По единодушному мнению музыковедов, никто — ни Бах, ни Гайдн, ни «сам» Моцарт, не сочиняли столь стремительно и не создали за такой короткий срок сравнимое количество первоклассных произведений. Шуберт является автором более 600 песен.
Бывали дни, когда он сочинял их по семь-восемь подряд, конвейером — закончив одну, тут же принимался за другую.
Примечательна в этом смысле история создания самой знаменитой его баллады «Лесной царь». Листая в один прекрасный день у себя в комнатушке том Гете, он наткнулся на поэму о лесном царе. Вчитался — и вдруг в каждой строке ему послышалась странная, сказочная музыка. В ней перемежались свист ветра, шелест деревьев заколдованного леса, топот перепуганного коня...
Шуберт схватил гусиное перо и стал лихорадочно записывать в нотах звучащие в мозгу звуковые образы. Право же, никакой нотный переписчик не смог бы развить скоропись быстрее той, что позволила Шуберту набросать тогда с ходу, по наитию свою бессмертную балладу. Именно она принесла ему известность в музыкальных кругах Вены, а спустя десятилетия после его смерти стала широко исполняться во многих странах, в том числе и в России.
В ролике :Иллюстрации к балладе Гёте Моритца фон Швиндта,1830 год
* * *
«…Я нашел эту пьесу нечаянно у нашего острогожского помещика Сафонова, в музыкальном журнале «Филомела», которого никто у них никогда не разыгрывал. Это было после обеда, после веселья, любезничанья. Я попробовал — и чуть не сошел с ума! Иначе, кажется, нельзя было выразить это фантастическое, прекрасное чувство, которое охватывает душу, как сам лесной царь младенца, при чтении этой баллады. Уже начало переносит тебя в этот темный таинственный мир, мчит тебя durch Nacht und Wind {сквозь ночь и ветер (нем.).}…» Николай Станкевич
* * *
Лесного царя» особенно любил слушать и исполнять на рояле Лев Толстой.