Заря Возрождения Франции
Арс Нова - Аrs nova(лат. - "новое искусство")
Период в истории западноевропейской (главным образом, французской и итальянской) музыки. Приблизительно совпадает с XIV веком. Пришел на смену ars antiqua (лат. — "старое искусство"), музыкальному искусству до начала XIV в.
Представитель Ars nova во Франции - Гильом (Гийом) де Машо (d- Машо — один из наиболее влиятельных (наряду с Франческо Ландини) композиторов периода Арс Нова.
* * * * *
Биография
С 1323 писец, секретарь, позже в должности придворного (familier, букв. «свой человек») короля Иоанна (Яна) Люксембургского (1296–1346), которого сопровождал во многих его разъездах и военных походах по всей Европе (вплоть до Литвы в 1327–29). Вероятно по ходатайству короля с 1330 Машо начал получать церковные бенефиции (пребенды) в различных церквах Франции; наконец, в 1337 занял должность каноника в кафедральном соборе Реймса, где (вместе с братом Жаном, каноником с 1355) служил до конца жизни, в т.ч. переболел там чумой во время эпидемии 1348–49 и перенёс тяжёлую двухмесячную осаду англичан в 1359–60 гг. Помимо твёрдого и регулярного денежного пособия к выгодам должности каноника относилось позволение отлучаться с работы, которым Машо широко пользовался. Через Бонну Люксембургскую (дочь Иоанна) вошёл в высший свет французского общества, был знаком с её мужем Иоанном Добрым (король французский в 1350–64), их сыновьями Карлом V (король французский в 1364–80), Филиппом II Смелым (или «Храбрым»; основателем бургундской ветви дома Валуа). Эти (и некоторые другие крупные французские аристократы, в т.ч. король Кипра Пьер II де Лузиньян) выступали заказчиками поэтических и музыкальных творений Машо. В круг общения Машо с большой вероятностью входили музыкальный теоретик и композитор Филипп де Витри, историк Ж. Фруассар, поэты Э. Дешан (называвший Машо «земным богом гармонии») и, возможно, Дж. Чосер.
"Снадобье Фортуны"
В 1360 е годы Машо неожиданно увлёкся юной поклонницей своих талантов Перонной д’Армантьер (которую величал «Tout-belle», «всепрекрасной»); это влечение ярко отразилось в его сочинениях (поэтических и музыкальных). Последние годы жизни Машо был занят кропотливым «изданием» музыки и стихов для своих королевских патронов; благодаря этому рукописные сборники его сочинений, прекрасно иллюстрированные, дошли до нас в отличном состоянии.
* * * * *
Он автор 23 изысканных мотетов, некоторые из которых политекстовые (в том числе, светские и духовные тексты могут распеваться в одновременности) и изоритмические.
Машо — автор четырёхголосной мессы (по традиции называемой “мессой Нотр-Дам”), которая была сочинена для исполнения в Реймсском соборе, вероятно, в 1360-е годы.
Месса Машо — первая авторская, то есть написанная одним композитором на полный текст ординария.
Машо также первый известный композитор, самостоятельно составивший каталог собственных трудов; современный каталог основан на компиляциях самого Машо.
Наряду с многочисленными текстами, не предназначенными для пения (dit, то есть устное повествование), ряд поэм содержит музыкальные вставки.
Так, например, «Снадобье Фортуны» (Remède de Fortune; сочинена до 1342) представляет собой полномасштабную антологию песенных форм эпохи с образцами баллады, рондó и виреле. Как правило, тексты Машо написаны от первого лица и воспроизводят любовные мотивы «Романа о Розе» и аналогичной рыцарской литературы.
* * * * *
В честь Машо назван кратер на Меркурии.