопад (The Fall of the Leaf). 1878-1882 гг. Бумага, акварель. 24,7 x 34,3 см.
Частное собрание.
Джордж Уилсон в возрасте 27 лет. Фотография 1875 г.
Джордж Уилсон еще ребенком проявил свою артистическую склонность. Джордж с раннего возраста получил хорошее образование. Сначала он поступил в местную начальную школу в Каллене, а затем в очень известную гимназию в Старом Абердине. Тем не менее, в конце лета 1868 года, в возрасте 19 лет он отправился в Лондон, решив сделать живопись своей профессией. Начав обучение в студии Томаса Хизерли, он продолжил его в 1871 г. в школе Королевской академии художеств, однако её студентом оставался всего один год, поступив затем в 1872 г. в Школу изящных искусств Слэйда (Slade School of Fine Art) под руководством Эдварда Пойнтера.
Еще в студии Хизерли Джордж Уилсон познакомился с молодыми художниками Джоном Батлером Йетсом (1839-1922, отцом поэта Уильяма Батлера Йейтса), Джоном Ти Неттлшипом (1841-1902), Эдвином Джоном Эллисом (1848-1916) и Сидни Прайором Холлом (1842-1922). По примеру прерафаэлитов они стали именоваться «Братством» и на долгие годы оставались вместе друзьями.
Уже во время учебы в Студии Слэйда Уилсон два года каждое лето путешествовал по любимой им Италии. После окончания учебы Уилсон вместе с Неттлшипом сняли студию в Северном Лондоне. Именно оттуда Уилсон начал свой несколько поверхностный флирт с выставочными галереями, когда впервые выставил в Королевской академии загадочный рисунок красным мелом под названием «Этюд головы» (1877). В том же году он выставил в Галерее Дадли еще один рисунок мелом «Вакханка». В 1878 году он снова выставил в КА пронзительную аллегорическую картину маслом «Поиски Аластора» к поэме Перси Биши Шелли, но с тех пор он выставлялся лишь изредка. Точно так же лишь изредка он продавал свои работы - в основном друзьям и немногочисленным редким покровителям, и, к сожалению, никогда не подписывал свои картины.
Джордж Уилсон (1848-1890). Весенняя песня. 1878-1883 гг. Бумага, акварель. Впервые
экспонировалась в Галерее Бэйли в Лондоне в 1903 г. Местонахождение неизвестно.
Джордж Уилсон (1848-1890). Весенняя песня. Эскиз 1. 1877-1880 гг. Бумага, акварель.
Впервые экспонировалась в Галерее Бэйли в Лондоне в 1903 г. Местонахождение неизвестно.
Джордж Уилсон (1848-1890). Весенняя песня. Эскиз 2. 1877-1880 гг. Бумага, акварель.
Впервые экспонировалась в Галерее Бэйли в Лондоне в 1903 г. Местонахождение неизвестно.
Джордж Уилсон (1848-1890). «Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы».
1877-1880 гг. Бумага, акварель. Впервые экспонировалась на выставке в Художественной галерее
Абердина в 1893г. Местонахождение неизвестно.
Джордж Уилсон (1848-1890). Упавший бук (A Fallen Beech Tree). 1880 г. Бумага, акварель. 28,6 х 38,8 см.
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Джордж Уилсон (1848-1890). Бук. Бумага, акварель. Впервые экспонировалась на выставке
в Художественной галерее Абердина в 1893г. Местонахождение неизвестно.
Джордж Уилсон (1848-1890). Старый дуб (An Old Oak Tree). 1878-1882 гг. Бумага, акварель. Впервые
экспонировалась на выставке в Художественной галерее Абердина в 1893г. Местонахождение неизвестно.
Джордж Уилсон (1848-1890). Речной пейзаж с парусниками (River Landscape with Sailboats). Холст, масло.
78,7 x 129,5 см. Аукцион Stair, Клаверак, Нью-Йорк, США г.
Джордж Уилсон (1848-1890). Сельский пейзаж в Уэльсе (Paysage du Pays de Galles). Холст, масло. 71 x 92 см.
Частное собрание.
Наделенный чувствительным характером и всю жизнь тяготевший к уединению, Джордж Уилсон никогда не был популярен, но, мало заботясь о признании или забвении публикой, он был сосредоточен на спокойном и тихом следовании своим идеалам, совершенно счастливый в маленьком кругу друзей и почитателей, любивших и картины и их автора. Его появления на выставках были редкими и нерегулярными; часто случалось, что в поиске более точной интерпретации своего замысла он не успевал с окончанием картины к началу выставки. Это был немногословный, стеснительный, тихий человек, любивший музыку, детей и цветы. Его душа была настроена тонко воспринимать прекрасное в природе и в воображаемом мире.
Джордж Уилсон не был женат, и хотя нет никаких документальных свидетельств о каких-либо особых привязанностях, единственная женщина, с которой он был, очевидно, очень близок, была моделью, которая позировала ему на протяжении многих лет для большинства его фигуративных работ - от первого наброска до финальных этапов композиции. Нет никакой информации ни об имени этой молодой женщины, ни о чем - либо еще, за исключением того, что она была совершенно довольна тем, что почти постоянно позировала Уилсону в течение, по крайней мере, пяти-десяти лет и почти всегда частично или полностью была обнажена.
Джордж Уилсон (1848-1890). Весенняя колдунья. 1880 г. Холст, масло. 106,6 x 80 см.
Художественный музей штата Делавэр, Уилмингтон, США.
Сюжет «Весенней колдуньи» в значительной степени основан на мифе о Персефоне, которая, захваченная богом подземного царства Аидом, и освобожденная Зевсом при условии, чтобы она не вкушала никакой пищи, находясь в тюрьме под землей, - обещание, которое она не выполнила. Она показана здесь в день ее освобождения в начале весны. Уилсон в полной мере использует тему весны, заполняя передний план свежими зелеными растениям и цветами, изображенными с доскональным вниманием Джона Рёскина к деталям.
Джордж Уилсон (1848-1890). Весенняя колдунья. Фрагмент (1) 1880 г.
Холст, масло. Художественный музей штата Делавэр, Уилмингтон, США.
Джордж Уилсон (1848-1890). Весенняя колдунья. Фрагмент (2) 1880 г.
Холст, масло. Художественный музей штата Делавэр, Уилмингтон, США.
Джордж Уилсон (1848-1890). Сцена в Аркадии (Arcadian Scene). 1880-1883 гг.
Джордж Уилсон (1848-1890). Танец. Этюд к картине «Сцена в Аркадии». 1880-1883 гг. Бумага, акварель.
Впервые экспонировалась на выставке в Художественной галерее Абердина в 1893г. Местонахождение неизвестно.
Джордж Уилсон (1848-1890). Азия (Asia). 1881-1884 гг. Холст, масло. 95 x 74,5 см. Частное собрание.
Два прекрасных и в то же время типичных примера живописи Джорджа Уилсона представляют собой волшебное видение океаниды Азии из драмы «Освобожденный Прометей» Перси Биши Шелли (1819, впервые опубликована в 1820 году) и вдохновленный творчеством этого же поэта «Аластор».
Джордж Уилсон (1848-1890). Эскиз к «Азии Шелли». 1880-1883 гг. Впервые экспонировалась
в Галерее Бэйли в Лондоне в 1903 г. Местонахождение неизвестно.
Джордж Уилсон (1848-1890). Песня о Соловье (The Song of the Nightingale). 1880-1884 гг.
По мотивам древнегреческого мифа о Филомеле. Холст, масло. 61 x 92 см.
Частное собрание.
Джордж Уилсон (1848-1890). «Бит» на Девероне около Хантли (A 'Bit' on the Deveron, near Huntly).
1880-1885 гг. Бумага, акварель. 24,8 x 34,9 см. Частное собрание.
Несмотря на слабое здоровье (Джордж Уилсон всю жизнь страдал наследственной хронической болезнью желудочно-кишечного тракта, вероятно язвой желудка?), он упорно и смело трудился до самого конца, и когда он в 1890 году все же скончался в возрасте 41 года, то оставил после себя серию замечательных поэтичных картин, которые исполнены наслаждения чистой красотой, существующей лишь ради самой себя, и которые отличаются удивительным цветом, характерным для всех его работ – и пейзажей и тех, что изображают людей.
Его выдающиеся достоинства как рисовальщика совершенно очевидны из сохранившихся предварительных набросков, но, к огромному сожалению, постоянное стремление улучшить свою работу могло привести (и надо признать, что иногда приводило) к недостатку легкости в окончательной картине.
Джордж Уилсон (1848-1890). Похищение Прозерпины (Персефоны) (The Rape of Proserpine (Persephone)).
1881-1884 гг. Холст, масло. 76 x 68,5 см. Частное собрание.
Джордж Уилсон (1848-1890). Лето и ветры (Summer and the Winds). 1883-1884 гг. Холст, темпера.
Картина впервые выставлялась в Королевском институте художников по акварели в Лондоне в 1884 г.
Частное собрание.
Джордж Уилсон (1848-1890). Лето и ветры (Summer and the Winds). 1883-1884 гг. Холст, темпера.
Картина впервые выставлялась в Королевском институте художников по акварели в Лондоне в 1884 г.
Частное собрание. (Вновь найденная из утраченных картин Уилсона)
Джордж Уилсон (1848-1890). Мори Ферт, на побережье графства Банфшир (Morey Firth, on the Banffshire Coast).
1883-1888 гг. Бумага, акварель. Впервые экспонировалась на выставке в Художественной галерее Абердина в 1893г. Местонахождение неизвестно.
Джордж Уилсон (1848-1890). Пейзаж в Алжире (A View in Algiers). 1885 г. Бумага, акварель. 18 x 34,3 см.
Частное собрание.
Джордж Уилсон (1848-1890). Охотничий замок в Хантли (Huntly Castle). 1885-1888 гг. Бумага, акварель.
20,3 x 33 см. Частное собрание.
Джордж Уилсон (1848-1890). Шотландские ели близ Хантли (Scotch Firs, near Huntly).
1885-1888 гг. Бумага, акварель. Впервые экспонировалась на выставке в Художественной
галерее Абердина в 1893г. Местонахождение неизвестно.
Джордж Уилсон (1848-1890), атрибуция. Пейзаж в Восточной Англии (Landscape in East Anglia).
Панель, масло. 14,6 x 33,5 см. Художественная галерея и музеи Абердина, Англия.
Рэйчел Касселс Браун (1875-1953). Племянница Джорджа Уилсона, тоже ставая художником.
Фотография сделана в Академии Делаклюза в Париже, 1895 г.
И в заключение, можно еще раз отметить, насколько фантастична, не от мира сего, атмосфера картин Джорджа Уилсона. Этот странный воздух поэтичных миров – нимф и фавнов солнечной Аркадии, мистических владений фей. Но этот воздух – свежий, он не похож на благовонное дыхание, дурманящее наш разум при встрече с возвышенными образами Данте Габриэля Россетти или таинственными чувственными видениями Симеона Соломона. Уилсон мечтал о красоте и писал на холсте поэмы, потому что жил в них, и, хотя он не приобрел славы гения живописи и его нельзя назвать могучим мастером, без его волшебных картин мир был бы куда беднее.
Джордж Уилсон (1848-1890). Раненый Рыцарь (The Wounded Knight). 1876-1880 гг. Бумага, акварель.
Впервые экспонировалась на выставке в Художественной галерее Абердина в 1893г.
Местонахождение неизвестно.
Джордж Уилсон (1848-1890). Голова рыцаря в «La Belle Dame Sans Merci». Бумага, мел.
Впервые экспонировалась на выставке в Художественной галерее Абердина в 1893г.
Местонахождение неизвестно.
La Belle Dame sans Merci» (фр. «Безжалостная красавица», 1819-1820) - баллада английского
поэта-романтика Джона Китса.
Джордж Уилсон (1848-1890). Итальянский пейзаж (A Scene in Italy). 1885-1889 гг. Бумага, акварель.
26 x 36,3 см. Частное собрание.
Джордж Уилсон (1848-1890). Пейзаж вблизи Harting, Сассекс (Landscape near Harting, Sussex). 1885-1889 гг.
Холст, темпера. Впервые экспонировалась в Галерее Бэйли в Лондоне в 1903 г. Местонахождение неизвестно.
Джордж Уилсон (1848-1890). Лес Хантли Лодж летом (The Huntly Lodge Woods in Summer). 1887 г.
Бумага, акварель. 25,4 x 35,6 см. Частное собрание.
Джордж Уилсон (1848-1890). Последний взгляд Евы на рай (Eve's last look at Paradise).
Бумага, акварель. Впервые экспонировалась в Галерее Бэйли в Лондоне в 1903 г.
Местонахождение неизвестно.
Джордж Уилсон (1848-1890). Милосердие (Caritas). Бумага, акварель.
Впервые экспонировалась на выставке в Художественной галерее Абердина в 1893 г.
Местонахождение неизвестно.
Джордж Уилсон (1848-1890), manner. Горный пейзаж (Mountains in a landscape). Бумага, акварель. 30 х 44 см.
Аукцион Hannam's Auctioneers Selborne, Великобритания, 2017 г.
Джордж Уилсон умер 1 апреля 1890 года в замке парка Хантли в Абердиншире.
Многие картины и рисунки при жизни Джорджа Уилсона были приобретены доктором, ставшим поэтом и драматургом, Джоном Тодхантером, многие годы лечившего художника. В 1891 году Тодхантер написал небольшую книжку об Уилсоне. Последний раз картины Уилсона из коллекции Тодхантера экспонировались на выставках в Художественной галерее Абердина (Aberdeen Art Gallery) в 1893 году и Галерее Джона Бэйли (John Baillie Gallery) в Лондоне в 1903 году. В настоящее время местонахождение многих из этих работ неизвестно.
Джон Тодхантер «Джордж Уилсон». Издание 1891 г. Разворот 1-й стр.
Джон Тодхантер «Джордж Уилсон». Издание 1891 г. Иллюстрация.
Другая небольшая выставка работ Уилсона, которая была организована уже в наше время, состоялась в 1990 году, снова в Художественной галерее Абердина, когда всего несколько картин и других предметов были показаны в ознаменование 100-летия со дня смерти художника. В 2007 году была издана единственная монография, посвященная Джорджу Уилсону, выпущенная в Шотландии и включающая полностью иллюстрированный каталог-резоне всех известных в настоящее время работ художника.
ИСТОЧНИКИ:
Robin J.H. Fanshawe «The Lost Pre-Raphaelite - George Wilson. His Life, Work and Associates», Castle Park Publishing, 2007. (Робин Дж. Х. Фэншоу «Потерянный прерафаэлит Джордж Уилсон. Его жизнь, работы и единомышленники». Монография. Издательство Кастл Парк, 2007 г. 304 страницы с 70 цветными и 40 черно-белыми иллюстрациями. Тираж 100 экз. Розничная цена £95.00 фунтов.
Перси Бейт. Прерафаэлиты. Перевод с английского издания 1901 г. Ю. Кулишенко.
Москва, Издательство «ЭКСМО», 2019 г. (Серия «Гнедич. Академия художеств»).
Тираж 2000 экз. Стр. 156-158.