• Авторизация


Валентин Серов. Король русского портрета. ЧАСТЬ 2 19-12-2019 20:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Валентин Серов. Король русского портрета | ЧАСТЬ 2

Bo4kaMeda

КАК УЧЕНИК ПЕРЕРОС САМОГО РЕПИНА




Валентин Александрович Серов (1865 — 1911)
Илья Ефимович Репин 1892
Холст, масло
66,6 x 53,7
Третьяковская галерея


Будучи в Риме, Валентина Семеновна опять показала новые Тошины рисунки Антокольскому. Скульптор «очень серьезно отнесся к его дарованию и посоветовал несколько оживить его учение, предоставив его руководству талантливого русского художника». И тут самое важное: «Он указал на Репина», которого Валентина Семеновна «хорошо знала и очень ценила». А далее – поездка в Париж осенью 1874 года, где жил тогда Репин.

Илья Ефимович позже вспоминал, как произошло, что его, уже маститого и знаменитого, изумил тогда талантом еще совсем ребенок. Вот что, не сдерживая восторга, говорил он о своем девятилетнем (!) ученике: «Очень талантливый мальчик», «Божьей милостью художник». А позже в «Материалах для биографии» Серова написал: «В мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьезно и взмахивал карандашом решительно и смело. Особенно не по-детски он взялся за схватывание характера энергическими чертами, когда я указал ему их на гипсовой маске. Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных уже им деталей приводила меня в восхищение: я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве».





Валентин Александрович Серов (1865 — 1911)
Илья Ефимович Репин 1901
Бумага, акварель, белила
34,6 x 35
Русский музей


Уезжая из Парижа, «Геркулес» увозил в Россию шестнадцать альбомов, заполненных рисунками. С осени 1878 года его ученичество продолжилось в московской мастерской Репина в Большом Трубном переулке. «В Москве, – пишет Валентина Семеновна, – Тоша первым делом умчался тотчас же к Репину: он был счастлив, словно к берегу причалил после долгого плавания, долгого пребывания на чужбине. Репины встретили его как близкого родственника, пригрели, обласкали. Снова хождение в ателье, снова прогулки с рисуночками в папках, посещение выставок, знакомство с художниками. Тоша ожил, зажил “своею” жизнью».

На воскресных репинских вечерах рисования он прилежно копирует портреты, написанные учителем, внося при этом всякий раз нечто свое, а еще – учится изображать обнаженные натуры. Делает он это не один: тут же, возле него за мольбертами знаменитости того времени – Василий Суриков, Виктор Васнецов, Василий Поленов, приходившие на совместные мастер-классы. Юный Серов уже знал их работы, более того: Репин научил его отличать художнические приемы, манеру и трактовки каждого. То, что с ним рядом большие, признанные мастера, для него, еще только будущего портретиста, делающего первые шаги, стало наглядным уроком, лучшей школой. А когда Серов нарисовал портрет дочери Репина, Илья Ефимович предложил ему: «Нарисуй-ка и меня». Этот рисунок (под ним дата: «9 октября 1879 г.») Игорь Грабарь позже назовет «самым похожим портретом Репина, какой с него когда-либо был сделан». «А теперь я тебя», – предложил в тот же день Репин. И появился самый первый портрет Серова. Учитель уловил и запечатлел своего четырнадцатилетнего ученика сосредоточенно-замкнутым, не по годам серьезным, – таким, каким его и впоследствии видели чаще всего друзья.

В первых портретных работах Серова, выполненных – заметим особо – под зорким оком мэтра Репина, Грабарь отметил пока только одно, хотя и главное, их качество: «похожесть», т. е. довольно точное воспроизведение модели. Подлинно серовская новаторская портретистика (о ней речь дальше) была еще впереди, она только ожидалась и торила свой путь робко, на картинах проявлялась пока в деталях и частностях.

В 1880 году Репин берет с собою Серова в рабочую поездку по Украине, длившуюся с мая по сентябрь. Киев, Одесса, Чернигов, о. Хортица на Днепре, Запорожье – здесь ученик, как всегда, прилежно выполняет задания учителя: вырисовывает детали и предметы быта для будущих репинских картин, в том числе для его монументального полотна «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», над которым работа шла с 1878 до 1891 года. До этой поездки мать говаривала сыну мечтательно: «Когда ты будешь художником…». А теперь под впечатлением характеристик Репина Валентина Семеновна стала обращаться к своему Тоше только так: «Ты как художник…». Сам же юный рисовальщик всячески сторонился завышенных самооценок, оставаясь прилежным учеником.

Ощущение неудовлетворенности содеянным, впервые им обретенное в мюнхенской Пинакотеке еще мальчиком, немевшим перед полотнами великих, усилилось и утвердилось в юности. Свою малость и незначительность Серов особенно остро осознал во время первого (восторженного!) странствия по Италии и ее музеям. В приятельской компании с художниками Ильей Остроуховым, Михаилом и Юрием Мамонтовыми он в мае 1887 года побывал в Венеции, Флоренции, Милане. Деньги на это запомнившееся ему путешествие он зарабатывал в течение пяти месяцев, выполняя заказ тульских помещиков Селезневых – плафон «Феб лучезарный». В письме к невесте Ольге Федоровне Трубниковой читаем: «Милая моя Леля, прости, я пишу в несколько опьяненном состоянии. Да, да, да. Мы в Венеции, представь. В Венеции, в которой я никогда не бывал. Хорошо здесь, ох как хорошо. Вчера были на “Отелло”, новая опера Верди, чудесная, прекрасная опера. Артисты – чудо. Таманьо молодец – совершенство… У меня совершенный дурман в голове, но я уверен, что все, что делалось воображением и рукой художника, – все, все делалось почти в пьяном настроении, оттого они и хороши, эти мастера XVI века, Ренессанса. Легко им жилось, беззаботно. Я хочу таким быть, беззаботным; в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу отрадного и буду писать только отрадное».

В Россию Серов возвращался в возбужденном состоянии (быстрее, быстрее к мольберту!). Никуда не заезжая, сразу в Абрамцево, к Мамонтовым, туда, где ему были всегда рады, где хорошо работалось.

По свидетельству Валентины Семеновны, в судьбе будущего живописца с поры его детства Мамонтовы сыграли роль огромную, он был не гостем, а членом семьи в гостеприимном московском доме на Садовой-Спасской, в мамонтовской мастерской на Мещанской улице, а еще более – в подмосковном имении Абрамцево, которое вскоре прославится как уникальный культурный и художественный центр России.

Валентине Семеновне запомнилось, что ее первый приезд с сыном в Абрамцево ознаменовался казусом: Савва Иванович Мамонтов встретил гостью с газетой в руках и странным приветствием «Здравствуйте, покойница!». Оказалось, в этот день был напечатан некролог: «На днях скончалась вдова Александра Николаевича Серова, оставив сироту-сына, которому около десяти лет» («Голос». 1875. 12 июня. № 161). Тогда же пришли письма из Рима от Антокольского и из Парижа от Репина «с соболезнованиями, – пишет Серова, – по поводу моей смерти». Смеясь, Мамонтов заключил: «Вам, значит, суждено долго жить». И угадал: ей на долю выпало то, что она считала самым горестным, – пережить и мужа, и сына

Вспоминая о поездках к друзьям в Подмосковье, Валентина Семеновна благодарно напишет: «Милое, дорогое Абрамцево! Оно было многозначительным, крупнейшим фактором в жизни моего сына как в детском возрасте, так и в годы зрелой возмужалости. Суть абрамцевского очарования в те времена составляла богато и многосторонне одаренная чета Мамонтовых, Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны».

Мамонтовская Москва, абрамцевский кружок «Саввы Великолепного» на годы и годы станут для Валентина Серова не только родным домом, где формировалось его дарование живописца, но и важнейшим источником вдохновения. Здесь, с ним рядом, работала, как вспоминает родственник Мамонтовых К. С. Станиславский, «вся художественная Россия» того времени: Репин, Коровин, Поленов, братья Васнецовы, Врубель, Антокольский, Нестеров, Левитан, Остроухов, Неврев… Все они, по словам Станиславского, «почти выросли и, можно сказать, прожили жизнь в доме и семье Мамонтова». В мамонтовском кружке желанными гостями были также братья Антон и Николай Чеховы, Федор Шаляпин, Максим Горький. Здесь, в окружении талантливых кружковцев, Серов создал свои лучшие живописные полотна, здесь им написаны портреты знаменитых россиян и зарубежных деятелей, украшающие ныне залы музеев России, в первую очередь Третьяковской галереи.

В Абрамцеве почти все послевенецианское лето 1887 года у Серова ушло на создание портрета, которым начнется счет его шедеврам, – «Девочка с персиками». На нем художник изобразил двенадцатилетнюю дочь Саввы Ивановича Мамонтова Веру. Много позже об этом создании Серова напишут, что им в русское искусство внесено нечто необычное, чего в нем не встречалось, – то, что совсем недавно показали миру французские импрессионисты. С этим новым искусством Серов тогда еще не был знаком, но предугадал его технику – она ему открылась там, в Венеции, где им были написаны этюды «Собор св. Марка» и «Набережная Скьявони», которые будут названы импрессионистскими.



Девочка с персиками
Изображена Вера Саввишна Мамонтова 1887
Холст, масло
91 x 85
Третьяковская галерея (с 1929)


Первым о новаторстве Серова, явленном в его «Девочке с персиками», скажет Михаил Нестеров. Посетив Абрамцево, он 17 июля 1888 года пишет своей сестре: «Из картин и портретов самый замечательный – это портрет, писанный Серовым (сыном композитора) с Верушки Мамонтовой. Рядом висящие портреты Репина и Васнецова кажутся безжизненными образами, хотя по-своему представляют совершенство». И далее о серовской картине: «Вышла чудная вещь, которая в Париже сделала бы его имя если не громким, то известным, но у нас подобное явление немыслимо: примут за помешанного и уберут с выставки – настолько это ново и оригинально». А много лет спустя, отвечая своему биографу С. Н. Дурылину на вопрос, почему сам он так поздно занялся портретной живописью, Нестеров воскликнул: «Я боялся все: куда мне, когда есть Серов!»

«Неужели это я написал?» – восхитится и Серов самим собою (тут вспоминается: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!»), заглянув уже на склоне своих лет в Третьяковскую галерею, где были выставлены еще в молодости им написанные «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем»



Савва Иванович Мамонтов 1879
Бумага на картоне, графитный карандаш
34,8 x 25,1
Русский музей




Татьяна Анатольевна Мамонтова 1879
Бумага, графитный карандаш
35 x 25
Третьяковская галерея




Людмила Анатольевна Мамонтова 1894
Холст, масло
60 x 4
Частное собрание (собрание семьи Мамонтовых)




Прасковья Анатольевна Мамонтова 1889
Холст, масло
65 x 45
Частное собрание




Савва Иванович Мамонтов 1887
Холст, масло
89 x 71,5
Одесский художественный музей (Украина)




Савва Иванович Мамонтов 1885 (1891)
Холст, масло
62 x 58,2
Тульский художественный музей




Людмила Анатольевна Мамонтова 1884
Холст, масло
57 x 45
Новгородский музей заповедник




Всеволод Саввич Мамонтов (этюд) 1887
Картон, масло
39,4 x 34,1
«Абрамцево».




Прасковья Анатольевна Мамонтова 1887
Холст, масло
59 x 46
Частное собрание.
В 2012 году продан на аукционе Sotheby’s за 1,2 млн фунтов




Девушка, освещенная солнцем
Изображена Мария Яковлевна Симонович, двоюродная сестра художника 1888
Холст, масло
89,5 x 71
Третьяковская галерея





Дальтон 1888
Холст, масло
149 x 100 (верх закруглён)
Новгородский музей заповедник




Екатерина Николаевна Чоколова 1887
Холст, масло
91 x 73
Частное собрание




Александр Владимирович Сапожников 1901
Холст масло
69,5 х 53




Анджело Мазини 1890
Холст, масло
89,5 x 70,8
Третьяковская галерея




Анна Карловна Бенуа 1908
Картон, пастель
48 x 36 Овал
Русский музей




Василий Алексеевич Бахрушин 1899
Холст, масло
102 x 71
Государственный исторический музей




Владимир Дмитриевич Дервиз на скамье 1892-1893
Картон, масло
24 х 18,5
Третьяковская галерея




Владимир Дмитриевич Дервиз 1888
Холст, масло
40,6 x 32,6
Частное собрание




Дмитрий Григорьевич Дервиз, свёкор двух двоюродных сестёр художника 1895
Холст, масло
64,5 х 53,5
Частное собрание — Фонд Валентина Серова




Лёля Дервиз, дочь двоюродной сестры художника 1891
Холст, масло
67,5 x 45,4
Третьяковская галерея




Надежда Яковлевна Дервиз с ребёнком, двоюродная сестра художника 1889
Железо, масло
142 x 71
Третьяковская галерея




Надежда Яковлевна Дервиз, двоюродная сестра художника 1888
Холст, масло
43,4 x 35,9
Частное собрание




У окна О. Ф. Трубникова, будущая жена художника 1886
Дерево, масло
28,5 x 19,5
Третьяковская галерея




Зинаида Васильевна Мориц 1892
Холст, масло
81 x 83 (86 х 86)
Ивановский художественный музей




Женский портрет (Мария Якунчикова) 1892
Холст, масло
Частное собрание.
Продан на Sotheby’s, Лондон, 25 ноября 2013 года за £830,5 тыс.




Иван Егорович Забелин 1892
Холст, масло
80 x 67
Государственный исторический музей




Илья Семёнович Остроухов 1902
Холст, масло
82 x 76
Третьяковская галерея




Исаак Ильич Левитан 1893
Холст, масло
81,7 x 85,4
Третьяковская галерея




Исаак Ильич Левитан 1900
Картон грунтованный, пастель
100 x 64
Третьяковская галерея




Клеопатра Александровна Обнинская с зайчиком 1904
Картон, пастель, уголь
54,5 x 46
Нижегородский художественный музей




Коля (Николай Яковлевич) Симонович 1880 год
Холст, масло.
30 x 23 см.
Государственный Русский музей, С.-Петербург.




Ляля (Аделаида Яковлевна) Симонович
Валентин Серов 1880
масло холст
State Russian Museum, St. Petersburg, Russia




Константин Алексеевич Коровин 1891
Холст, масло
111,2 x 89
Третьяковская галерея




Константин Петрович Победоносцев 1902
Бумага, уголь, цветные карандаши, сангина
56 x 43
Русский музей




Крестьянская девушка в розовом 1886
Холст, масло
34 х 27
Частная коллекция




Леонид Николаевич Андреев 1907
Картон, акварель, темпера
73,3 x 56,4
Литературный музей




Летом. Портрет Ольги Фёдоровны Серовой, жены художника 1895
Холст, масло
73,5 x 93,8
Третьяковская галерея




Мара Константиновна Олив 1895
Холст, масло
88 x 68,5
Русский музей




Мария Клавдиевна Тенишева 1898
Холст, масло
100 x 115
Смоленский государственный музей заповедник




Мария Николаевна Акимова 1890
Холст, масло
77 x 62
Картинная галерея Армении (Ереван, Армения)




Мария Самойловна Цетлин 1910
Холст, темпера
109 x 74
Ранее — Музей русского искусства в Рамат-Гане (Израиль). В 2014 году продана на аукционе Christie’s за 9,2 млн фунтов стерлингов




Мария Фёдоровна Морозова 1897
Холст, масло
108 x 87,5
Русский музей




Мария Фёдоровна Якунчикова 1888
Холст, масло
136 x 100
Музей города Мальмё (Швеция)





.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Валентин Серов. Король русского портрета. ЧАСТЬ 2 | Ела2012 - Край мой родной... | Лента друзей Ела2012 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»