• Авторизация


Икона Божией Матери «Избавительница» 30 октября 31-10-2015 11:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения slavyankaLI Оригинальное сообщение

Икона Божией Матери «Избавительница» 30 октября (17 октября по старому стилю)

 

Икона Божией Матери «Избавительница»

Икона Божией Матери «Избавительница»

Икона Божией Матери «Избавительница»
30 октября (17 октября по старому стилю)
Прославление иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница» началось с 1841 года, когда по молитвам перед ней одна из греческих провинций избавилась от нашествия саранчи. Чудеса, исходящие от иконы, привлекли к ней множество паломников, что тяготило хранителя святыни - старца Мартиниана, бывшего насельника одного из афонских монастырей. Устав от людского внимания, старец вместе с иконой вернулся на Афон и поселился в монастыре святого великомученика Пантелеимона. В 1889 году настоятель обители пожертвовал чудотворный образ в Россию для открытого на Кавказе Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря.
Икону Божией Матери «Избавительница» вёз собой в поезде император Александр III, возвращаясь в столицу со своей семьёй после отдыха на юге. Как известно, царский поезд попал в катастрофу, но сам император и его домочадцы чудом остались живыми и невредимыми. Своё чудесное спасение члены царской семьи связали с покровительством и заступничеством Пресвятой Богородицы. В память о чудесном спасении русского императора и его семейства празднование в честь иконы Божией Матери «Избавительница» установлено 17 октября.
На некоторых старинных образах на мафории Богородицы изображены пятиконечные звёзды - пентаграммы. С древних времён пентаграмма означает «Избранность, обязанность, верность». К сожалению, начиная с 16-го века, пентаграмму стали использовать масонские организации, а впоследствии коммунистические, что привело к возникновению неоднозначного отношения к этому древнему благочестивому символу.
Существует ещё один вариант иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница», на которой изображены святые апостол Симон Кананит и целитель Пантелеимон, держащие икону Божией Матери на фоне Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря. 



Akafist_Presvyatoj_Bogoroditse


Икона Божией Матери «Избавительница»

Икона Божией Матери «Избавительница»
В начале XIX столетия на Афоне проводил иноческую жизнь замечательный подвижник Константий Феодул. У этого старца находился чудотворный образ Богородицы, написанный около полутораста лет тому назад. После смерти этого подвижника образ перешел в собственность к ученику Константия старцу Мартиниану, пришедшему на Афон из Греции в 1821 году. В начале 1841 года Мартиниан отправился с Афона в Элладу. Здесь он пришел в местечко Мавровони, находившееся в епархии Спарты.
Жители тех мест подверглись страшному бедствию: их поля, леса и вся вообще растительность опустошалась саранчою. Двигаясь вперед сплошною массою, она истребляла все, что ей попадалось на пути. Местное начальство выгоняло жителей силою на поля, заставляя их собирать губительное насекомое, сносить его в ямы и жечь, но все эти меры были бессильны в борьбе с ужасным врагом, и казалось, что чем больше саранча истреблялась, тем больше она увеличивалась. В ужасе поселяне обратились в лавру Алексия, человека Божия, находившуюся вблизи несчастного округа. Взяв часть святых мощей этого угодника Божия, они стали совершать молебны с крестными ходами на свои поля. Но саранча, как бы раздраженная этими действиями, стала бросаться на людей, преимущественно в глаза. И жители, и священники в ужасе разбежались по своим жилищам.
Об этом бедствии узнал и старец Мартиниан. После молебна он сказал, обращаясь к поселянам:
- Неужели до того уже оскудела наша вера, что и этого у Господа не можем выпросить. Усилим же наши мольбы; соберите по крайней мере хоть старцев, прибегнем к державному и всесильному заступлению Владычицы неба и земли; вынесем Ее святую икону, помолимся совокупно, и верую Господу, что Он не презрит нашей смиренной и усиленной к Нему молитвы и, по предстательству Своей Матери, избавит страну от великого бедствия.
В надежде на милостивое заступление Богоматери собрались не только старцы, но и мужи, жены и даже дети. Явилось и 4 священника. И вот крестный ход в сопутствии старца, несшего святой образ, отправился на поле. Здесь Мартиниан поставил принесенную им икону прямо на землю, и пред нею все поселяне склонились с великою мольбой. Небесная Владычица не отринула молитвы вербных рабов Сына Своего и Бога нашего. Дивным знамением Своего могущества Она поразила саранчу. Внезапно налетело великое множество птиц; все они стремительно бросились на насекомых. Саранча поднялась с полей и полетела такой густой массой, что заслонила солнечный свет.
В этом же селении Мавровони лежал в тяжелой болезни один мальчик. Болезнь его усиливалась, и родители решили напутствовать своего сына причащением Св. Тайн. Но приглашенный священник почему-то замедлил и долго не являлся. Когда же он, взяв Св. Дары, направился к дому болящего, то пригласил с собою и старца Мартиниана. Лишь только они пришли в дом, как были поражены вестью, что мальчик уже умирает. Иерей обратился с просьбой к Мартиниану принести свою икону, чтобы вместе помолиться Царице Небесной об отроке. Старец, видя глубокую веру его и сокрушенных родителей, вынул находившийся всегда при нем святой образ и поставил его над одром мальчика. После молитвы старец трижды осенил образом умирающего, и мальчик неожиданно открыл глаза; его по просьбе Мартиниана причастили, и мальчик встал совершенно здоровым. Возвращенный к жизни мальчик впоследствии постригся в иночество и с именем Алексия долго подвизался на Афоне.
Весть об этом далеко разнеслась по окрестностям. Множество недужных и страждущих душевными и телесными немощами направилось к образу Богоматери, и все с верою притекавшие к Ее милостивому заступлению получали просимое. Непрестанно источавшиеся от образа чудотворения так увеличили число богомольцев, что хижина, в которой обитал старец, постоянно была ими переполнена. Бежавший от мирской суеты и стяжавший себе добродетель смирения старец задумал удалиться в такое место, где бы его никто не мог найти. С этой целью он направился вдоль морского берега и скоро нашел над морем отвесную скалу с пещерой, которая была вполне достаточна для его подвигов. Расположившись здесь, Мартиниан думал, что он уже совершенно уединился от людей. Но Пречистая Дева благоволила устроить иначе.
Однажды ночью подвижник молился в пещере. Во время молитвы он вдруг слышит голос, повелевавший ему не скрывать у себя чудотворного образа, а служить благу и нуждам ближних. Мартиниан попытался было сослаться на свое недостоинство, немощи и затруднения, но голос еще настойчивее велел подчиниться откровению, говоря, что совершается все это ради славы Матери Божией. Когда старец окончил свое моление, то он предался краткому отдыху. В это время вдруг необычайный свет озарил пещеру. Старец увидел сияющий столб, простиравшийся от неба до земли, и при этом снова услышал тот же глас, повелевавший ему оставить затвор и идти послужить ближним.
Открыто было местопребывание подвижника и окрестным жителям. Одна бесноватая, именем Елена, все время кричала, что ей известно место, где скрывается старец; при этом она указывала, что только находящаяся у него икона может даровать ей исцеление. Бес, обитавший в этой женщине, был весьма пытлив и лют. Всех приходивших к Елене он обличал даже в сокровеннейших грехах. Один благоговейный иерей во что бы то ни стало решился прочитать над бесноватой заклинательные молитвы и пришел в дом Елены. Но больная набросилась на священника и начала грозно поносить служителя алтаря Божия.
Не взирая на все возгласы бесноватой, священник продолжал читать молитвы, причем спросил у скрывавшегося в женщине беса, кто же может его изгнать. И нечистый дух против воли заговорил об уединившемся старце с иконой и, понуждаемый иерейским заклинанием и силой Божией, указал то место, где скрывался Мартиниан.
Наутро после видения старец услышал шум большой толпы народа, собравшегося перед скалою и умолявшего подвижника сойти к нему и помочь страждущим. Усматривая во всем этом волю Божию, старец повиновался и пошел в дома поселян. Прежде всего он направился к бесноватой Елене. Когда он приближался к ее жилищу, недужная впала в совершенное беспамятство и начала неистово вопить. Когда же старец, войдя в дом, поставил образ Богоматери и положил перед иконой несколько поклонов, бес немедленно же вышел из женщины с великим стенанием. Больная пришла в себя и с горячею мольбой возблагодарила Богородицу. Приложившись вслед за этим к Ее иконе, она почувствовала себя совсем здоровою. Много и других бесноватых исцелилось по молитве перед этим образом Богоматери.
Так как чудотворения источались от иконы непрерывно, то народ неотступно пребывал при Мартиниане. Старец тяготился этими собраниями и, наконец, решился вернуться в свою обитель. Народ, узнав о его отбытии, в великом множестве провожал подвижника на далекое расстояние. С великим плачем они расстались со старцем, так как вместе с ним уходил от них и образ Богоматери, излившей столько милостей на их местность.
После прибытия на Афон в монастырь великомученика Пантелеймона, Мартиниан вскоре преставился ко Господу. Святая же икона Богоматери перешла в драгоценное наследие обители. Здесь честный образ оставался до 1889 года. Настоятель Пантелемоновской обители архимандрит Макарий завещал икону "Избавительница" в благословение новоустроенной тогда Ново-Афонской обители Симона Кананитского, на Кавказе.
Впоследствии икона чудесным образом избавила от гибели Государя Императора Александра III с Августейшей семьей при крушении поезда на станции Борки, а также наследника престола Великого князя Николая Александровича в городе Отсу (Япония) от руки убийцы.
Икона относится к иконографическому типу "Одигитрия". 


Избавительница

Икона Божией Матери Избавительница.
До того как икона была принесена в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе, она находилась на святой горе Афон у насельника Русского Пантелеимонова монастыря схимонаха Мартиниана (1884). Благочестивый схимник получил эту икону от подвижника Феодула. Святая икона прославилась чудотворениями с давних времен. По молитве перед этой иконой в 1841 году жители Спарты (в Греции) избавились от саранчи. Из Пантелеимоновой обители, по завещанию схиархимандрита Макария, эта икона 20 июля 1889 года была передана Ново-Афонской обители, и было установлено празднество в честь ее 17 октября. Когда в Симоно-Кананитской обители впервые совершилось празднество в честь иконы, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы. На иконе Пресвятая Богородица изображеа держащей на правой руке Богомладенца, благославляющего Десницей.
Есть еще изображение этой иконы Божией Матери, имеющее надпись "Избавительница".
Икону Божией Матери описанную выше, держит на руках, справа святой апостол с надписью над головой Симон Канонит, а слева - святой Пантелеймон, внизу над иконой изображение Ново-Афонского монастыряю. Вверху всей иконы изображена Святая Троица. 


Избавительница

В начале XIX столетия на Афоне проводил иноческую жизнь замечательный подвижник Константий Феодул. У этого старца находился чудотворный образ Богородицы, написанный около полутораста лет тому назад. После смерти этого подвижника образ перешел в собственность к ученику Константия, старцу Мартиниану, пришедшему на Афон из Греции в 1821 году.
В начале 1841 года Мартиниан отправился с Афона в Элладу. Здесь он пришел в местечко Мавровони, находившееся в епархии Спарты.
Жители тех мест подверглись страшному бедствию: их поля, леса и вся вообще растительность опустошалась саранчей. Двигаясь вперед сплошной массой, она истребляла все, что ей попадалось на пути. Полет ее распространился до самого города Марафона. Местное начальство выгоняло жителей силой, на поля, заставляя их собирать губительных насекомых, сбрасывать их в ямы и жечь, но все эти меры были бессильны в борьбе с ужасным врагом, и казалось, что чем больше саранча истреблялась, тем больше ее становилось. Жители потеряли всякую надежду на человеческую помощь и стали совершать молебные пения, но бедствие не прекращалось. В ужасе поселяне обратились в лавру Алексия, человека Божия, нахолившуюся вблизи несчастного округа. Взяв часть святых мощей этого угодника Божия, они стали совершать молебны с крестными ходами на свои поля. Но саранча, как бы раздраженная такими действиями, перенесла свое губительное действие и на молящихся. Насекомые во множестве стали бросаться на людей, преимущественно в глаза. И жители, и священники в ужасе разбежались по своим жилищам.
Об этом бедствии узнал и старец Мартиниан. После молебна он сказал, обращаясь к поселянам:
— Неужели до того уже оскудела наша вера, что и сего у Господа не можем выпросить. Усилим же наши мольбы; соберите по крайней мере хоть старцев, прибегнем к державному и всесильному заступлению Владычицы Неба и земли; вынесем Ее святую икону, помолимся совокупно и, верую Господу, Он не презрит нашей смиренной и усиленной к Нему молитвы и, по предстательству Своей Матери, избавит страну сию от великого бедствия.
Жители последовали внушению благочестивого старца. В надежде на милостивое заступление Богоматери собрались не только старцы, но и мужи, жены и даже дети. Явилось и 4 священника. И вот крестный ход в сопуствии старца, несшего святой образ, отправился на поле. Здесь Мартиниан поставил принесенную им икону прямо на землю, и перед ней все поселяне склонились с великой мольбой. Небесная Владычица не отринула молитвы верных рабов Сына Своего и Бога нашего. Дивным знамением Своего могущества Она поразила саранчу. Внезапно налетело великое множество птиц; все они стремительно бросились на насекомых. Саранча поднялась с полей и полетела такой густой массой, что заслонила солнечный свет.
В этом же селении Мавровони лежал в тяжелой болезни один мальчик. Болезнь его усиливалась, и родители решили напутствовать своего сына причащением Св. Таин. Но приглашенный священник почему-то замедлил и долго не являлся. Когда же он, взяв Св. Дары, направился к дому болящего, то пригласил с собой и старца Мартиниана. Лишь только они пришли в дом, как были поражены вестью, что мальчик уже умирает. Глубокое раскаяние овладело священником, промедление которого лишило больного последнего духовного утешения. Оставалась одна только надежда на Божественное милосердие. Иерей обратился с просьбой к Мартиниану принести свою икону, чтобы вместе помолиться Царице Небесной об отроке. Старец, видя глубокую веру его и сокрушенных родителей, вынул находившийся всегда при нем святой образ и поставил его над одром мальчика. Уверенные, что для Владычицы мира нет ничего невозможного, старец, иерей и родители склонились перед образом Рождшей Зиждителя всяческих, да умолит Она Его возвратить жизнь больному отроку. После молитвы старец трижды осенил образом умирающего, и мальчик неожиданно открыл глаза; его по просьбе Мартиниана причастили, и мальчик встал совершенно здоровым. На другой день он пошел в училище, куда незадолго перед этим был отдан для начального обучения. Возвращенный к жизни мальчик впоследствии постригся в иночество и с именем Алексия долго подвизался на Афоне.
Весть об этом преславном чуде далеко разнеслась по окрестностям. Множество недужных и страждущих душевными и телесными немощами направилось к образу Богоматери, и все с верой притекавшие к Ее милостивому заступлению получали просимое. Непрестанно источавшиеся от образа чудотворения так увеличили число богомольцев, что хижина, в которой обитал старец, постоянно была ими переполнена. Старец же, жаждавший уединенной и безмятежной пустынной жизни, весьма тяготился таким скоплением народа и решил скрыться от приходящих, но усердные почитатели образа Богородицы скоро же нашли его.
Старец несомненно подъял бы на себя бремя посещения болящих и здравых, если бы к почитанию честного образа не примешивались и чувства благоговения и желание прославления самому Мартиниану. Бежавший от мирской суеты и стяжавший себе добродетель смирения старец задумал удалиться в такое место, где бы его никто не мог найти. С этой целью он направился вдоль морского берега и скоро нашел над морем отвесную скалу с пещерой, которая была вполне пригодна для его подвигов.
Расположившись здесь, Мартиниан думал, что он уже совершенно уединился. Но Пречистая Дева благоволила устроить иначе.
Однажды ночью подвижник молился в пещере. Во время молитвы он вдруг слышит голос, повелевавший ему не скрывать у себя чудотворного образа, а служить благу и нуждам ближних. Мартиниан попытался было сослаться на свое недостоинство, немощи и затруднения, но голос еще настойчивее велел подчиниться откровению, говоря, что совершается все это ради славы Матери Божией. Когда старец окончил свое моление, то предался краткому отдыху. В это время вдруг необычайный свет озарил пещеру. Удивленный старец вышел на скалу, желая узнать, откуда изливаются потоки столь необыкновенного сияния. Взору подвижника представилось дивное зрелище. Он увидел сияющий столб, простиравшийся от неба до земли, и при этом снова услышал тот же глас, повелевавший ему оставить затвор и идти послужить ближним. 


Избавительница

Открыто было местопребывание подвижника и окрестным жителям. Одна бесноватая, именем Елена, все время кричала, что ей известно место, где скрывается старец; при этом она указывала, что только находящаяся у него икона может даровать ей исцеление. Бес, обитавший в этой женщине, был весьма пытлив и лют. Всех приходивших к Елене он обличал даже в сокровеннейших грехах. Один благоговейный иерей во что бы то ни стало решился прочитать над бесноватой заклинательные молитвы и для этого пришел в дом Елены. Но больная вдруг набросилась на священника и начала грозно поносить служителя алтаря Божия, говоря:
— А! Ты хочешь меня выгонять? И ты думаешь выгнать?! Нет, не выгонишь, ни за что не выгонишь! Посмотри-ка на себя!
Не взирая на все возгласы бесноватой, священник продолжал читать молитвы, причем спросил у скрывавшегося в женщине беса, кто же может его изгнать. И нечистый дух против воли заговорил об уединившемся старце с иконой, называя подвижника лохмотником, злым монахом и проч. Священник тогда спросил беса, где же можно найти этого старца. Тогда бес, предчувствуя свою беду, но понуждаемый иерейским заклинанием и силой Божией, указал то место, где скрывался Мартиниан.
На утро после видения старец услышал шум большой толпы народа, собравшегося перед скалой и умолявшего подвижника сойти к нему и помочь страждущим. Усматривая во всем этом волю Божию, старец повиновался и пошел в дома поселян. Прежде всего он направился к бесноватой Елене. Когда он приближался к ее жилищу, недужная впала в совершенное беспамятство и начала неистово вопить. Когда же старец, 'войдя в дом, поставил образ Богоматери и положил перед иконой несколько поклонов, бес немедленно же вышел из женщины с великим стенанием. Больная пришла в себя и с горячей мольбой возблагодарила Богородицу. Приложившись вслед за этим к Ее иконе, она почувствовала себя совсем здоровой. Много и других бесноватых исцелилось по молитве перед этим образом Богоматери, например, один муж, именем Григорий, из селения Скутари, и некая жена Мария, происходившая из селения Скефьяники.
Так как чудотворения источались от иконы непрерывно, то народ неотступно пребывал при Мартиниане. Старец тяготился этими собраниями и, наконец, решился вернуться в свою обитель. Народ, узнав о его отбытии, в великом множестве вместе со всеми облагодетельствованными от иконы провожал подвижника на далекое расстояние. С великим воплем они расстались со старцем, так как вместе с ним уходил от них и образ Богоматери, излившей столько милостей на их местность.
Перед удалением подвижника поселяне решили выразить ему свою благодарность, а также и тому монастырю, где подвизался Мартиниан. Поэтому постановлено было отправить вместе со старцем письмо от жителей селения Мавровони. Эпистолия эта, подписанная местным иереем, гласит следующее: «Благословен Бог, пославший нам одного святого и добродетельного мужа, чрез которого исполнилось на нас слово Иисуса Христа, глаголющаго во Евангелии: «не требуют здравии врача, но болящии» (Мф. 9, 12). Исповедуем и мы все вкупе, что от преподобнейшего монаха отца Мартиниана, жившего около двух лет близ селения нашего, мы подучили немалую душевную пользу, и что он явился всем нам во все сие время как истинный отец, который не переставал духовно наставлять нас, так же как и телесно посещать нас и врачевать от болезней благодатию иконы Госпожи Богородицы, которую всегда имел при себе. Молитвы его, частые бдения и прошения ко Госпоже Богородице избавили нас от различных болезней и от вредоносной саранчи, которая не преставала вредить прежде сего времени древа наши, виноградники, посевы и т. п. и ныне вредит и вне и внутри епархии нашей, только к нам не приблизилась помощию Госпожи Богородицы и по молитвам раба Ее Мартиниана. Но теперь пришло время лишиться нам его, ибо отправляется он во свояси в святоименную Афонскую гору. Итак, подобает нам с теплыми слезами испросить св. его молитв и благословения, да сохранит оно нас, и оказать хотя малую признательность за великие его благотворения, которые мы получили: да помнит он нас на следующее время, когда будет молиться вместе со святыми отцами и братиями своими, да молитвами их будет нам Бог милостив ныне и во время Суда. Аминь. Подписался чередной иерей церкви св. Спиридона Петр Гриминос».
После прибытия на Афон в монастырь великомученика Пантелеимона, Мартиниан вскоре преставился ко Господу. Святая же икона Богоматери перешла в драгоценное наследие обители. Здесь честный образ оставался до 1889 года. Настоятель Пантелеимоновской обители архимандрит Макарий завещал икону «Избавительницы» в благословение новоустроенной тогда Ново-Афонской обители Симона Кананитского, на Кавказе. Здесь честный образ с 1889 года пребывает и доныне.
Первое празднование этому образу по перенесении его в Ново-Афонский монастырь совершено было 17 октября 1889 года. Поэтому в этот день и установлено было празднество в честь этой иконы.
Еще празднование иконе «Избавительницы» совершается 4 апреля.
Поселянин Е. Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон 


Избавительница

Об иконе Божией Матери «Избавительница»» в Череповце
В 1941 году началось затопление земель, отведенных под Рыбинское водохранилище. Более 700 деревень, сел и хуторов, город Мологу медленно, но уверенно поглощала водная стихия. На протяжении долгих и печальных шести лет вода рукотворного моря, стремясь к проектной отметке, подбиралась к куполам затопленных храмов, медленно разрушая их. Можно было противостоять этому или нет, не будем рассуждать. Жители старались спасти от гибели все, что возможно. Домашнее добро и, конечно, святые иконы из храмов и монастырей верующие забирали с собой - но разве можно было спасти все? Дома, построенные отцами, храмы, могилы предков...
Только на территории, которую сейчас занимает Вологодская область, под водой оказались 11 храмов и женский монастырь в селе Леушино, который был основан в 1885 году. Горе и утраченные без времени жизни - вот цена человеческой гордыни. Со строительством воодохранилища связан печально известный "Волголаг", где жили и работали заключенные.
Случай, о котором пойдет речь, конечно, не единственный. В нашем храме (теперь это Воскресенское архиерейское подворье) богослужения словершаются ежедневно. Сколько прихожан знают и любят этот храм! Сколько судеб связано с этими старыми стенами!
В 1981 году после богослужения произошел краткий, но очень важный разговор между двумя прихожанками. К Надежде Ивановне Крыловой (она много лет трудится в нашем храме казначееем) подошла Мария Григорьевна Смирнова, подвела ее к образу Божией Матери "Избавительница" и сказала: "Молись перед этим образом, эта икона приплыла по водам".
К сожалению, подробностей мы не знаем, но можно догадаться, сколько икон было выловлено из вод водохранилища, потопившего храмы и монастыри... Вот и плыли иконы по водам, стремясь найти приют и достойное место в святых храмах. И теперь этот образ Божией Матери пребывает в архиерейском Воскресенском подворье города Череповца.
Небольшая историческая справка. Икона Божией Матери "Избавительница" до того, как была принесена в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе, находилась на Святой Горе у насельника Русского Пантелеимонова монастыря схимонаха Мартиниана (†1884). Благочестивый схимник получил эту икону от подвижника Феодула. Святая икона прославилась чудотворениями с давних времен. По молитве перед этой иконой в 1841 году жители Спарты (в Греции) избавились от саранчи. Из Пантелеимоновой обители, по завещанию схиархимандрита Макария, эта икона была передана Ново-Афонской обители, и было установлено празднество в честь ее 17 октября. Когда в Симоно-Кананитской обители впервые совершилось празднество в честь этой иконы, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы. На иконе Пресвятая Богородица изображена держащей на правой руке Богомладенца, благословляющего десницей.
Протоиерей Алексий Алин 


Избавительница

Икона Божией Матери «Избавительница»
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась на Афоне в Русском Пантелеймоновском монастыре, но в 1889, по завещанию архимандрита Макария, бывшего отцом и руководителем сего монастыря, была дарована Ново-Афонскому Симоно-Кананитскому монастырю на Кавказе, в благословение и в залог взаимной братской любви. Она прославилась чудесами, когда еще была келейной у схимонаха Мартиниана, известного своей подвижнической жизнью и скончавшегося в 1884. Икона малого размера, и старец в путешествиях всегда носил ее с собою. Однажды, находясь в епархии Спарты, он узнал, что на поля и леса жителей окрестных сел налетело страшное множество саранчи и ничем они не могут избавиться от нее. Старец предложил жителям обратиться с молитвою к Пресвятой Богородице. По завершении литургии вынесли бывшую со старцем икону в поле и стали молиться. И саранча вдруг поднялась и полетела, затем появилось множество скворцов, которые совсем истребили оставшуюся. Были от нее еще чудеса.
Празднование иконе «Избавительнице» установлено в память чудесного спасения императора Александра III с его семейством при крушении железнодорожного поезда 17/30 октября.
Протоиерей И. Бухарев 


Избавительница

Сказание о Чудотворной иконе Божией матери, именуемой «Избавительница»
История этой иконы тесно связана с жизнью старца-грека Мартиниана, схимонаха Русского Пантелеимонова монастыря, что на Святой Горе Афон. Он жил в этой обители более пятидесяти лет и скончался в 1884 году. В Элладе, в местечке Вастуни, он получил эту икону как благословение от подвижника благочестия иеромонаха Феодула. Сколько времени она находилась у последнего и как к нему попала — этого старец-грек не знал. В 1831 году отец Мартиниан прибыл на Афон и поступил в Русский монастырь, здесь он и был пострижен в Ангельский чин. Принес он с собою и чудотворную икону Царицы Небесной...
---
История этой иконы тесно связана с жизнью старца-грека Мартиниана, схимонаха Русского Пантелеимонова монастыря, что на Святой Горе Афон. Он жил в этой обители более пятидесяти лет и скончался в 1884 году. В Элладе, в местечке Вастуни, он получил эту икону как благословение от подвижника благочестия иеромонаха Феодула. Сколько времени она находилась у последнего и как к нему попала — этого старец-грек не знал. В 1831 году отец Мартиниан прибыл на Афон и поступил в Русский монастырь, здесь он и был пострижен в Ангельский чин. Принес он с собою и чудотворную икону Царицы Небесной.

В начале 1841 года старец покинул Афон и поселился в местечке Мавровони. Весь день он проводил в молитве и рукоделии. Однажды к нему пришли местные жители и рассказали о страшной беде: на их поля напала прожорливая саранча. Они попытались бороться с ней, но безуспешно — саранчи стало еще больше.
Старец спросил у жителей:
— Есть ли у вас вера?
Они ответили:
— Да.
— Тогда не будем печалиться, — продолжал старец, — а прибегнем к помощи Царицы Небесной. Она не посрамит нашего упования.
Вечером все жители села собрались в храм «Живоносный Источник», где состоялось всенощное бдение. Утром все, включая и детей, усердно молились за Божественной Литургией. После этого Мартиниан возглавил Крестный ход, который направился в поле. В руках он нес чудотворную икону «Избавительница» (с нею старец никогда не расставался). Пройдя некоторое расстояние, Мартиниан опустился на колени, крестьяне (их было несколько тысяч) сделали то же самое. Старец стал молиться перед чудотворной иконой такими словами:
— Пресвятая Дева, Царица Небеси и земли! Ты усыновила нас у Креста, на Котором был распят безгрешный Сын Твой и Господь наш Иисус Христос. С тех пор Ты никогда не оставляла род человеческий Своей заботой и покровительством. По грехам нашим мы недостойны даже взирать на Твой Пречистый Лик, а тем более молиться Тебе и просить помощи. Нет у нас ни добрых дел, ни хороших помышлений. Но мы надеемся на Твое величайшее милосердие и на Твою несказанную любовь к нам, чадам Твоим. Не презри наших слабых молитв, избавь все, что растет на этих полях, — просо и кукурузу, оливки и персики, груши и виноград — от тлетворной саранчи. Соделай так, чтобы не погиб урожай и чтобы люди не страдали от голода.
Едва старец произнес последние слова, как саранча взмыла в воздух. Ее было так много, что сразу померк солнечный свет. В ту же минуту появилось большое количество птиц, которые завершили истребление саранчи.
В этом же селе был болен мальчик, которого звали Анастасий. С каждым днем ему становилось все хуже и хуже. Родители мальчика попросили священника, чтобы тот причастил его Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Зная, что Анастасий серьезно болен, священник пригласил с собой Мартиниана. Когда они пришли в дом, то обнаружили, что мальчик умер, а родители горько рыдали.
Глубокое раскаяние овладело священником.
— Если бы я пришел чуть раньше, то, может быть, успел бы приобщить мальчика Святыми Тайнами, — сказал он.
— Не печалься, отче, — молвил Мартиниан, — эта смерть не к скорби, а к славе Божией.
— Что же нам делать? — спросил священник.
— Помолимся, — ответил старец. — То, что невозможно человеку, возможно Богу.
Он поставил чудотворную икону у изголовья усопшего (напомним еще раз, что он никогда не расставался с нею) и стал молиться, попросив священника и родителей присоединиться к его молитве.
— Пресвятая Владычица Богородица, соделай чудо и воскреси этого отрока на радость его родителям и все нам, — с глубокой верой попросил он.


Избавительница

Затем старец взял икону в руки и трижды крестообразно благословил ею мальчика. В ту же секунду тот открыл глаза. Родители его заплакали, теперь уже от радости. Отрок встал с постели, и священник причастил его Святыми Христовыми Тайнами.
На другой день мальчик пошел в школу.
Весть об этом удивительном событии быстро разнеслась по окрестным селам и весям, и крестьяне стали приводить к старцу людей, страдающих различными недугами. И все они получали исцеление. Дом, в котором жил Мартиниан, всегда был полон народа. Это очень тяготило старца, так как он привык к уединению. Он решил удалиться в такое место, где бы его никто не мог найти.
В труднодоступном месте, в скале, нависшей над морем, он отыскал укромную пещеру. «Слава Богу, — подумал старец, — теперь я смогу спокойно молиться».
Он пробыл здесь некоторое время, и ничто не нарушало его одиночества. Однажды ночью, когда Мартиниан читал канон Божией Матери, он услышал голос:

— Я повелеваю тебе покинуть пещеру, чтобы послужить благу ближних.
Старец оставил эти слова без внимания и продолжал свои духовные занятия.
Прошел месяц. Как-то среди ночи отшельник вышел из пещеры и увидел ослепительный столп, простиравшийся от земли до неба. Из него раздался тот же голос:
— Ты должен оставить пещеру и идти к людям.
Старец возразил:
— Но как же я сохраню непрестанную молитву?
Голос ответил:
— Своими делами ты прославишь Меня и Сына Моего.
Утром Мартиниан услышал большой шум: около пещеры собралось множество людей.
— Отче, — обратились они к нему, — просим тебя вернуться в Мавровони. Ты нам очень нужен.
— Я готов служить вам день и ночь, — ответил старец, отправляясь с ними в село.
— Прежде всего ты должен помочь Елене, — сказал один крестьянин.
— Кто она такая?
— Бесноватая. Она поведала (против своей воли, конечно), где находится твоя пещера и что она может исцелиться только от иконы Божией Матери «Избавительница».
— Это очень хорошо.
— Наш приходской священник пытался исцелить ее, но из этого ничего не получилось. Он пришел к ней в дом и, едва начал читать положенные молитвы, как Елена набросилась на него с побоями. Ему пришлось уйти.
Между тем Мартиниан и сопровождавшие его лица приблизились к дому Елены. Оттуда раздались жуткие крики.
— Это вопит бес, — сказал старец.
Он вошел в дом, поставил на стол икону Божией Матери и положил несколько земных поклонов. Бес с рычанием и страшными воплями вышел из женщины. Ее лицо стало спокойным и умиротворенным. Она приложилась к чудотворной иконе и со слезами на глазах стала благодарить Царицу Небесную за дивное исцеление.
Слух о чудотворной иконе в короткое время облетел не только близлежащие села, но и отдаленные города. Двери дома Мартиниана практически не закрывались: к нему приводили бесноватых, хромых, слепых, лунатиков, а также людей, страдавших водянкой, проказой и другими тяжкими болезнями. И все эти люди по молитвам Божией Матери получали исцеление.


Избавительница

Так продолжалось долгое время. Наконец наступил такой момент, когда старец решил вернуться на Святую Гору Афон. С великим плачем провожали его крестьяне, так как им не хотелось расставаться с чудотворной иконой Царицы Небесной. Они вручили ему (а в его лице всей Русской обители) благодарственное письмо следующего содержания:
«Благословен Бог, пославший нам одного святого и добродетельного мужа, через которого исполнилось на нас слово Иисуса Христа, глаголющего в Евангелии: «Не требуют здравии врача, но болящии» (Мф. 9, 12). Исповедуем и мы все вкупе, что мы от преподобнейшего Мартиниана— монаха, жившего около двух лет в нашем селе, получили немалую душевную пользу и что явился он нам как истинный отец, не переставал… врачевать наши недуги благодатию Госпожи Богородицы, Которую всегда имел при себе (то есть святую икону…) Итак, подобает нам с теплыми слезами испросить святых его молитв и благословения, да сохранит оно нас, и оказать хотя малую признательность (говорится о милостыне для монастыря) за великие его благотворения, которые мы получили, да помнит он нас на следующее время, когда будет молиться вместе со святыми отцами и братиями своими, да молитвами их будет нам Бог милостив ныне и во время Суда. Аминь».
Подписался: чередной иерей церкви святого Спиридона Петр Гриминос». (Этот иерей приобщал отрока Анастасия).
По прибытии на Святую гору Афон Мартиниан передал чудотворную икону Божией Матери «Избавительница» Русскому Пантелеимонову монастырю.
II
В 1889 году игумен Русской обители архимандрит Макарий тяжело заболел. Предчувствуя близкую кончину, он сделал ряд распоряжений, касающихся как хозяйственной деятельности монастыря, так и его духовной жизни. Одно из распоряжений касалось чудотворной иконы Божией Матери “Избавительница”: отец Макарий благословил передать ее в Симоно-Кананитский монастырь, находящийся в Новом Афоне, что на Черноморском побережье Кавказа.
В конце июля этого же года на Старый Афон прибыл настоятель Симоно-Кананитской обители архимандрит Иерон, чтобы отдать дань сыновней почтительности своему почившему духовному отцу — архимандриту Макарию (они служили вместе на Афоне много лет). На сороковой день после кончины Иерон молился с монахами об упокоении его души.
Тяжело было братии Пателеимонова монастыря расставаться с великой святыней, но воля почившего игумена была для них священна. В знак взаимной братской любви и неразрывного союза двух обителей монахи вручили отцу Иерону чудотворную икону, а затем проводили его до пристани.
Между тем братия Симоно-Кананитского монастыря, получив телеграфное известие от своего настоятеля, готовилась к торжественной встрече.
Четвертого сентября, во второй половине дня, на горизонте показался пароход. Он держал курс на обитель. Загремел главный колокол, ему отозвались другие. Малиновый звон разнесся далеко над горами и морем. Братия в белых облачениях, с иконами и хоругвями, Крестным ходом двинулась к морской пристани. Многочисленные паломники замыкали торжественное шествие. Епископ Сухумский Александр, в полном архиерейском облачении, с двумя иеромонахами и иеродиаконом, ожидал святыню вблизи храма. 


Избавительница

III
Царица Небесная, взяв под Свой покров Симоно-Кананитский монастырь, явила множество чудес. О некоторых из них повествует официальный акт. В нем говорится, что 19 и 20 мая 1891 года в Покровском храме во время богослужения перед чудотворной иконой «Избавительница», при большом стечении молящихся, совершились три чудесных исцеления.
Михаил Иванович Медынцев, крестьянин Тульской губернии, Луговой слободы, сорока восьми лет, страдал от тяжкого недуга: у него опухли ноги и нижняя часть брюшной полости. Он заболел в ноябре прошлого года и передвигался с помощью костыля и палки; страдания его были невыносимы. После того как монахи и послушники приложились к чудотворному образу Царицы Небесной, подошел к нему и Медынцев. Едва он прикоснулся устами к Ее святой руке, как сразу почувствовал во всем теле перемену и твердость в ногах. Он передал костыль и палку сопровождавшему его человеку и смело положил земной поклон; затем бодро встал и поблагодарил Божию Матерь за исцеление.
Мещанин Косьма Яковлевич Соколовский, житель Ростова-на-Дону, пятидесяти семи лет, страдал ревматизмом левой ноги. С большим трудом он ходил с помощью костылей. Временами болезнь обострялась, и он кричал от дикой боли. В течение двадцати лет он обращался ко многим врачам, истратил все деньги, но облегчения не получил. Приложившись к святыне, Соколовский получил мгновенное исцеление.
Отставной казак войска Донского, Калитвенской станицы, Степан Варламович Калинин, пятидесяти двух лет, страдал ревматизмом правой руки. Она была высохшая, и он не мог ею владеть. От боли он часто не мог спать, а только стонал и скрежетал зубами. Так продолжалось двадцать семь лет.
С верою и упованием он облобызал чудотворную икону, в ту же секунду его рука выздоровела, и он осенил себя крестным знамением.
В этот же день Медынцев и Соколовский совершили восхождение на Святую Иверскую Гору. Там они выпили целебной воды из Богородичного источника и еще раз от всей души поблагодарили Царицу Небесную за Ее великую милость.
Акт подписали: за себя и за Соколовского (он был безграмотный) Михаил Медынцев, а также казак Степан Калинин.
В это время по своим служебным делам в монастырь приехали помощник начальника Кутаисского губернского жандармского управления ротмистр Тарановский и начальник Сухумского округа полковник Куцевалов. Архимандрит Иерон попросил их поговорить с исцелившимися, чтобы убедиться, что чудо, произошедшее с ними, не монашеская выдумка, а чистая реальность. Тарановский и Куцевалов расспросили самым подробнейшим образом не только исцелившихся, но и их попутчиков, которые видели своими глазами, как те с большим трудом садились на пароход в Новороссийске и как с большим трудом сходили на пристань в Новом Афоне. Они внимательно осмотрели ноги и руку исцелившихся.
Тарановский и Куцевалов поставили свои подписи под актом. Кроме того, акт подписали настоятель Симоно-Кананитского монастыря архимандрит Иерон и управляющий делами монах Иннокентий.
Следует рассказать еще об одном чуде Царицы Небесной. Однажды в обители вспыхнул пожар. Дул сильный ветер, и огонь охватывал одно строение за другим. Архимандрит Иерон взял чудотворный образ Божией Матери и в сопровождении иеромонаха поспешил к месту трагедии.
— Пресвятая Владычица, пощади нас, грешных! — стал он усердно молиться. — Помилуй нас по велицей Твоей милости! Погаси этот страшный пожар и спаси нашу обитель!
Неожиданно ветер переменил направление, и огонь быстро погас.
Вскоре наступили смутные времена. В 1924 году монастырь был закрыт, монахи подверглись репрессиям, многие из них были утоплены в водах Черного моря. Безбожники сожгли на кострах богослужебные книги, хоругви, священнические облачения; надругались над иконами; сбросили на землю колокола. Мерзость запустения воцарилась в святом месте: в обители была устроена туристическая база, в ней раздавались непристойные песни, слышались богохульные речи, распивались спиртные напитки.
Ну а что же сталось с чудотворной иконой? Может быть, она попала в руки кощунников, и они осквернили ее? А может быть, она сгорела в бесовском костре? Нет, ничего этого с нею не случилось — ново-афонские монахи спасли великую святыню. А где же она сейчас? В потаенном месте, которое знает только Сама Пресвятая Дева.
Ныне Симоно-Кананитский монастырь возрождается, здесь снова служится Божественная Литургия, к Престолу Божию возносятся монашеские молитвы. Будем надеяться, что скоро Царица Небесная явит нам Свою милость, и Ее чудотворная икона снова облагоухает стены древней обители. 


Избавительница

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Избавительница"

Кондак 1
Возбрани врагом нашим озлобляти нас и от Господа нашего отлучити конечне, а нас научи пети Тебе весело:
Радуйся, Избавительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас бедствующих.

Икос 1
Ангелов множество по Твоему, Мати наша, повелению ополчаются на избавление наше грозно. Ты же приими молитву сию:
Радуйся, Ангелов на спасение наше посылающая;
Радуйся, Царице горних чинов, небесную их помощь нам дарующая.
Радуйся, Ангелом хранити нас повелевающая;
Радуйся, воинством Ангельским врагов наших поражающая.
Радуйся, Избавительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас бедствующих.

Кондак 2
Видят бедствующие толику и многую помощь Твою сердечно Тя призывающим, наставляются тем пети Сыну Твоему непрестанно: Аллилуиа.

Икос 2
Разумеют мнози, яко мирови дарова Тя Сын Твой Избавительницей бедствующих, темже поем Ти сице:
Радуйся, бедствующих Мати;
Радуйся, страждущих утешение.
Радуйся, болящих исцеление;
Радуйся, ненадежных надеждо.
Радуйся, Избавительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас бедствующих.

Кондак 3
Сила Вышняго даровася Ти на помощь и спасение миру и нас, в бедах погибающих. И кто же Тобою не избавлен бысть, и кто же не поет Сыну Твоему: Аллилуиа.

Икос 3
Имуще непостижимую любовь к роду человечу, кии вздохи не прияла еси, кии слезы не отерла еси, и кого не принудила еси призывати Тя, вопиюще:
Радуйся, бедствующих скорое услышание;
Радуйся, печальных и скорбных утешение.
Радуйся, погибающих быстрое спасение;
Радуйся, плененных освобождение.
Радуйся, Избавительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас бедствующих.

Кондак 4
Буря несчастий налете на ны, спаси нас погибающих. Избавительнице наша, бурю погибельную на земли укротившая и приемлющая нашу песнь: Аллилуиа.

Икос 4
Слышаша человечестии роди всю Твою к христианам дивную любовь и Твое мощное избавление от всяких находящих на них лютых, научишася пети Тебе:
Радуйся, человеческаго рода от бед избавление;
Радуйся, бурь житейских прекращение.
Радуйся, уныния Прогонительнице;
Радуйся, радости по скорби нам Подательнице.
Радуйся, Избавительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас бедствующих.


Избавительница



Икона Божией Матери «Избавительница»

Фото с меткой «избавительница», автор Кондрашов Андрей на Яндекс.Фотках

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Икона Божией Матери «Избавительница» 30 октября | ezoland - ezoland | Лента друзей ezoland / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»