ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ГУЩИН (1888-1965)
Николай Михайлович Гущин (1888-1965). Фотография 1910-1912 гг.
Николай Михайлович Гущин (1888-1965) - фигура Серебряного века, художник-символист, выпускник МУЖВЗ, дружил с футуристами, участвовал в эпатажных проектах Бурлюков и Василия Каменского. В гражданскую войну Гущин эмигрировал сначала в Харбин, потом во Францию и стал там французским художником-модернистом. После Второй мировой войны попросился назад в Советский Союз, чтобы умереть на родине. Гущину, как активному участнику Французского сопротивления, разрешили въезд в СССР и проживание в любом областном центре, кроме Москвы и Ленинграда. Он выбрал Саратов, родину Борисова-Мусатова и Голубой Розы, город, где возник первый в России общедоступный Художественный музей.
«Картина никогда не должна говорить – язык убивает живопись – а красками, иррационально, безотчётно, как музыка схватывать душу».
(О выставке картин Николая Гущина. Томск, 1919 г.)
Николай Михайлович Гущин родился 22 ноября (5 декабря по новому стилю) 1888 года в селе Талоключинское Нолинского уезда Вятской губернии в семье сельского учителя, не художника, однако вскоре родители переехали в Пермь, где уже в юности будущий символист проявлял художественный талант довольно ярко, был сразу отмечен и замечен, так что даже его картина, пейзаж, была куплена в местный музей. В Перми Н.М. Гущин окончил реальное училище, проявив наряду с художественными и литературные способности. Затем два года учился в Бехтеревском Психоневрологическом институте (общеобразовательное отделение, Санкт-Петербург). Одновременно Гущин занимался живописью и рисунком в частной студии Я.С. Гольдблата. Тайны внешнего мира, проблемы истории, психологии, логики - вот что его увлекало в ту пору. Много позже Н.Гущин напишет: «Кто философски познает мир, тот сам должен быть миром... Сама постановка дерзкой задачи познать вселенную возможна лишь тогда, когда сам есть вселенная». Видимо, именно в эти годы складывается в сознании художника философская карта на мира, уточняется его мировоззрение, появляется стремление и в искусстве говорить большими категориями - символами.
Н.М. Гущин (1888-1965). Пейзаж. 1907 г. Холст, масло. 94 х 146 см. Пермская государственная
художественная галерея.
Н.М. Гущин (1888-1965). Церковь в Перми. Частное собрание.
Н.М. Гущин (1888-1965). Моя весна. 1923 г. Холст, масло. Частная коллекция, США.
Н.М. Гущин (1888-1965). Воспоминание. 1934 г. Бумага, накл. на картон, масло. 49,5 х 65 см.
Фонд «Семь ветров», Волгоград.
Н.М. Гущин (1888-1965). Портрет Ольги Вуич, матери Д.Н.Вуича. 1934 г.
Коллекция Д.Н. Вуича, Канберра, Австралия.
Граф Д.Н. Вуич, друг художника Н.М. Гущина.
Граф Д.Н. Вуич родился в 1929 году на юге Франции в семье ротмистра Лейб-Гвардии Ее Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны Уланского полка Николая Эммануиловича Вуича, ветерана I Мировой войны 1914-1918 гг., участника Гражданской войны 1917-1922 гг.
Димитрий Вуич всегда всецело разделял убеждения своего отца и активно участвовал в служении Дому Романовых и воплощаемым им идеалам и ценностям, совмещая его со своей официальной работой в сфере журналистики, а затем в структурах Организации Объединенных Наций в Женеве. После выхода в отставку в 1984 г. граф Д.Н. Вуич переехал на постоянное жительство в Австралию и поселился со своей семьей в столице г. Канберра. Он занимается издательской и просветительской деятельностью, является членом Совета российских соотечественников в Австралии. 1 июня 2019 г. ему исполнилось 90 лет.
27 декабря 2010 г. указом Президента Российской Федерации №1614 граф Д.Н. Вуич награжден Орденом Дружбы.
Н.М. Гущин (1888-1965). Мой маленький друг Дима. 1935 г. Коллекция Д.Н. Вуича, Канберра, Австралия.
Н.М. Гущин (1888-1965). Портрет Ольги Вуич в красной шляпке. 1935 г.
Собрание Д.Н. Вуича, Канберра, Австралия.
Н.М. Гущин (1888-1965). На пляже. 1936 г. Картон, смешанная техника. 49 х 64 см.
Фонд «Семь ветров», Волгоград.
Н.М. Гущин (1888-1965). Пейзаж с церковью. 1936 г.
Н.М. Гущин - ученик МУЖВЗ. Москва, 1910-1912 гг. Архив Л.В. Пашковой, Саратов.
Осенью 1910 года Н.М. Гущин переезжает в Москву. Он выдержал экзамены в Училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Занимается в портретном классе у Сергея Малютина, а на старших курсах - в мастерской признанного колориста и одаренного педагога Константина Коровина. Один из его соучеников, В. Яковлев, позднее напишет в своих воспоминаниях: «Народ в мастерской Коровина собрался талантливый. Красиво писал Гущин». Отметит его работы в обзоре второй выставки художников московской школы строгий критик «Аполлона»: «...крепко нарисованные «Мальчик» и «Юноша» Н. Гущина... обещают нам культурное искусство».
Импульсивный, страстный, избегающий шаблонов молодой художник ищет свой путь в искусстве. Одно из самых сильных впечатлений молодости - импрессионисты и их последователи, произведения которых он видел в Москве на выставках и в частных собраниях. Ранние рисунки Н.Гущина, из которых сохранились очень немногие, академичны, они свидетельствуют об одаренности автора и достаточно серьезной профессиональной подготовке.
Лето 1913 года знаменательно для Н. Гущина сближением с уже начинающими приобретать скандальную известность футуристами - Владимиром Маяковским, Давидом Бурлюком, Василием Каменским. По словам Василия Каменского: «Сплошь - самоцветы - глубокие парни». Летние месяцы компания проводит на хуторе Каменка. Гущина Василий Каменский называет «художником – поэтом» и посвящает ему стихи, полные символистских образов:
«Мастер - поэт вдохновитель чаруйный,
Линий астральных циклон –
Твой рисунок - как утренне струйный
Бирюзоводальний наклон».
Его мировоззрение и индивидуальный стиль сложились в начале ХХ века. Поклонник поэзии Николая Гумилёва и Игоря Северянина, в юности он прошёл хорошую школу у Сергея Малютина и Константина Коровина. Первый учил строгому рисунку, второй, не стесняя творческой свободы, импрессионистической лёгкости и молитвенному отношению к цвету. Не избежав искушений крайних новаторов, эпатажа кубо-футуристических приёмов, Николай Гущин к 30-ти годам выработал яркий художественный стиль, который можно назвать эмоциональным символизмом. Свой мир образов, свои приёмы письма – сложная многослойная живописная поверхность его картин похожа на россыпь драгоценных камней.
Н.М. Гущин (1888-1965). Автопортрет в заячьей шапке. 1950 г. Холст, масло. 70 х 55 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Перун. 1950-е гг. Холст, масло. 60 х 39 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Полевые цветы. 1951 г. Картон, масло. 38 х 31 см.
Коллекция Морозова, Саратов.
Н.М. Гущин (1888-1965). Берег. 1950-е гг. Холст, масло. 26 х 19 см.
Аукцион АРТ-Волга, Волгоград, 2017 г.
Н.М. Гущин (1888-1965). Три деревца. 1950-е гг. Холст, масло. 26 х 19 см.
Аукцион АРТ-Волга, Волгоград, 2017 г.
Н.М. Гущин (1888-1965). Лес. Картон, масло.
Н.М. Гущин (1888-1965). Без названия. Картон, масло. Саратовский художественный
музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Сказка о весне. 1952 г. Холст, накл. на картон, масло. 26 х 19 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Лето. Овраг. 1954 г. Картон, масло. 37 х 20 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Волга. Картон, масло. 37 х 49 см. Саратовский художественный
музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Волна. 1955 г. Картон, масло. 20 х 29 см.
Н.М. Гущин (1888-1965). Ноктюрн. 1955 г. Фанера, масло. 55 х 46 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Психологический этюд. Автопортрет. 1955 г. Картон, дерево, масло.
49 х 41 см. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Моя симфония. Автопортрет. 1955-1964 гг. Холст, масло. 84 х 83,5 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Баллада. 1950-е гг. Фанера, масло. 60 х 49 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Весенний лес. 1950 г.
В 1914 году, видимо, на стипендию Московского Общества любителей художеств, Гущин отправляется в Соединенные Штаты Америки. Он проводит там 7 месяцев, и он разочарован: «Нагромождение домов не представляет собой город, скопление эмигрантов не образует расы, сочетание разной наследственности не может дать совершенство личности». Начавшаяся Первая мировая война, заставила его вернуться в Россию через Японию. В последующие два года он добровольно участвует в военных действиях на Юго-западном фронте, в течение нескольких месяцев сопровождает эшелон через всю Сибирь в Китай. После заключения мира возвращается в Москву, охваченную другой войной - революцией. Политические события не мешают ему после представления конкурсных работ получить звание классного художника I степени. Тогда же Гущин встречает свою любовь, Наташу, студентку медицинского института, женится и уезжает в Пермь.
Наталья Гущина, жена художника. Фотография - Пермь, 1918 г.
Вернувшись в Пермь, художник теперь сам преподает живопись и рисунок в Доме народных искусств. А в октябре 1918 года «Известия Пермского Совета» сообщают, что «...около братской могилы погибших в славных боях за социализм товарищей, что в тополевой аллее... около здания первой мужской гимназии спешно воздвигается памятник борцам за свободу по проекту, составленному местным художником Гущиным». Монумент этот простоял лишь два месяца, его взорвали колчаковцы, вступившие в город в конце того же года. Автору грозит опасность, предупрежденный одним из товарищей, он вынужден покинуть Пермь. Так круто меняется судьба художника, начинаются годы его эмиграции.
Н.М. Гущин (1888-1965). Портрет жены художника. 1920-е гг. Холст, масло.
60,5 х 45,5 см. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Зимний лес. 1957 г. Холст, масло. 46 х 53 см. Саратовский художественный
музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Увядший букет. 1957 г. Холст, масло. 49 х 62 см. Саратовский художественный
музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Полевые цветы. 1959 г. Картон, масло. 44 х 52,2 см. Коллекция Морозова, Саратов.
Н.М. Гущин (1888-1965). Пионы. 1959 г. Картон, масло. 50 х 63 см. Коллекция Морозова, Саратов.
Н.М. Гущин (1888-1965). Этюд леса. Казачий остров. 1957 г. Холст, масло. 32,5 х 41,7 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Осенняя оргия. 1957-1958 гг. Картон, масло. 42 х 50 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Берёзка. 1958 г. Картон, масло. 48 х 33 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Весенний этюд. 1959 г. Картон, масло. 48 х 34 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Вихрь. 1959 г. Картон, масло.
Н.М. Гущин (1888-1965). Ёлочки ночью. Этюд. 1959 г. Картон, масло.
Н.М. Гущин (1888-1965). Возвращение блудного сына. 1959 г. Холст, масло. 59 х 40 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Музыка Баха. 1960 г. Холст, масло. Частное собрание.
Н.М. Гущин (1888-1965). Лунная соната. 1961 г. Холст, масло. 61 х 50 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Автопортрет. 1962 г. Холст, масло.
Во время Гражданской войны, вместе с тысячами соотечественников, увлечённый волной послереволюционной эмиграции, Н.М. Гущин оказался за пределами родины. Через Сибирь художник попадает в Китай, успев устроить в 1919 году выставку в Томске.
В Китае Гущин до 1922 года преподает в частной студии. С 1919 по 1922 год прошли его персональные выставки в Харбине, Пекине, Тяньзине и Шанхае.
Участие на выставке «Зеленый Пион» в апреле 1919 года открывает «харбинский» период творчества Николая Гущина. Один из критиков-современников назвал эти годы «харбинским прозябанием». Вряд ли можно с этим согласиться. Культурная жизнь нашей эмиграции в самом «русском» городе Китая была достаточно интенсивной. Устраивались многочисленные выставки в небольших залах Коммерческого клуба или Железнодорожного собрания. Гущин - непременный их участник, и, как правило, экспонирует много работ. Впервые после военных и революционных событий молодой художник получил, наконец, возможность последовательно творчески работать. Известно, что он преподавал живопись и рисунок в частной студии «Лотос», занимался литографией. О последнем мы можем судить более обоснованно, так как сохранилось несколько подлинных литографий 1920 года: «Автопортрет», «Скорбь», «Неотвратимость». Последняя, с запрокинутым к небу ликом Христа и автопортретом художника в центре, по-видимому, представляет собой вариант композиции из цикла «Адская машина времени, пожирающая жизнь мира», над которым Гущин начал работать еще во время Первой мировой войны.
В 1947–1948 годах, когда очень многие бывшие «харбинцы», добровольно или принудительно вернувшиеся в СССР, или были расстреляны без суда и следствия, или были осуждены на многие годы.
Н.М. Гущин (1888-1965). Вечность. Холст, масло. 63 х 90 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Берёзка. Картон, масло. 70 х 41 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Гладиолусы. Картон, масло. 46 х 33 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Камыши. Картон, масло. 42 х 51 см. Саратовский художественный
музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Волга. Протоки. Картон, масло. 41 х 50 см. Саратовский художественный
музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Деревья в воде. Разлив. Холст, масло.
Н.М. Гущин в Париже. Фотография вторая половина 1920-х гг.
В 1922 году Н.М. Гущин отправляется в Париж «для художественного усовершенствования», как напишет он позднее в автобиографии. Ему 34 года, он в расцвете творческих сил, у него есть немного средств, заработанных художническим трудом. Достоверных сведений о том, как Николай и Наталья Гущины добирались до Франции, нет, но можно уверенно предположить, что подобно многим русским эмигрантам, проделавшим тот же путь, плыли на морском судне через Сингапур, Цейлон, Индию. Из воспоминаний современников мы знаем, что они прибыли вначале в Италию, где прожили несколько месяцев, а затем отправились в столицу Франции.
В Париже чета Гущиных устроилась в квартале художников на Монмартре – Ателье, 40 на рю Рошешуар. Этот парижский адрес приведён в авторитетном многостраничном справочнике французского искусства, где о Гущине сказано только, что он уроженец Вятки и экспонировал свои пейзажи на выставках Салона независимых и Осеннего Салона.
По цветным фотолитографиям нам известны две программные картины Гущина, созданные в самом начале «парижского» периода: «My Spring» (Моя весна. 1923) и «Автопортрет». Обе они были отпечатаны с оригиналов в фотолитографическом ателье Л. Делапорта (L.Delaporte), находившемся в 14-ом округе Парижа. Клише офсет для печати обеих литографий было создано сыновьями Виктора Мишеля.
На картине «Моя весна» отчётливо читается авторская подпись «N.Guschin», так он будет подписывать все свои произведения, созданные в Европе, и дата – «1923». На обороте одной из репродукций этой картины есть сделанная рукой автора надпись в шесть строк: «Моя весна». Была выставлена в 1925 г. в Парижском Салоне. В 1928 г. – в Королевской Академии в Лондоне. Находилась в коллекции американского коллекционера Mr. Oljop (Alzop)»
Н.М. Гущин (1888-1965). Летящая. Холст, масло. 52 х 62 см. Саратовский художественный
музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Элегия. Холст, масло. 56 х 75 см. Саратовский художественный
музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Летний этюд. Картон, масло. 42 х 50 см. Саратовский художественный
музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Пейзаж. Картон, масло. 18 х 24 см. Саратовский художественный
музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Осенний этюд. Картон, масло. 46 х 34 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Шорохи леса. Картон, масло. 26 х 22 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Освещенное деревце. Фанера, масло. 52 х 46 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Приближение грозы. Картон, масло. 50 х 38 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Сказочный лес. Холст, масло. 99,6 х 69,5 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Леший. Картон, масло. 64 х 45 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Птичий хор. Холст, масло. 31 х 49 см. Саратовский художественный
музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин с своей студии в Монте-Карло. Архив СГХМ имени А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин экспонирует свои произведения на выставках в Париже, Лондоне, Ницце, в ряде городов Германии. Его приветствуют искушенные французские критики. «Вот совершенно своеобразный и очень умный художник», - отмечает Жорж Авриль, а французский поэт Луи Каппатти и художественный критик Монако Черутти издают небольшую книжечку-монографию «Николай Гущин и мистика его портретов», до сих пор являющуюся основным источником наших сведений о зарубежном периоде в творчестве художника. Более сорока картин и рисунков включено в каталог персональной выставки Н.Гущина, состоявшейся в Монте-Карло. Среди них: «Гармония в голубом», «Дева лесов», «Клоун-музыкант», «Грустный вальс Сибелиуса», «Анемоны» - образный строй его полотен говорит о нем как о символисте. Его картины заставляют вспомнить Николая Николаевича Сапунова. Большинство произведений Н.М. Гущина, написанных за рубежом, известны нам лишь по фотографиям и воспроизведениям, где его называли «Николай Изумительный Гущин».
Ряд работ Н.М. Гущина находится в музеях различных стран и частных коллекциях Франции, Англии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Италии. Была приобретена работа Французским правительством. Находятся работы в музее Masséna в Монте-Карло, в музее города Ниццы. В музее Голландии город Маастрихт. В Лондоне на выставке была приобретена работа «С юга», «Моя весна». Последней его творческой работой за границей был написанный образ И.В. Сталина, который ранее находился в Советском посольстве в Париже.
Н.М. Гущин (1888-1965). И.В. Сталин. 1930-е гг.
Н.М. Гущин (1888-1965). Портрет Фиделя Кастро. 1962 г. Холст, масло. 78 х 96 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Обнаженная. 1962 г. Бумага, уголь. 32 х 58 см. Аукцион ART-Union,
Санкт-Петербург, 2013 г.
Н.М. Гущин (1888-1965). Эскиз-вариант картины «Вечность». 1061 г. Холст, масло. 52 х 80 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Волжский этюд. Разлив. 1961 г.
Н.М. Гущин (1888-1965). Волна. 1963 г. Картон, масло. 42 х 51 см. Саратовский художественный
музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Композиция. 1963 г. Картон, масло. 34 х 25 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Морской мотив (Море. Коктебель). 1963 г. Картон, масло. 43 х 50,4.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Автопортрет. 1941 г. Холст, масло. 61 х 38 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Неоднократно Н.М. Гущин обращался в советское посольство в Париже с просьбой о возвращении на Родину. Наконец, в 1947 году ему, как активному участнику Французского сопротивления во время Второй мировой войны, было дозволено вернуться в СССР. Из-за официального запрета на место жительства в Москве и Ленинграде, он выбирает для жизни город на Волге - Саратов. Отныне жизнь его связана с Саратовом, с Волгой.
Вскоре после возвращения на родину Николай Гущин получил комнату в том же старом доме на улице Гоголя, где жила семья Юстицких. С талантливым художником Валентином Михайловичем Юстицким (1892–1951) Гущин познакомился еще в юности, видимо, около 1910 года, в Петербурге. Почти через 40 лет судьба вновь свела их вместе: вернувшегося из сталинских лагерей В.М. Юстицкого и художника-репатрианта Н.М. Гущина. В семье Юстицких одинокий Гущин нашел так недостающие ему домашний уют и тепло. В свою очередь ежедневное дружеское общение с ним помогло Юстицкому преодолеть послелагерный творческий кризис, в конце жизни найти новый оригинальный стиль живописи.
Н.М. Гущин на Волге. Фото. Середина 1950-х гг. (с Маришенькой, внучкой В.М. Юстицкого) –
Мариной Алексеевой.
Преподавать в художественном училище Гущину запретили, дружить с ним оказалось опасно, каждый, открыто вошедший с ним в контакт, автоматически попадал под наблюдение КГБ. Кроме того, местное отделение Союза художников отказывалось принимать в свои ряды «сторонников буржуазного формалиста», а руководство художественного училища открыто предупреждало студентов, что Гущин научит их плохому.
Один семестр Гущин все-таки преподавал в Саратовском художественном училище. Несмотря на запрет на преподавательскую деятельность, т.к. был объявлен «идейно чуждым», Николай Михайлович стал духовным лидером и сформировал вокруг себя группу молодых художников, которых впоследствии условно стали называть «художниками круга Гущина»: М. Аржанов, В. Чудин, В. Солянов, В. Лопатин, Л. Перерезова, Ю. Машков.
Почтовая открытка со стихами Луи Каппатти. Монте-Карло, 1941 г. Архив СГХМ имени А.Н. Радищева.
В Европе Гущин имел известность, успех, а после возвращения на родину в эпоху послевоенного сталинизма познал горечь непризнания и изоляции, в годы «оттепели» с немногими близкими ему людьми разделил надежды общественного подъема. У него не было теперь большой творческой мастерской, как в Монте-Карло – только крошечная восьмиметровая комната в коммунальной квартире, ставшая, без преувеличения, одним из центров духовной жизни Саратова. Комната, от пола до потолка увешанная его удивительными картинами… Сколько душ они растревожили! Для скольких студентов Саратовского училища Гущин, преподававший всего один семестр, стал настоящим Учителем, духовная связь с которым определила их будущий путь.
Н.М. Гущин (1888-1965). Автопортрет в очках. 1930-е г. Картон, соус. 41 х 30,1 см.,
привезённый Гущиным из эмиграции. Художник подарил его А.М. Ненашевой, у которой
в 1987 г. его приобрел Саратовский Радищевский музей.
Н.М. Гущин (1888-1965). Портрет Альдоны Ненашевой (урожд. Митюшиной), ученицы Гущина.
Бумага, соус, карандаш. 51 х 42 см. Собственность А.М. Ненашевой (Москва)
В 2015 году, через 50 лет после смерти художника, были опубликованы четырнадцать писем Н.М. Гущина к одной из его учениц – Альдоне Михайловне Ненашевой (рожд. Митюшиной), которые позволяют не только уточнить некоторые факты его жизни в Саратове, но, главное, приблизиться к пониманию его сложной философско-мировоззренческой концепции художественного постижения мира. Гущина угнетал бюрократизм советской жизни, невозможность полноценной творческой реализации. О страшных бытовых условиях саратовской коммуналки, в которых ему, получившему признание и известность в Европе, пришлось жить, о доносах и скандалах соседей в письмах нет ни слова.
Так, например, современники, оставившие воспоминания о Гущине, пишут о его связях с Пензой. Но лишь написанное карандашом на двух листах из школьной тетрадки письмо А. Ненашевой документально подтверждает не только сам факт месячного пребывания в Пензе и количество отреставрированных там музейных работ. Пожалуй, самое главное, оно позволяет внести некоторые коррективы в наше представление об отношении властей к неординарной личности мастера. В Саратове оно было однозначно недоброжелательным: Художник не имел права выставлять свои картины, картины художника не принимали на выставки, ему не давали возможности преподавать. В Пензе, как следует из одного из писем, картина была иной:
«Пребывание мое в Пензе было восхитительным во всех отношениях, Аля. Насколько мне не хотелось туда ехать, настолько же я получил полное, какое-то исключительное содержание и моральное удовлетворение. Произвел очень большую работу. Привел в порядок 70 картин, хотя трудовым соглашением было предусмотрено только 40. Пенза – городок очаровательный, утопает весь в зелени, с садами, скверами, большим парком в самом городе, за которым, вернее, который вливается в огромный лес. Живя там, в городе – ощущение точно живешь на лоне природы. Более мягкий, не в пример саратовцам – народ, не говоря уже о милых, приветливых улыбках девушек!
Пробыл там ровно месяц...». 1956 г. (Журнал «Волга», 2015 г., №1)
Н.М. Гущин (1888-1965). Чайка. 1964 г. Картон, масло. 50 х 69 см. Саратовский художественный
музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Портрет девушки. 1964 г. Картон, масло.
Н.М. Гущин (1888-1965). Осенний лес. 1963 г. Картон, масло. 45 х51 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Лесок. 1963 г. Картон, масло. 24 х 15 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Незабудки. 1965 г. 27 х 23 см. Картон, масло.
Коллекция Морозова, Саратов.
Н.М. Гущин (1888-1965). На дне морском. Картон, масло.
Н.М. Гущин (1888-1965). Рутенделяйн - лесная фея.
Н.М. Гущин – реставратор. Саратов, 1959-1962 гг. Архив СГХМ имени А.Н. Радищева.
«Саратовский» период был чрезвычайно плодотворным не только для творчества Н.М. Гущина. Здесь он проявил и другой свой дар, быть может, не меньший, чем талант художника,- дар педагога. Под непосредственной опекой Гущина сформировался как художник М. Аржанов. Активно работающие сейчас В. Солянов, В. Лопатин, В. Чудин в годы своего становления получили сильнейший импульс от старшего товарища и учителя, хотя в будущем каждый из них пошел своим путем. Вот несколько предостерегающих строк из его письма ученикам: «...натурализм. Это доминирующее сейчас зло ставит задерживающие преграды пр отроческому творческому духу. Натурализм является лишь приспособлением к длительным перспективам жизнеустроения. Нужно идти по линии наибольшего сопротивления для разума вашего... Быть может, недалек тот момент, когда всем вам придется задуматься не только над проблемой языка глины или красок, но и над исчерпывающим языком большого искусства, высокой художественной формы, где никакая бойкость в изображении видимого, никакая популярность не спасут. Мне всегда хотелось всех вас увлечь этими далекими далями...».
Н.М. Гущин в своей комнате-мастерской. Саратов, 1964 г. Архив СГХМ имени А.Н. Радищева.
Во многих работах послевоенного времени Н.М. Гущин остается верен символизму. В одном из писем Гущина есть такие строки: «Я часто думаю, что красота цель нашей жизни... Не красота, как культурная ценность, а красота как сущее, т. е. претворение хаотического несовершенства человеческих отношений в настоящую красоту, красоту живую».
Как часто художник обнаруживает дар будить в зрителе надежду, мечту, веру в идеал! Яркий темперамент, романтический порыв, выраженные в красках его картин, захватывают. Кажется, видишь, как быстро нервная рука его касается кисточкой то холста, то палитры. Краски положены то гладко, то рельефно, «холмами, оспой цветною» (В. Хлебников). Фактура живописи не менее важна, чем композиция, рисунок, цвет, считал Н. Гущин. Разнообразными приемами наложения красок можно уравновесить композицию, выделить главное, расставить «эмоциональные» акценты.
Н. Гущин стремился приблизить живопись «к грани двух стихий - музыки и слова», стремился создать «зримую музыку», называя эту задачу «интересной и тонкой». Вспомним, что идея синтеза живописи, музыки, поэзии весьма характерна для начала XX века, а опыты воплощения ее находим у А. Скрябина, М. Врубеля, М. Чюрлениса.
Н.М. Гущин (1888-1965). Мужской портрет (Автопортрет?). Бумага, уголь.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Портрет девушки (Дочь).
Н.М. Гущин (1888-1965). Женский портрет. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Гущин (1888-1965). Портрет мужчины с трубкой. Черно-белая репродукция.
Н.М. Гущин (1888-1965). Натюрморт. Холст, масло. Собрание Александра Харитонова.
Н.М. Гущин. Фотография 1951-1952 гг.
«В 1963 году Николай Михайлович тяжело заболел..,- пишет в своих воспоминаниях о нем Борис Белов, выпускник филологического факультета Саратовского университета. …Мы навещали его в больнице и дежурили у него по ночам дома. Можно себе представить, как ему было трудно в душном тесном помещении без удобств. Он даже просил достать ему яд. Я, конечно, ответил, что сделать этого не могу. Тогда он впервые произнес запомнившуюся мне горькую фразу: «Вот, и умереть-то нельзя, как хотелось бы…» … Я не знаю, являлось ли ему в последний час видение юности. Но твердо уверен, что он не изменил своей мечте.
…После его смерти в музее должна была состояться гражданская панихида. Студенты консерватории хотели привести свой симфонический оркестр. Но все это по чьему-то таинственному распоряжению было отменено. До кладбища гроб везли на тряской машине. У открытой могилы стояли желтеющие деревья. Они молчали. Молчали и мы, не умея выразить своей боли. Тогда я, запинаясь, прочел написанное за ночь стихотворение:
«Омертвели наши имена
В клетках мозга.
Тени на ресницах.
Замерли в пространстве полотна
Ветви, волны и девичьи лица.
В мире – осень. Легких листьев звон.
Словно на последнем вернисаже
Окружают нас со всех сторон
Им не завершенные пейзажи.
Мы – друзья. Нас много у него.
Смотрим на последние наброски.
Понимаем – более всего
Облака любил он и березки.
Им теперь за гробом плыть да плыть
Всей громадой грозового фронта.
Облака нельзя остановить
Огненной чертою горизонта».
Николай Михайлович Гущин скончался 4 сентября 1965 года в Саратове. Похоронен на Воскресенском кладбище.
Афиша одной из первых выставок Н.М. Гущина в Саратове.
Самая большое собрание работ Н.М. Гущина, насчитывающее 54 картины и около 20 графических листов «советского» периода, попало после смерти художника в собрание Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева.
Персональные выставки Н.М. Гущина стали возможны только с периода перестройки.
Первая выставка произведений художника, состоявшаяся в начале 1988 года в Саратовском художественном музее им. А.Н. Радищева, была приурочена к 100- летнему юбилею мастера. На ней экспонировалось более 170 живописных и графических работ художника. Она открыла зрителю яркого, интересного художника, так сформулировавшего свое творческое кредо в одном из писем: «Творчество - это неистовое стремление к «неведомому». Чтобы передать «неведомое», нужна «неведомая» форма. В этом томление души художника... Да, художник должен писать то, что видит, но видеть он должен глазами духа - вне света дня и вне света ночи".
Надо сказать, что некоторые произведения Н.М. Гущина все же пробивали себе дорогу. Написанный им портрет Махатмы Ганди (1958 г.) был подарен от имени Советского правительства в дар Джавахарлалу Неру в 1961 году. Картина «С тобой, Лумумба!» приобретена Университетом Дружбы народов в Москве. Получила известность и работа Гущина - реставратора. Журнал «Советский Союз» напечатал фотографию, где художник изображен на фоне найденной им и реставрированной картины школы Рубенса. Но всему этому, конечно, далеко было до того признания, которое получили, например, такие «возвращенцы», как скульпторы Конёнков или Эрьзя.
ИСТОЧНИКИ:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гущин,_Николай_Михайлович
2. http://7vetrov.net/khudozhniki/gushchin
3. Н.М. Гущин в Радищевском музее.