Кунсткамера Виллема ван Хахта: Как в одно полотно поместилась картинная галерея
Виллем ван Хахт. Галерея Корнелиса ван дер Геста, 1628. Антверпен, Дом Рубенса
Творчество фламандского художника Виллема ван Хахта известно в основном по нескольким картинам, на которых представлены собрания картин, скульптур и других произведений искусства, то есть так называемые "кунсткамеры". Самые знаменитые картины в настоящее время хранятся в Королевской галерее Маурицхёйс в Гааге, в доме Рубенса в Антверпене и в национальной галерее Шотландии. На этих картинах не только произведения искусств настоящие, но и все персонажи - конкретные исторические личности, и можно представить каждого поимённо. Вот например, познакомимся с группой в левой нижнем углу картины, где показаны наиболее известные персонажи.
На картине - исторически зафиксированный факт: посещение соправителей Испанских Нидерландов Изабеллы Клары Евгении и её супруга Альбрехта VII дома известного антверпенского коллекционера и покровителя искусств Ван дер Геста 23 августа 1615 года. Герб Корнелиса ван дер Геста и девиз Vive l'esprit (Да здравствует дух) изображены над входной дверью, хозяин галереи показывает картину фламандского живописца Квентина Массейса (1465-1530) "Мадонна с младенцем".
Фрагменты картины Виллема ван Хахта
Квентин Массейс. Мадонна с младенцем, 1529. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага
На фрагменте слева - Изабелла Клара Евгения, испанская инфанта и правительнице Нидерландов (1566-1633). Изабелла проявляла большой интерес к искусству, её двор был магнитом, притягивающим к себе художников и людей искусства. Особенное внимание она оказывала Питеру Паулю Рубенсу, который был не только придворным живописцем, но также послом и посредником при ведении мирных переговоров.
Хуан Крус (1553-1608). Изабелла Клара Евгения, 1598-1599. Музей Прадо, Мадрид
Рядом с ней её супруг и соправитель Альбрехт VII, эрцгерцог Австрийский (1559-1621). Альбрехт был пятым сыном императора Священной Римской империи Максимилиана II. Он был отправлен к испанскому двору в возрасте 11 лет, где его дядя, король Испании Филипп II, руководил его образованием. Альбрехт был известен не только как государственный деятель и военачальник, но и как щедрый покровитель искусства.
Питер Пауль Рубенс. Портрет эрцгерцога Альбрехта VII, правителя Южных Нидерландов, 1609. Музей истории искусств, Вена
Рядом с эрцгерцогом Альбрехтом что-то объясняет ему художник Рубенс.
Питер Пауль Рубенс. Автопортрет, 1628-1630. Дом-музей Рубенса, Антверпен
За Рубенсом стоит Владислав IV Ваза (1610-1613) - король польский и великий князь литовский, старший сын Сигизмунда III. По договору 4 февраля 1610 года, который был заключен под Смоленском между королём Сигизмундом и московским посольством, королевич Владислав должен был занять после принятия православия Русский престол. После низложения Василия Шуйского летом 1610 года московское правительство (Семибоярщина) признало Владислава царём и чеканило от имени «Владислава Жигимонтовича» монету. Владислав православия не принял, в Москву не прибыл и венчан на царство не был. В октябре 1612 года в Москве было низложено боярское правительство королевича Владислава; в 1613 году царём был избран Михаил Фёдорович. До 1634 года Владислав продолжал пользоваться титулом Великого князя московского. Есть на картине историческая неточность: Владислав приезжал в Антверпен, когда Альбрехт уже умер. Иными словами, картина не является изображением конкретного события, хотя и основывается на историческом факте.
Питер Пауль Рубенс. Портрет Владислава Вазы, 1624. Вавель
Справа от короля - Ян ван Монтфорт, казначей эрцгергской пары, а между ним и хозяином - Антонис ван Дейк, который удостоился чести быть изображенным как придворный художник на момент завершения картины в 1628 году.
Антонис ван Дейк 1599-1641). Портрет Яна ван Монфорта, 1628. Музей истории искусств, Вена
Антонис ван Дейк. Автопортрет, 1632. Галерея Уффицы, Флоренция
Легенда о том, как македонский царь Александр Великий отдал свою любовницу художнику взамен на ее портрет, достаточно известна и много веков была излюбленной темой многих западноевропейских живописцев. А самым потрясающим своими размерам, замыслом и композиционным решением посвященным этой тематике вот уже около четырех столетий является уникальное творение фламандца Виллема ван Хахта.
Подобного рода картины были очень популярны в 17 столетии в Антверпене, а в наши дни они представляют собой историческую ценность как наглядная летопись истории западноевропейского искусства.
За основную сюжетную линию художником взята древнегреческая легенда, по которой античный художник Апеллес так превосходно выполнил портрет любовницы Александра Македонского, что тот в восхищении оставил любовницу художнику, а себе взял ее изображение, полюбив портрет больше натуры.
К слову, Апеллес (370 — 306 гг. до н.э.) был одним из наиболее именитых греческих живописцев древности и к тому же другом Александра Великого. К сожалению до наших дней не сохранилось ни единой работы мастера. О его творчестве известно только из свидетельств античных историков.
Героев своего гениального творения художник Виллем ван Хахт поместил в современный ему 17 век и приодел их в восточные наряды, соответствующие своей эпохе. Все действие происходит вокруг ключевой фигуры - Апеллеса, воодушевленно пишущего портрет красавицы Кампаспы, любовницы Александра Македонского, который с восторгом следит за процессом.
Основные герои окружены множеством созерцателей, стражников, воинов, прислуги. Однако невероятное впечатление у зрителя вызывает, так называемая, мастерская Апеллеса, в которой собрана огромная коллекция творений художников и скульпторов - своего рода картинная галерея.
Огромное помещение завешено и заставлено невероятным количеством картин и скульптур, каждая из которых реально создана фламандскими, немецкими и итальянскими художниками 16-17 столетия. Полотно Виллема ван Хахта как бы объединило в себе разные эпохи в одно временное пространство.
Картины в картине
Виллем ван Хахт воссоздал на своем полотне более сотни реально существующих художественных произведений, в том числе и знаменитейших шедевров мирового искусства известных мастеров. Любители загадок до сих пор пытаются угадать название и авторов еще нескольких не прошедших идентификацию картин и скульптур.
Среди шедевральных творений можно увидеть, к примеру,"Смерть Клеопатры" Гвидо Рени, "Битву греков с амазонками", "Тарквиния и Лукрецию" Питера Пауля Рубенса, "Менялу с супругой" Квентина Массейса, "Аполлона и Дафну" Франческо Альбани, "Похищение Европы" Яна Брейгеля Старшего, «Всемирный потоп» Рафаэля Санти и множество других гениальных полотен. Эти шедевры известных художников и по сей день являются украшением знаменитейших музеев мира.
И это перечень лишь небольшой части картин изображенных на полотнее. И нужно отдать должное художнику, сотворившему такую грандиозное творение, объединившее в себе целую художественную галерею.