• Авторизация


Валентин Серов. Король русского портрета. ЧАСТЬ 3 19-12-2019 20:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Валентин Серов. Король русского портрета | ЧАСТЬ 3

Bo4kaMeda


Иван Абрамович Морозов 1910
Картон, темпера
63,5 x 77
Третьяковская галерея

«ПОРТРЕТ ПОРТРЕТЫЧИ»


Так Серов называл те из своих работ, которые, как он считал, не удались, ему не нравились, были всего лишь «портретычами» – повторами уже некогда им или другими использованных приемов. Но его самооценкам, взыскательным, придирчивым и не всегда справедливым, верить можно очень выборочно, сверяясь с мнением тех, кто его близко знал.

Вот типичный пример – его работа, которая войдет в число самых известных: портрет московского фабриканта-миллионера, историка, публициста, коллекционера и мецената Михаила Абрамовича Морозова (1902; Третьяковская галерея). Не один год изучающе всматривался Серов в этого яркого, самобытного, преуспевающего человека с характером властным, порой деспотичным. В его семье Валентин Александрович в 1898–1903 годах был самым желанным гостем. На морозовских воскресных журфиксах он встречался со своими ближайшими друзьями Коровиным, Суриковым, братьями Васнецовыми, Врубелем. «Из всех бывавших у нас художников мой муж особенно любил Серова», – вспоминает жена фабриканта. Рассказывая, как художник работал над портретами ее мужа и ее детей Мики (в будущем известного шекспироведа), Юры и Маруси, Маргарита Кирилловна с удивительной точностью отметила то, что в дальнейшем станет предметом исследований искусствоведов: «Он своим наблюдательным, трезвым взглядом видел в каждом человеке, а особенно в том, которого он в данный момент изображал, карикатуру. Большей частью, перед тем как начать писать портрет, он писал карикатуру. Редко можно было почуять в его портрете доброе и простое отношение к изображаемому им человеку».



Михаил Абрамович Морозов 1902
Холст, масло
215,5 x 80,8
Третьяковская галерея




Тут мы должны вспомнить: именно в карикатуре чаще всего вырисовывается, обыгрывается, гиперболизируется какая-то одна черта, броская особенность модели, прежде всего та, в которой отражен, выражен ее характер. А в портретах разве не то же самое? Серов это усвоил еще на репинских уроках: «схватывание характера». У него всегда так и выходило: что ни портрет, то личность с чертами и качествами, которыми подчеркивалось самое существенное, врожденно присущее только этому человеку.

Однако, написав Морозова таким, каким его узнавал в течение ряда лет, он так и не понял, что создал произведение, которое явится «одной из самых ядовитых социальных сатир в живописи за всю историю русского искусства». Игорь Грабарь, раскрывая эту свою высокую оценку в монографии о художнике (М., 1914), далее напишет: «Жизненно случайное возведено здесь в некий грандиоз, и фигура, вросшая в землю своими упрямо расставленными ногами, приобрела значительность и торжественность фрески; случайно ставшая посреди комнаты модель выросла в монументальное изображение».

Такими же «возведенными в грандиоз» впоследствии будут созданы художником десятки портретов, возбуждая среди современников то восхищения, то споры долгие, а то и скандалы. Показательна в этом отношении история создания и восприятия портрета популярной танцовщицы Иды Рубинштейн – «женщины-модерн», представлявшей на сцене женщин античности: Клеопатру, Антигону, Саломею, Навзикаю. Серов, будучи в 1910 году в Париже, принимался дважды за многодневные сеансы с актрисой, безропотно согласившейся позировать столько, сколько надо. Но – «портрет не слушался»: все никак не удавалось найти нечто экспрессивное, которое помогло бы отразить необычность, вызывающую экстравагантность «всепарижской каботинки», покорившей театралов. «Не каждый день бывают такие находки, – воодушевленно говорил Серов, настраивая себя на увлеченную работу. – Ведь этакое создание… Ну что перед ней все наши барыни?». Таким же поиском был тогда одержим и режиссер Михаил Фокин: «Тонкая, высокая, красивая, она представляла интересный материал, из которого я надеялся “слепить” особенный сценический образ». Эти поиски удались и постановщику спектаклей примы-актрисы, обретшие популярность небывалую, и художнику, создавшему портрет, какого не было не только в его творчестве, но и в русском искусстве.



Портрет Иды Рубинштейн
Изображена Ида Львовна Рубинштейн 1910
Холст, темпера, уголь
147 x 233
Русский музей


Серовская «Ида» была впервые показана на Всемирной выставке в Риме в мае 1911 года, а в декабре – еще и на выставке «Мира искусства» в Москве, где стала главным экспонатом. И разгорелись страсти вокруг этой неожиданной, как все новаторское, работы художника. Репин ее выставочные показы обозвал «базаром декадентщины» и о картине отозвался резко: «Что это? Гальванизированный труп?.. И зачем я это видел!». О. В. Серова вспоминает: «Репин пришел в отчаяние от своего бывшего ученика, хотя писал потом, что даже самые неудачные произведения Серова суть “драгоценности”». Пришло нескоро, а лишь тогда, когда художник ушел из жизни, понимание, что эта его работа (одна из последних), вызвавшая столь неоднозначные суждения, станет «классическим произведением русской живописи совершенно самобытного порядка» (С. П. Яремич).

В тот же 1910 год Валентин Александрович и себя не пощадил, а пожаловал карикатурой, написав картину «Скучный Серов». Правда, жанр ее он определил незлобиво: «автопортрет-шарж». Серов – скучный? Ну нет же! Вглядитесь: на автопортрете он явно в какой-то роли. Артистичный? Да! Щеголеватый, хоть и в мешковатом костюме? Да! И еще: погруженный в раздумья, но вовсе не скучные, а горестно-мрачные, думы, конечно же, о самом себе. Может быть, это были овладевшие им в тот миг предчувствия уже близкой кончины: болезнь все чаще напоминала о себе.



Скучный Серов 1911
Карандаш Бумага
17 × 10 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва





Маргарита Кирилловна Морозова 1910
Холст, масло
143 x 84
Днепропетровский художественный музей





Мика Морозов 1901
Холст, масло
62,3 x 70,6
Третьяковская галерея




Тимофей Саввич Морозов 1891
Холст, масло
97.7 × 76
Частная коллекция — Музей искусства авангарда (МАГМА)




Мария Яковлевна Ван-Зандт 1886
Холст, масло
65 x 55
Самарский художественный музей




Мария Яковлевна Львова, двоюродная сестра художника 1895
Холст, масло
90 x 59
Музей Орсе (Париж, Франция)




Михаил Михайлович Фокин 1909
Бумага, сангина
Местонахождение неизвестно




Надежда Петровна Ламанова 1911
Картон, уголь, мел, сангина
102 x 75
Частное собрание




Наталия Константиновна Кусевицкая 1910
… темпера
Диаметр 87 круг
Местонахождение неизвестно.
Демонстрировался на посмертной выставке В. А. Серова в 1914




Неизвестная 1895
Бумага на холсте, пастель
38 x 43
Омский музей изобразительных искусств




Николай Андреевич Римский Корсаков 1898
Холст, масло
96,5 x 113,2
Третьяковская галерея




Николай Андреевич Римский-Корсаков 1908
Бумага на картоне, прессованный уголь
64 x 45
Третьяковская галерея




Николай Семёнович Лесков 1894
Холст, масло
64 x 53
Третьяковская галерея




Николай Степанович Позняков 1906
Холст, масло
83 x 100
Третьяковская галерея




Нина Захаровна Раппопорт 1908
Грунтованный картон, темпера
98,6 x 62
Русский музей




Нина Константиновна Хрущева 1903
Бумага, пастель
Третьяковская галерея




Ольга Фёдоровна Серова, жена художника 1890
Холст, масло
32 x 28,5
Частное собрание (семьи Серовых)





Ольга Фёдоровна Томара 1892
Холст, масло
149,6 x 98,6
Национальный художественный музей Республики Беларусь (Минск)




Ольга Фёдоровна Трубникова, будущая жена художника 1885
Холст, масло
88 x 71
Третьяковская галерея




Оскар Осипович и Роза Гавриловна Грузенберги 1910
Холст, темпера
100 x 60
Частное собрание.
Был продан 6 декабря 2012 года в Майами на аукционе FAAM (Fine Art Auction Miami) за $4,6 млн




Павел Иванович Бларамберг 1888
Холст, масло
59 x 49
Третьяковская галерея




Павел Иванович Харитоненко 1901
Холст, масло
57 x 55
Третьяковская галерея




Павел Михайлович Третьяков 1899
Бумага, акварель, белила, графитный карандаш. Рисунок очернен.
21 x 12,2
Третьяковская галерея




Пётр Михайлович Романов 1901
Холст, масло
70 x 60
Музей города Мальмё (Швеция)




Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский 1905
Бумага желтоватая, уголь, цветные карандаши, мел
67 x 51
Русский музей




Полина Ивановна Щербатова (подмалевок портрета) 1911
Холст, уголь, темпера, пастель
242 x 184
Третьяковская галерея




Портрет дамы. Елизавета Алексеевна Красильщикова 1906
Замша, пастель
223 x 100
Краснодарский художественный музей




Портрет жены директора Костромской мануфактуры 1890
Холст, масло
89 x 71,5
Картинная галерея Армении (Ереван, Армения)




Портрет М. Н. Ермоловой 1905
Холст, масло
224 x 120
Третьяковская галерея




Прасковья Дмитриевна Антипова 1890
Холст, масло
89,2 x 71,3
Ярославский художественный музей




Саша Серов 1897
Бумага, акварель, белила
42 x 58
Частное собрание (семьи Серовых)




Сергей Андреевич Муромцев 1910
Холст, темпера
140 x 107
Государственный музей искусств Грузии (Тбилиси)




Сергей Михайлович Третьяков 1895
Холст, масло
102 x 84
Третьяковская галерея




Сергей Павлович Дягилев 1904
Холст, масло
97 x 83
Русский музей




Софья Андреевна Толстая 1892
Холст, масло
112 x 92
Музей-усадьба «Ясная Поляна»




Софья Владимировна Олсуфьева 1910
Бумага, уголь, гуашь, мел
107 x 82
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина




Софья Михайловна Боткина 1899
Холст, масло
189 x 139,5
Русский музей




Софья Михайловна Драгомирова 1900
Бумага на картоне, акварель, белила
43 x 41
Третьяковская галерея




Фёдор Иванович Шаляпин 1904
Холст, уголь, мел
235 x 133
Третьяковская галерея




Франческо Таманьо 1891
Холст, масло
79,5 x 70
Третьяковская галерея




Эммануил Людвигович Нобель 1909
Холст, масло
121.2 x 92
В 2002 году продан на аукционе Christie’s за 240 тыс. долл. В частном собрании Петра Авена.




Эммануил Людвигович Нобель 1909
Доска, масло
40,5 x 31,5
В 2008 году продан на аукционе Sotheby’s за 55 тыс. фунтов
/size]


[size=2]
inieberega.ru

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Валентин Серов. Король русского портрета. ЧАСТЬ 3 | Ела2012 - Край мой родной... | Лента друзей Ела2012 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»