"Красота должна сопровождать человека всю жизнь." - записал Франс Шуберт в своём дневнике.
[показать]
Очень многообразно фортепианное наследие Шуберта - от развернутых сонат до крохотных миниатюр. Почетное место занимают в нем созданные композитором в конце жизни цикл "Музыкальных моментов" (соч. 94).
По глубине и силе выражения, а также великолепному мастерству их можно сравнить с циклами бетховенских "Багателей". Как и во многих других пьесах Шуберта, часто возникавших на основе его импровизаций, в "Музыкальных моментах" нетрудно уловить связь с народно-бытовыми истоками. Черты песенности и танцевальности тесно сплетаются порою в одной и той же музыкальной теме. Обращает внимание и лирико-романтический характер этих пьес, и значительность воплощенных в них чувств и переживаний - то богатство творческой фантазии, что является, говоря словами самого автора, "высшим сокровищем человека".
"Чудному мгновению", "мимолетному видению" хочется уподобить третий музыкальный момент (фа минор), ставший одним из любимейших сочинений мировой фортепианной литературы. В нем как бы сконцентрировано самое сокровенное, что есть в шубертовском творчестве, прежде всего связанное с народной музыкой.
.