Прекрасная мельничиха (op.25, D795) (нем. Die schöne Müllerin) — первый вокальный цикл Франца Шуберта на слова Вильгельма Мюллера (1823).
На русском языке известен в переводе И. Тюменева и А. Машистова.
Вильгельм Мюллер (1794—1827) — современный Шуберту немецкий поэт-романтик, проживший короткую жизнь. Сын ремесленника, учился в Берлинском университете. Был участником кружка молодежи, поэтов и ученых. Они обсуждали новинки поэзии и устраивали литературные игры. Одна из них «Роза, мельничиха», где руки прекрасной мельничихи добивались подмастерье мельника, охотник, садовник, рыбак. Каждый из членов кружка писал стихи от лица своего героя. Мюллер играл роль мельника.
* * * * *
В 1818 году Шуберт познакомился со стихами «Прекрасная мельничиха» Мюллера случайно. Цикл состоит из 20 стихотворений. Первое публичное исполнение цикла состоялось в Вене лишь 32 года спустя после создания, песни из него сразу вошли в репертуар вокалистов.
Рассказывается о юном мельнике, который отправляется в странствия искать счастье. Он видит мельницу и влюбляется в дочь местного мельника. Любовь приносит ему радостные, а затем и горестные переживания: у него появляется более счастливый соперник, охотник. Вновь отправившись в странствия, юноша рассказывает ручью как единственному верному другу о своей потерянной любви и после этого решает покончить свою жизнь самоубийством.
Содержание
1. Das Wandern В путь
2. Wohin? Куда?
3. Halt Стой!
4. Danksagung an den Bach Благодарность ручью
5. Am Feierabend Праздничный вечер
6. Der Neugierige Желание знать
7. Ungeduld Нетерпение
8. Morgengruß Утренний привет
9. Des Müllers Blumen Цветы мельника
10. Tränenregen Дождь слёз
11. Mein! Моя!
12. Pause Пауза
13. Mit dem grünen Lautenbande С зелёной лентой лютни
14. Der Jäger Охотник
15. Eifersucht und Stolz Ревность и гордость
16. Die liebe Farbe Любимый цвет
17. Die böse Farbe Злой цвет
18. Trockne Blumen Засохшие цветы
19. Der Müller und der Bach Мельник и ручей
20. Des Baches Wiegenlied Колыбельная ручья
* * * * *
Это своеобразный роман в новеллах: каждая песня самостоятельна, но включена в общую линию развития сюжета, имеющего экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. Песни отличаются непритязательными, сразу запоминающимися мелодиями в народном духе, в простой, чаще всего куплетной форме.
Фортепианное сопровождение нередко рисует картины романтически одушевленной природы: наряду с главным героем важнейшее место занимает образ его друга и утешителя-ручья.
№1, «В путь»— одна из самых известных песен Шуберта, настоящий гимн странствиям.
№20, «Колыбельная ручья». Она образует арку с №1: если там герой, полный радостных надежд, отправлялся в путь вслед за ручьем, то теперь, пройдя скорбный путь, он находит покой на дне ручья.