|
Ч Т О Е С Т Ь М У З Ы К А
"Что скажу на смертном языке о таинстве соборных действ музыки?.. В разъятом и распятом мире пространства и времени и в личности, ему послушествующей, царит всеобщее разъединение и вражда. Так, прежде всего разъединено, хотя и неокончательно, страдание и удовольствие, неудовлетворенность и наслаждение. Бьется душа между этими роковыми пределами. В музыке нет удовольствия и страдания. В музыке нет разъединения эмоциональных движений. Попробуй, если предрассудки повседневности и дурные навыки ложной науки позволят тебе, попробуй мыслить наслаждение и страдание как два не только одновременных и параллельных движения, и именно не как параллель, а как единое совокупное переживание, которое есть одинаково и то и другое... Переживать музыку — значит рыдать над розами, светлыми и чистыми. О, возрыдай, восплачь! Чувствовать музыкально — значит смеяться и хохотать (ибо хохот и рыдание — одно: судорога), хохотать над свежими могилами, плясать с обнаженными скелетами, невинно и сладостно улыбаться при грохоте обваливающихся миров и воспевать пожарища вселенские."
Эта цитата взята из книги А.Ф.Лосева "Музыка как предмет логики"
Впервые опубликованная в 1927 году, книга является одной из важнейших работ великого русского мыслителя, раскрывающих его самобытную философскую систему. Опираясь на античное понимание числа (Платон, неоплатоники) и времени как алогического числового становления, Лосев синтезирует это понимание с романтической и постромантической (символистской) концепцией музыки как иррациональной стихии. Данный синтез привел Лосева к формированию уникального философского определения музыки и ее важнейших элементов (ритма, мелодии, гармонии и т. п.).
Книга предназначена философам, музыковедам, а также музыкантам, склонным к философскому осмыслению своего искусства.
|