• Авторизация


Русские художники. Литовченко Александр Дмитриевич (1835-1890). 01-12-2019 11:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!



Исторический живописец, работал в области религиозной живописи, писал портреты.


Портрет А. Д. Литовченко работы И. Н. Крамского, 1878
Государственная Третьяковская Галерея

Родился в Кременчуге на Украине в 1835 году в бедной мещанской семье.
«По собственным рассказам А. Д., неохотно обращавшегося к своему раннему детству, он почувствовал влечение к живописи очень рано и, несмотря на неблагоприятные условия жизни в глухом провинциальном городке, скоро приобрел навык в рисованье и постоянно возился с красками.

В Академии его занятия пошли весьма успешно: в 1855, 1857 и 1858 годах он получил две малые и две большие серебряные медали за рисунок и этюд, а в 1861 году за картину «Харон перевозит души умерших» малую золотую медаль.

«Харон перевозит души через реку Стикс»
1861
Государственный Русский музей.

Харо́н в греческой мифологии — перевозчик душ умерших через реку Стикс (по другой версии — через Ахерон) в подземное царство мертвых. Сын Эреба и Нюкты.
Изображался мрачным старцем в рубище. Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату (навлон) в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком). Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти. Ни при каких условиях обратно не перевозит.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Харон_(мифология)


Жизнь же не улыбалась художнику — для снискания средств к жизни он должен был даже служить ретушёром в одной фотографии.
А обучался будущий исторический бытоописатель в Академии художеств (1855—1863) у самого Ф.А. Бруни. В 1863 г. участвовал в протесте 14 выпускников во главе с И.Н. Крамским. Был одним из первых членов Товарищества передвижных художественных выставок. И вошел в историю русской живописи пусть не самым заметным цветком, который, однако, делает искусство более разнообразным и, следовательно, более интересным.

В 1868 г., за картину "Сокольничий" , прекрасный этюд мужской полуфигуры в русском костюме XVII века, получил звание академика.
После этого Литовченко решил добиваться профессорства; Академия предоставила ему мастерскую, и художник в течение 4-х лет работал над картиной «Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища Английскому послу Горсею»; однако представленная в 1874 г. в совет для получения звания профессора картина была найдена неудовлетворительной в историческом и, в особенности, археологическом отношениях. Художник был не согласен с определением совета и просил более определенных указаний и объяснений, но получил ответ, что совет не находит нужным входить с ним по поводу этого в переписку. С этого времени художник совершенно отошел от Академии и до самой смерти относился к ней очень желчно и резко.


«Солнечная тропинка в лесу»
1874
частное собрание
С 1878 г. - член Товарищества передвижных художественных выставок. Работал в жанре исторической живописи ("Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею", 1875, ГРМ) и как портретист ("Портрет художника В.Г. Шварца", 1870, ГТГ). Его работы имеются также в Киевском музее русского искусства, музеях Архангельска, Курска, Н. Новгорода, Алматы, Харькова.


«Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею»
1875
Холст, масло 153 х 236
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


«Седло, украшенное драгоценностями» (эскиз), 1875
(эскиз к картине "Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею")
Частное собрание


Натюрморт


Портрет Евгения Григорьевича Шварца. 1874
Холст, масло
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки


«Шут»
1875.
Холст, масло. 42,7х35 см.
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря
Москва


В Белом Колодезе. Портрет А.В. и Е.Г. Шварцев. 1879
Бумага на холсте, масло
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки


«Портрет Шварца Вячеслава Григорьевича»
1880
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Ледоход в Петербурге. (Ледоход на Неве)»
1881
масло, холст 28x48,5 см
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева

Александр Дмитриевич Литовченко в своих полотнах главное внимание уделял не конфликту, а описанию обстановки, одежды и др. И делал это по-своему талантливо. Для этого он изучал быт, одежду, часами заполняя в Оружейной палате альбомы рисунками предметов русской старины. Однако и у художника случались картины, подобные здесь приводимым. Ибо живопись подчиняется действующему в любом виде искусства закону: без внешнего вмешательства в ней расцветают сто цветов.


«Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филлиппа, митрополита Московского»
1886
Холст, масло 225 х 183,8
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича»
1889
Харьковский художественный музей
Харьков

«Боярыня», (18??) — частное собрание.

«Ангел» (этюд), (1857) — частное собрание



«Алексей Михайлович» (этюд), (1886) — Государственная Третьяковская галерея.

«Боярыня Морозова», 1885
Новгородский государственный объединённый музей-заповедник.


Из работ Литовченко по религиозной живописи заслуживают внимания образа, написанные для церкви святого Николая на севастопольском военном кладбище и семь стенных картин в храме Христа Спасителя, в Москве.

Скончался Литовченко 16 июня 1890 г.

После смерти художника в 1890 году в журнале «Всемирная Иллюстрация» появилась такая статья о художнике:

Литовченко не внес в русскую школу живописи ничего нового ни в смысле направления, ни в смысле художественных приемов. Рисунок его был правилен и даже несколько академичен, колорит приятен, манера, что называется, сочная, композиция суха и неразнообразна. Но, не оставив в русской живописи крупного следа после себя, Литовченко, тем не менее, не будете забыт, благодаря именно той роли, которую он играл при основании товарищества передвижных выставок. За последние тридцать лет это основание товарищества является самым выдающимся событием истории живописи в России. Товарищество несомненно оживило русскую школу, открыло новые пути и, не придавая товариществу того исключительного значения, которое ему придает г-н Стасов, можно, однако же, сказать, что товарищество было полезным учреждением не только для своих членов, но и вообще для русской живописи. Литовченко служил этому делу искренно и горячо; хотя из его протеста, в смысле личной художественной деятельности, не вышло ничего, — он был, как основатель товарищества, одним из «главных пионеров русского искусства»
— «Всемирная Иллюстрация», 1890 г.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Литовченко,_Александр_Дмитриевич
http://www.artsait.ru/art/l/litovchenko/main.htm
http://www.art-catalog.ru/gallery.php?id_psort=1&i...w=2&count_pic=-1&id_artist=122

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
olychca 01-12-2019-22:34 удалить
Ела2012, Спасибо большое за картины!
ovenca 02-12-2019-02:39 удалить
Спасибо, Лидочка, за открытие (для меня)!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Русские художники. Литовченко Александр Дмитриевич (1835-1890). | Ела2012 - Край мой родной... | Лента друзей Ела2012 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»