Этот своеобразный музыкальный инструмент ведет свое происхождение из Испании. Под задорное щелканье кастаньет пляшут испанцы болеро, сегедилью, хоту. Кастаньеты принадлежат к числу ударных инструментов симфонического оркестра. Применяют их довольно часто, как правило, в танцевальных эпизодах: в испанских увертюрах Глинки «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», в испанских танцах из балетов Чайковского и Глазунова. В опере Бизе «Кармен» во втором акте героиня танцует под кастаньеты, которыми она выстукивает замысловатый ритм. Настоящие испанские кастаньеты делаются из дерева твердых пород - черного дерева, самшита, кокосовой пальмы. По форме они напоминают раковины и соединены попарно шнурком, который стягивается вокруг большого пальца. Техника игры на кастаньетах довольно сложна. Испанские танцовщики учились ей с детства. В оркестре применяется упрощенная разновидность кастаньет: две пары деревянных раковин, насаженных на концы рукоятки.
[700x554]
Слышен звук вокруг планеты,
Пляшут в танце кастаньеты,
Выбивают ритм звонко,
Пляшут ножки очень громко.
Сердце счастьем наполняют,
Душа радость обретает,
Летит звук вокруг планеты,
Поют песню кастаньеты.
Страстью всё переполняют,
Четкость звука покоряет,
Зовет в дали за собой.
Звук плывет вокруг планеты,
Это плачут кастаньеты.
Душу боль переполняет,
Слеза сердце омывает,
Звук волшебный, роковой
Манит эхом за собой.
Simon-Joseph-Alexandre-Clément Denis (1755-1813) Danseur de tarаntellа [650x655]
Antonio Cabral Bejarano (1788-1842) Una bolera [543x700]
Antonio María Esquivel y Suárez de Urbina (1806-1857) The Dancer Josefa Vargas [584x730]
John Phillip (1817-1867) The Castanet Player [521x750]
Manuel Cabral Aguado y Bejarano ( 1827-1891) Spanish Dancers with Castanets. [550x760]
Manuel Cabral Aguado y Bejarano ( 1827-1891) En la romería de Torrijos [700x478]
Eduardo Balaca y Canseco (1840 - 1914) La Malagueña y el Torero [530x700]
Jules James Rougeron (French, 1841-1880) The Dancer [515x700]
Происхождение слова «кастаньета» идет от латинского «castanea» или «castana» (что значит «каштан» или «каштановый цвет»). Постепенно «castana» преобразовалась в «castanita» (кастаньета) из-за небольших размеров. Кастаньеты относятся к числу ударных инструментов, которые представляют собой две пластинки вогнутой формы, связанные между собой шелковой шнуровкой, укрепляемой на пальцах.
Прообразы кастаньет можно встретить еще в Древнем Египте, около 3000 лет до н.э. Начиная с VI века до н.э. на греческих фресках можно увидеть изображения танцующих женщин, которые держат в руках кротало (трещотки), напоминающие длинные деревянные кастаньеты.
В настоящее время подобие кастаньет существуют у многих народов мира: Индия, Швейцария, Япония, Китай, Турция. Они отличаются внешне от кастаньет испанских и между собой, но имеют один и тот же принцип - элементарный ритмический аккомпанемент танцу.
В Италии кастаньеты также известны с давних пор, но испанцы, в отличие от итальянцев, обладают большим количеством различных рисунков, что свидетельствует о более широком применении инструмента в Испании. В мировой музыкальной культуре кастаньеты неразрывно связаны с музыкой испанских цыган, стилем фламенко. Под их зажигательное щелканье испанцы танцуют сегидилью, болеро, хоту. Игра на этом инструменте – настоящее искусство, овладеть которым сможет даже не каждый испанец. Чтобы стать настоящим профессионалом, нужно усердно учиться с раннего детства. Как правило, техника игры на кастаньетах передается из поколения в поколение по наследству.
Pierre-Auguste Renoir (1841 — 1919) The Castanet Dancer [340x750]