• Авторизация


Русский художник Валентин Александрович Серов (1865-1911). 11-10-2019 17:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения valniko77 Оригинальное сообщение

Русский художник Валентин Александрович Серов

[показать]Русский художник Валентин Александрович Серов

cooltext213229576678381.png

 

"Портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя; и обличают сокровенный смысл лица, созданного всей жизнью, всеми тайными помыслами и всеми утаенными от других переживаниями." (Брюсов В.Я.)

Автопортрет

Валентин Александрович Серов(7 (19) января 1865 Санкт-Петербург — 22 ноября (5 декабря) 1911, Москва) — выдающийся русский живописец, признанный мастер психологического портрета, ученик Ильи Репина.   

[650x]

Фото художника В.А.Серова  

******

Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге.

Его отец, Александр Николаевич Серов, был известным композитором и музыкальным критиком, а мать, Валентина Семеновна - пианисткой. В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался.  

Портрет. Валентина Семеновна Серова, мать художника  

В семье Серовых часто бывали Репин, Антокольский. У Валентина рано проявились художественные способности, сначала его учителем был А.Кемпинг, а затем И.Репин. Сначала занятия с Серовым Репин проводил в Париже, потом в Москве и Абрамцеве. После поездки в Запорожье, в 1880 году, Репин направляет Серова в петербургскую Академию художеств, где его наставником становится П.Чистяков.

В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О.Ф. Трубниковой. Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. В 1890-е годы Серов много путешествует по городам России, работая над заказными портретами.  

Творчество Серова вызывает восхищение и у Чистякова, и у его современников. Жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове оказала большое влияние на формирование его, как художника. Здесь он создает свои знаменитые портреты - "Девочка с персиками", на котором изображена дочь Мамонтова Вера, и "Девушка, освещенная солнцем", портрет двоюродной сестры. Оба портрета наполнены особой одухотворенностью и поэтичностью, что сразу выделило Серова среди других художников и сделало его популярным.

За картину "Девочка с персиками" Валентин Серов был награжден премией Московского общества любителей художеств, второй портрет купил для своей коллекции П.Третьяков

Ушел из жизни Валентин Александрович Серов 22 ноября 1911 года. В этот день ранним утром художник спешил на портретный сеанс к Щербатовым, упал и умер от приступа стенокардии… Умер в самом расцвете творческих сил, в возрасте сорока шести лет.  

*******

Сайт о Валентине Серове(кликнуть по картинке)

[800x]
 

Девочка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой)  

Её не стало очень рано — в 32 года, а все, кто хоть чуть-чуть знаком с русской живописью, навсегда запомнили её двенадцатилетней. Такой, какой её написал Валентин Серов в «Девочке с персиками». Но, кроме Серова, Веру Мамонтову писали Виктор Васнецов, Николай Кузнецов, Михаил Врубель. Шутили, что это «счастливая для художников девочка». Но была ли счастливой выпавшая Вере судьба?  

Девочка с персиками. Фрагмент  

Когда художник попросил 12-летнюю дочь Саввы Мамонтова — Веру — позировать ему для картины «Девочка с персиками», та сразу смекнула, что это грозит ей испорченным летом. Не испытывая энтузиазма в связи с перспективой позировать неделями вместо того, чтобы гонять с деревенскими по округе, Вера упрямилась. Серов пускал в ход все свои обаяние и красноречие, сулил еще персиков, взывал к дочерним чувствам (картина была задумана как подарок ко дню рождения Елизаветы Мамонтовой), но все было тщетно. В конце концов, он выторговал согласие своей модели за обещание после каждого сеанса кататься с ней на лошадях.  

Веруша – дочь знаменитого мецената Саввы Мамонтова. Она была любимой и долгожданной дочкой железнодорожного магната, известнейшего промышленника и предпринимателя Саввы Ивановича Мамонтова и его жены Елизаветы Григорьевны. До Веры у них уже родилось трое сыновей и, по семейной легенде, после третьих родов, когда стало ясно, что «опять мальчик!», Елизавета Григорьевна пообещала мужу: «Но следующей непременно будет девочка!» Так и случилось. После трёх мальчиков в семействе Мамонтовых родились еще две дочери — Вера и Александра.

Портрет Саввы Мамонтова  

Е.Г. Мамонтова  

И Верой её назвали неслучайно.

Имена своим детям Мамонтовы подбирали с умыслом: первые их буквы должны были последовательно составить имя САВВА: Сергей — Андрей — Всеволод — Вера — Александра. Конечно, можно, иронизируя, сказать, что так проявляла себя мамонтовская фанаберия, типично купеческая тщеславная блажь. Но ближе к истине другой ответ: Елизавета Григорьевна просто очень любила своего неординарного мужа.  

А еще Елизавета Мамонтова была по-настоящему, без лицемерия и ханжества, религиозна. Валентин Серов писал своей невесте Ольге Трубниковой: «Здесь, у Мамонтовых много молятся и постятся, т. е. Елизавета Григорьевна и дети с нею. Не понимаю я этого, я не осуждаю, не имею права осуждать религиозность и Елизавету Григорьевну потому, что слишком уважаю её — я только не понимаю всех этих обрядов. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков и т. д.), совестно становится. Не умею молиться, да и невозможно, когда о Боге нет абсолютно никакого представления». Но для Елизаветы Григорьевны то, что вызывало неприятие её любимца Антоши Серова, было исполнено глубокого смысла. Имя «Вера» для матери Веруши связывалось с важнейшей христианской добродетелью: вера была важнейшей составляющей её духовной жизни. Такой же определяюще важной, как потом будет и для мужа Веры Александра Самарина, будущего обер-прокурора Священного Синода. Но об этом — в одной из следующих историй.  

https://artchive.ru/publications/2121~Malenkaja_Ve...o_geroine_Devochki_s_persikami

*************

Девушка, освещенная солнцем. Портрет М. Я. Симонович  

Девушка освещенная солнцем была написана Серовым в 1888 году. Натурщицей к данному произведению Серов выбрал свою двоюродную сестру Машеньку Симонович.

После написания девочки с персиками, Серов на этот раз решил писать портрет на фоне природы в усадьбе Домотканово, под сенью деревьев и играющими лучами солнца. Портрет насыщен сочными красками лета, в дальнем плане картины теплым солнышком ярко освещена поляна на фоне леска, что очень контрастирует с темно-зеленоватыми тенями травы. Девушка освещенная солнцем присела облокотившись к дереву. Взгляд у девушки слегка задумчивый, она по-русски красива и мила, розовый румянец на ее щеках подчеркивает ее молодость и невинность, в ней чувствуется признак умиротворения и радость жизни. Лучи солнца проникающие сквозь листву деревьев солнечными зайчиками нежно мелькая освещают девушку, играя красочным контрастом цвета.

По окончании работы картина Девушка освещенная солнцем вызвала много восторженных откликов и неприятия других, критиковавших Серова за оттенок импрессионизма.

Сам художник считал это произведение одним из самых своих наилучших работ. Валентин Серов много за свою жизнь создал произведений и все они по своему хороши, в каждой работе чувствуется живость характеров, точная передача действительности.

Сегодня его знаменитая картина Девушка освещенная солнцем находится в Третьяковской галерее.  

*******

Мика Морозов. Портрет Михаила Александровича Морозова  

*****

Михаила Михайловича Морозова, сына промышленника и мецената, хорошо знают те, кто учится или учился в МГУ. Это его портрет висит на кафедре шекспироведения, это он подготовил и издал «Гамлета» с более чем подробным словарем. Но когда-то этот человек был курчавым жизнерадостным мальчиком, которого и нарисовал Серов.

Для художника это была трудная задача – заставить четырехлетнего ребенка усидеть на одном месте. Портрет писался за несколько сеансов, каждые из которых длились около получаса, а в итоге получилась выразительная и живая картина, написанная скупыми красками. Здесь нет искусственной наигранности или напряженности, которая свойственна детям на фотографиях или портретах. Серов гениален – он смог представить портрет гиперактивного ребенка, причем в духе импрессионизма.

Мальчик изображен сидящим в детском кресле, но кажется, что усидчив он лишь на какую-то минуту. Всю атмосферу картины можно описать только одним словом – динамизм, который ощущается при одном только взгляде на эту работу. Поза Мики стремительная, его руки в движении, а карие глаза полны шаловливой наивности, которая умиляет. Рот малыша слегка приоткрыт, будто он хочет что-то сказать, причем ему любопытно, почему этот человек с кистями и мольбертом оторвал его от важного занятия и посадил на одно место. Мика – это абсолютно открытый и дружелюбный ребенок, который бежит навстречу миру с распахнутыми глазами, а мир принимает его. Внутренняя энергия мальчика непередаваема: он вот-вот сорвется с кресла и зальется непосредственным и звонким детским смехом.  

Эту картину считают настоящим гимном беззаботному детству, тому, которое распахнув огромные глазища, спрашивает у художника с всероссийским именем: «Дядя, а вам красить тяжело?». Это детство не «парадно-выходных» фото или портретов в мундирчиках, а домашнего уюта и атмосферой, где ребенка любят.  

*****

Летом. Портрет Ольги Серовой  

******

В портретном творчестве Серова 1880-х годов огромное место заняла Ольга Трубникова, воспитывавшаяся в семье Симонович. Серов знал ее с детских лет, находил в ней родственную душу, о чем говорит их переписка. Ольга стала его любимой моделью - существует двенадцать ее портретов, написанных Серовым в разное время.

Зимой 1889 года О.Ф. Трубникова стала его женой. Это был гармоничный брак, богатый взаимной привязанностью и пониманием. Один из лучших портретов Ольги Федоровны - прозрачный, свежий - был написан все в том же любимом Домотканове в 1895 году.  

*******

У окна. Портрет О.Ф. Трубниковой  

Саша Серов  

Княгиня Юсупова в своём дворце на Мойке  

Тяжело и медленно

Успех пришел к Валентину Серову не сразу. Наблюдая, как ловко — парой-тройкой экономных штрихов — поправляет его детские эскизы Репин, он сомневался, действительно ли у него есть талант к рисованию. Позднее, когда Серов учился в Академии художеств и в студии Павла Чистякова, эти сомнения только усилились. Особенно комплексовал Серов, глядя на другого студента Чистякова — Михаила Врубеля.

Расправившись с натурщицей за один сеанс, Врубель милостиво отпускал ее, и Серову приходилось просить девушку, чтобы она дополнительно позировала специально для него. Врубель за 15 минут набрасывал эскиз, над которым Серов бился неделями. Талант Врубеля был ярок и очевиден — судя по всему, он с ним родился. Серову же ремесло давалось тяжким трудом.

******

Портрет княгини З. Н. Юсуповой. Фрагмент  

Портрет княгини Ольги Орловой  

*******

Уже добившись определенного признания, художник Валентин Серов какое-то время пребывал в тени своего отца — в рецензиях за его фамилией обычно следовало уточнение в скобках «сын известного композитора». Серов писал картины медленно — эта его особенность была известна многим. Некоторых потенциальных клиентов отпугивала перспектива позировать десятки сеансов, а работы по фотографиям Серов не признавал. Все это не способствовало укреплению его материального положения — особенно болезненное звучание денежные вопросы приобрели, когда художник обзавелся семьей (у Серова и его жены Ольги было шестеро детей).

Ситуация осложнялась тем, что Серов не умел торговаться, ненавидел брать в долг, словом, был, по определению Репина, совершенно «не оборотист». Однажды художник попросил у Павла Третьякова задаток за картину и тот, проявив тень неудовольствия, вышел за деньгами. Смущенный Серов не дождался Третьякова — сбежал от смущения, а после страшно переживал, что обидел своим требованием хорошего и щедрого человека. В другой раз — чтобы не прослыть скрягой — он взял с несметно богатой семьи Юсуповых цену меньшую, чем обычно просил у средней руки купцов (о чем потом, конечно, жалел).

Даже в пору расцвета и славы, когда картины художника Валентина Серова считались признаком роскоши, их автор зачастую нуждался. В его творческой биографии не было «джек-пота», стремительного прорыва, утра, которым он проснулся бы знаменитым. Он шел к своему успеху шаг за шагом.  

*******

Портрет императора Николая II (Портрет Николая II в серой тужурке)  

Облик последнего русского царя, изображенный Серовым на картине «Портрет императора Николая II», трудно ассоциируется с личностью, наделенной монаршей властью. На зрителя смотрит, скорее, высокообразованный штабной военачальник, несколько уставший, слегка «мягковатый» по характеру, и чем-то немного встревоженный. Перед художником не стояла цель изобразить властелина могущественной империи, и здесь Серову, не смущенному высоким положением модели, удалось не хуже самых дотошных биографов раскрыть характер Николая II.

Заказ на портрет был вызван желанием государя сделать подарок супруге Александре Федоровне. С самого начала работа у художника не заладилась, и он уже готов был отказаться от нее. Несколько расстроенный Николай II присел за стол, и в этот момент его облик принял такое выражение, за которым и «гонялся» Серов.

Правы историки, утверждавшие, что царь знал о пророчествах, касающихся трагической судьбы и его, и всей России; Серов отлично передал не обычный человеческий страх, а тревогу государственного мужа, переживающего за свое отечество. Художественными средствами мастер сосредотачивает внимание зрителя на глазах героя, в которых читается внутреннее состояние будущего мученика.

Рваный контур, разделяющий фигуру и фон, усиливает общую тревожность, слегка присутствующую во взгляде. Современные ценители искусства, также как и специалисты, едины во мнении, что этот портрет – лучшее изображение Николая II.

1900 г. Холст, масло.  

*********

Автопортрет  

********

Однажды (он в те годы учился в школе) Валентин Серов сделал удивительное открытие. Оказывается, если нарисовать толстяка еще более толстым, сходство только усилится. Метод этот открывал блестящие перспективы. Юный художник выискивал в однокашниках и менторах характерные черты и утрировал их до предела. Носатым пририсовывал гигантские «флюгеры». Бровастых снабжал густыми раскидистыми кустами. Красивых девочек изображал с ангельскими крылышками за плечами. И неизменно срывал аплодисменты — узнавание было стопроцентным.

Он показал свои рисунки Репину, и тот прочитал своему ему лекцию о жанре шаржа и карикатуры. Репин объяснил мальчику, что здесь требуются деликатность и такт — шарж должен быть таким, чтобы «жертва» смеялась вместе с художником. Серов внял предостережениям учителя. Особенно после того, как один из его школьных преподавателей опознал себя в одной из карикатур (и не рассмеялся). Впрочем, он использовал этот опыт позднее.  

*********

Похищение Европы  

*******

Своим успехом в качестве портретиста Серов в немалой степени был обязан тому школьному прозрению. Он, как никто другой, умел подметить в модели характерную черту (разумеется, уже не столь очевидную, как слишком большой нос) и перенести на нее эмоциональный акцент. Зачастую это давало неожиданный (для заказчика) эффект: Серов не умел льстить. Купца он мог изобразить с бумажником наперевес (или с характерным жестом), светскую даму увековечить с приглуповатой улыбкой и пустым взглядом, юного наследника прославленной фамилии — воплотить на холсте с присущими наследнику самовлюбленностью и заносчивостью.  

*******

Портрет художника В.И. Сурикова  

*******

Куда более тонкие нюансы появлялись в его портретах, когда Серов испытывал к модели симпатию. Разворотом плеч, наклоном головы, точно пойманным жестом, угаданной по глазам эмоцией Валентин Серов мог передать на картине все — от душевного смятения до готовности свернуть горы. Это было уже не безупречное владение ремеслом и даже не искусство — подлинная магия.

Не считаясь с известными рисками, клиенты расталкивали друг друга локтями — очереди на Серова были задолго до небезызвестной выставки в Третьяковке.  

********

Портрет художника Константина Алексеевича Коровина  

*****

С юности одним из самых близких Серову людей был К.А. Коровин - они познакомились в доме Мамонтова, и Савва Иванович, шутливо подчеркивая их неразлучность, называл двух друзей "Коров и Серовин". Они и работали бок о бок - вместе выполняли заказные работы, снимали на Долгоруковской улице общую мастерскую. В этой мастерской в 1891 году Серов написал портрет друга - яркий и темпераментный, выполненный в широкой живописной манере, отразившей энергию и артистизм личности Константина Коровина.

*****

Портрет художника И. Е. Репина  

*****

Не последнюю роль во всеобщем ажиотаже сыграли заказы, поступавшие ему от Николая II. Дело окончилось размолвкой с императорской семьей. Государыня Александра Федоровна пыталась давать Серову советы, и тот предложил ей окончить портрет за него. Работу он так и не завершил, что лишь подняло в цене его акции — каждый хотел, чтобы его написал мастер, отказавший самому императору.

Некоторых Серов хотел написать сам, другим был обязан, третьих не хотел обидеть отказом. Плюс родственники, друзья, коллеги (и у всех у них, представьте, были дети). Учитывая, как медленно работал над своими картинами художник Валентин Александрович Серов, можно вообразить какой лавине работы ему постоянно приходилось противостоять.

Разумеется, чтобы свести концы с концами, Серов постоянно был вынужден писать заказные портреты — множество заказных портретов. Разумеется, это изрядно его тяготило. Когда кто-нибудь из друзей упоминал о возможности получить заказ, Серов то ли с опаской, то ли с надеждой спрашивал: «Не рожа ли?».  

******

Портрет художника И. И. Левитана  

*******

Великий молчальник

По мере того как росла его слава, Серов все больше вовлекался в общественную жизнь. После долгих уговоров он согласился руководить натурной мастерской Московского училища живописи. Принимал активное участие в выставочной деятельности — сначала с передвижниками, потом — с оппозиционным журналом «Мир искусства». Помогал Савве Мамонтову и Сергею Дягилеву с оформлением опер и балетов. Занимался делами Третьяковской галереи.  

******

Портрет И. И. Левитана  

Портрет М. Н. Ермоловой. Фрагмент  

*******

Все это давалось Серову нелегко — человек не самого легкого нрава, он трудно сходился с людьми. Завоевать его расположение было отнюдь не просто. Друзей — не поклонников, единомышленников или добрых знакомых, а именно друзей — у Серова было не много. Кроме Мамонтовых и Репина, он был особенно близок с Константином Коровиным (имея в виду неразлучность этих двоих, Мамонтов называл их «Серовин»). Серов честно пытался дружить с Врубелем — по крайней мере, до тех пор, пока тот сохранял признаки вменяемости. Испытывал большую и всепрощающую симпатию к Сергею Дягилеву. Высоко ценил Шаляпина — не только, как артиста, но и как друга.  

*******

Портрет писателя Н. С. Лескова  

******

Время от времени у Серова случались размолвки даже с самыми близкими. К примеру, после того, как Серов показал Репину портрет Иды Рубинштейн, в их отношениях наметилось временное охлаждение. Репин скептически относился к поздним «модернистским» картинам Валентина Серова, а тот весьма болезненно реагировал на критику.

Впрочем, даже среди самых близких Валентин Серов имел репутацию «великого молчальника», его — сдержанного и немногословного — было трудно вывести из себя.

Исключением были события, заставлявшие конфликтовать извечную серовскую сдержанность с его обостренным чувством правды и справедливости. Так в 1905-м, став свидетелем расстрела мирной демонстрации, он вышел из состава Академии художеств, поскольку винил в случившемся президента Академии — великого князя Владимира Александровича. В такие моменты великий молчальник Серов молчать не мог.  

******

Портрет Иды Рубинштейн  

Портрет Иды Рубинштейн  

****

Незадолго до своей смерти, в одном из писем, Серов написал, что его даже радует скандал, сопровождающий картину «Портрет Иды Рубинштейн». Страсти вокруг этого произведения, действительно, кипели нешуточные. Критики, в число которых вошли и некоторые именитые коллеги художника, посчитали, что Серов «поглумился» над красотой. Благо, мастер знал и помнил, как менялись представления о красоте в разные эпохи.

Художники, как натуры тонкие, остро предчувствовали свою кончину, и это иногда проскальзывало в их словах, намеках, особенно – в работах. Серов тоже «что-то» подозревал, но его творческий поиск не ослабевал, и то, что он обратился к модерну, тоже можно считать пророчеством, но касающимся не личной жизни, а нового искусства, которое он «видел» своим внутренним чутьем.

Европейская цивилизация к тому времени была очарована Востоком, попал под это влияние и Серов, поэтому, когда в Париже он увидел знаменитую танцовщицу в роли Клеопатры, понял, что эта женщина с царственными повадками – шанс воплотить свой идеал красоты, изящной, но дикой, и независимой.

Беглого взгляда достаточно, чтобы заметить стилизацию, деформированное тело с неестественно прямыми линиями рук и удлиненных ног, а также искусственность позы, но постепенно приходит иное впечатление, ассоциирующееся с изяществом, утонченной красотой, и старинными фресками работы итальянских мастеров.

Не изменил себе Серов и как тонкий психолог, подчеркнувший артистическую природу модели, неплохо сыгравшей роль несколько опечаленной Грации.

1910 г. 147 x 233 см. Холст, уголь, темпера. Государственный Русский музей.  

*****

Портрет Сергея Сергеевича Боткина  

******

В погоне за солнцем

В самом начале творческого пути, путешествуя по Италии, 22-летний Серов писал своей будущей жене Ольге Трубниковой: «Легко им (итальянским живописцам — ред.) жилось, беззаботно. Я хочу таким быть — беззаботным; в нашем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное!».

Это несколько наивное стремление в полной мере воплотилось на таких известных картинах художника Серова, как «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», «Летом» — «отрадное» давалось ему в творчестве. В жизни Валентин Серов искал его с той же неутолимой жаждой. И не находил.  

******

Портрет Н.Я. Дервиз с ребенком  

******

Будучи знаменитостью с мировым именем, признанным мастером, пользующимся непререкаемым авторитетом у коллег и человеком, окруженным любовью друзей и родных, он зачастую чувствовал себя несчастным. И не мог объяснить причин хандры — ни себе, ни другим.

Почти через 20 лет после первой поездки, Серов возвращался в Венецию, в надежде вернуть то беззаботное и солнечное ощущение «отрадного». Супруга художника удивлялась метаморфозам, которые происходили с ним в заграничных поездках: во Франции или Италии Валентин Александрович заметно оживал, но, едва вернувшись домой, мрачнел на глазах.  

*****

Зимой  

*****

После тяжелой болезни, которую художник перенес в 1903 году, к его обычной «пасмурности» прибавилась ипохондрия. Серов сделался суеверен. Как-то в окно его московской квартиры залетел попугай. Птица, к которой Валентин Александрович сильно привязался, вскоре умерла, и он видел в этом дурной знак.

Серов постоянно расспрашивал мать о том, как умер отец — его беспокоило сердце, и он подозревал, что недуг — наследственный. Однажды, после репетиции в театре, одна из актрис предложила подвезти Серова, и тот, называя адрес, пошутил: «Только не спутайте. Ваганьковский переулок, а не Ваганьковское кладбище».

Валентин Серов умер в ноябре 1911 года, ему было 46 лет. В посмертной речи, которую произнес его старый соратник по «Миру искусства» Дмитрий Философов, говорилось: «Мы потеряли не только замечательного художника, но и громадную моральную силу. С его смертью художественная семья может распасться. Нет больше связующего звена, живого морального авторитета, перед которым одинаково преклонялись бы и старые, и молодые».

Автор: Андрей Зимоглядов  

******

Портрет С. М. Драгомировой  

Заросший пруд. Домотканово  

*****

Не только портретные образы занимали художника - Домотканово дало ему немало пейзажных впечатлений. И в юности, и в зрелые годы Серов часто и подолгу жил здесь, бесконечно наслаждаясь наброской, сдержанной привлекательностью окружающей природы. пейзажи "Осенний вечер", "Заросший пруд", "Октябрь", "Стригуны на водопое" и другие произведения с подзаголовком "Домотканово" образуют особенную, глубоко лирическую область творчества Серова.  

*****  

Октябрь. Домотканово  

Стригуны на водопое. Домотканово  

Осень. Домотканово  

Купание лошади  

Крестьянка с лошадью  

Сирень в вазе.

Яблоки и листья

Портрет императора Николая II в мундире Королевского шотландского 2-го драгунского полка  

Портрет императора Александра III с рапортом в руках  

Император Александр III  

Портрет императора Александра III  

Портрет княжны Ольги Александровны  

Выезд Екатерины II на соколиную охоту  

Петр I  

Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе  

Царь Петр I присутствует на псовой охоте, устроенной боярами  

Князь Феликс Юсупов  

Портрет великой княжны Ксении Александровны  

А. С. Пушкин на садовой скамье  

Портрет А. М. Горького  

Николай Андреевич Римский-Корсаков  

Портрет Евдокии Морозовой  

Мария Львова  

Графиня Варвара Мусина-Пушкина  

Генриетта Гиршман  

С. М. Боткина  

Ольга Федоровна Томара (Тамара)  

Портрет Марии Федоровны Якунчиковой  

Портрет Л.А. Мамонтовой  

Портрет П.А. Мамонтовой  

Прасковья Мамонтова  

Женщина с зонтиком  

Дети  

Портрет Е. Н. Чоколовой  

Аделаида Семеновна Симонович  

Портрет княгини О. К. Орловой  

Посмотреть все 318 работ художника

 

Источник: https://artchive.ru/artists/1101~Valentin_Aleksandrovich_Serov

http://vserov.ru/kartina.php

[показать]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Русский художник Валентин Александрович Серов (1865-1911). | Ела2012 - Край мой родной... | Лента друзей Ела2012 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»