" "Сирин и Алконост.
Песнь радости и печали"
[показать]
Русский художник
Виктор Михайлович Васнецов известен своим стремлением выражать мысли посредством обращения к древней языческой славянской символике, народным преданиям, былинам и сказкам. Ярким проявлением такого символизма является картина «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», написанная автором в 1896 году.
В древние времена считалось, что в своём пении Алконост обещает Рай. Сирин, наоборот, тоскует об утраченном рае и умоляет о возращении на небо.
Васнецов по древней традиции изобразил их виде полулюдей-полуптиц, только в отличие от обычного изображения, эти мифические персонажи представлены с головами прекрасных девушек, увенчанных короной, хотя по легенде они были обоеполыми.
У Алконоста перья разноцветные, на румяном лице играет радостная улыбка, она как будто размахивает крыльями в такт своей радостной песне. По легенде, пение этой птицы способно утешить страждущего, возвещает светлое будущее. Васнецов передал настроение этой птицы: когда Алконост поёт, то она не чувствует сама себя.
Сирин же, являясь воплощением несчастной души, покрыта опереньем чёрного цвета. Вся её поза говорит о скованности горем. Её голова в тоске опущена вниз, чёрные волосы беспорядочно развеваются по ветру, отчаянным жестом она подпирает крылом свою голову. Мертвенная бледность её лица, темные синяки под глазами подчеркивают её скорбь.
Прилетела птица райская,
Садилась на тот сырой дуб,
Пела она песни царские.
Кто в эту пору-времечко
Помоется росою с этой шелковой травы,
Тот здрав будет.
Обе райские птицы изображены сидящими на одном дереве, но по разные стороны от его ствола. Задний план усиливает ощущение контраста между двумя мифическими персонажами: рядом с Сирин листья пожухли, стали редкими и чёрными, а вокруг Алконост они зеленеют пышным цветом жизни. Как и в других своих произведениях, Васнецов чётко передает гармонию между миром животных, людей и окружающей их природы.
[показать]