Франсиско Гойя
Махи на балконе [ок. 1816]
Холст, масло. 194,9 x 125,7
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Махи – свободные женщины, не придерживающиеся общепринятых правил и всегда готовые на новую любовную интригу. Они были излюбленным образом Гойи. Но эта картина, как считают некоторые исследователи, несет и символический смысл. Он в том, что прекрасная свободолюбивая Испания живет между решеткой тюрьмы и лапами слабеющей на глазах инквизиции.
Франсиско Гойя
Маха одетая [ок. 1802]
Холст, масло. 95 х 190
Музей Прадо, Мадрид.
Франсиско Гойя
Маха обнаженная [ок. 1802]
Холст, масло. 97 х 190
Музей Прадо, Мадрид.
Картины были написаны, видимо, специально для кабинета во дворце премьер- министра Испании Мануэля Годоя, который украшали изображения обнаженной натуры. Существует легенда, будто оба полотна находились в одной механической раме, и, по желанию, можно было перемещать "Маху одетую", чтобы увидеть "Маху обнаженную". Нельзя исключить, что "Маха одетая" и была создана с целью скрывать "Маху обнаженную" (изображение нагого женского тела в Испании запрещалось инквизицией).
"Маха" – женщина, главным смыслом жизни которой является любовь. Обольстительные, темпераментные махи стали воплощением характерно испанского понимания привлекательности.
В своих работах Гойя не только блестяще воплотил образ новой Венеры современного ему испанского общества, но и удивительно тонко почувствовал изменения художественного стиля на грани эпох. "Маха обнаженная" при всей приближенности к современности, несет на себе отпечаток вкуса XVIII столетия с его грациозностью и искусственностью. "Маха одетая" откровенностью чувств и пряной восточной экзотикой обращена в будущее, предвосхищая романтизм XIX века.