Царское соло в Царском Селе ("Бенефис" с Валерием Леонтьевым)
.
http://vk.com/videos21427543?q=%D0%92%D0%B0%D0%BB%...amp;z=video142470070_161532683
Не сразу и определишь по этому видео, что за «Бенефис», откуда ведется…
В программе – концерт и интервью Валерия Леонтьева под Петербургом, в Пушкине, в кинотеатре «Руслан».
Какой-то даже диковиной отдает сюжет из такого места, города, где артист, по его собственному признанию, оказался тогда впервые.
Благодарю Сашу Моряка за знакомство с этим интересным материалом – записью времен 90-х, ставших уже безвозвратно далекими. Год выпуска, насколько могу судить, 1995-й, - как раз переходный период меж двумя леонтьевскими супершоу, на стыке «Полнолуния» и «Голливуда».
Вроде бы скромное такое видео, но настолько неожиданно зацепившее!... Не странно ли после великолепия всевозможных телесъемок с концертов и интервью тех лет? А вот случается иной раз, что периферийный продукт вдруг оказывается в чем-то оригинальнее столичного.
Так и эта запись: хоть и уступает по качеству изображения современным технологиям, и местами даже рваная, - тем не менее, удивила, и уж точно с другими не смешается, запомнится. Особенно послеконцертной встречей Валеры с репортерами...
Создалось впечатление, что у местных "акул пера" была цель смутить артиста, а то и вывести из себя, если повезет…
Леонтьева, понятно, этими журналистскими приемами не пронять, он птица стреляная. Если кто и оказался в том споре побежденным, то уж точно не он. Но творчески его вряд ли окрылили…
А начали этот теле-«Бенефис» очень даже хорошо! Задолго до действа, почти что "с вешалки", да что там с вешалки - на подходе, еще с улицы…
Многозначительные кадры, интригующие заявления, закулисная пробежка, - и вот тебя погружают в волнующую театральную атмосферу. Концертный зал будто в тусклом мареве от вишневого занавеса и кресел; сдержанно гомонит по рядам и проходам публика; сверху на сцену падает столб света от прожектора… Сразу жутко захотелось оказаться на концерте, на живом, настоящем! Тем более зал видом сверху так напомнил БКЗ…
Программу открывает отточенным вихрем балет «Тодес», да не под что-нибудь, а под классику в эстрадной обработке, под «Шутку» Баха, - странно уместно она здесь предварила выход того, кому оказали честь и конферансом, и дифирамбом:
«…согласился приехать на праздник, посвященный нашим славным сотрудникам управления внутренних дел и выступить в нашем городе. Встречайте суперзвезду Валерия Леонтьева!»
В общем, все по-царски...
Знаменитый артист, яркий, чернявый, появился под своеобразный музыкальный туш - несравненное «Полнолуние». Властным потоком обрушилась в зал музыка страстной печали, а меня с ходу перенесла воспоминанием на наш собственный концерт в 95-м, когда Валера приезжал к нам с такой же программой, и начал ее с этой же песни. Только скрывающий его длинный плащ тогда ничем не напоминал теперешний алый богатый кафтан нараспашку, обнимающий плечи… Вообще-то он не совсем алый, скорее бордовый, в зависимости от света смахивающий то на тяжелый бархат цвета красного вина, то на переливающийся шелк.
Гипнотически действующий номер это «Полнолуние», досмотреть бы до конца, как, купаясь в льющемся свете нежных расцветок, в блуждающих конусах лучей, исступленный «лунатик» зовет разделить свое безнадежное одиночество. Но ничего не поделаешь – обрыв...
«Добрый вечер, уважаемая публика, здравствуйте!..»
Рывок пленки – и новый номер, тоже не цельный. Видео на «Золотую рыбку» оказалось еще и частично из слайдов…
Пленительная сказочная песня о мечтах! Эпатажная «рыбка» резвится на сцене, поблескивая поясом в серебристых чешуйках и поддразнивая заверением: «Я судьба твоя, но только, но только меня отпусти!»
Неповторимая леонтьевская хореография середины 90-х:
ноги - далеко за ширину плеч, и характерная пластика в районе талии – не отвести глаз. Если насильно не оторвут…
В общем, первым двум динамичным номерам с записью повезло не полностью, зато уж лирика «Маленького кафе» не прерывалась ничем, вплоть до его объявления самим исполнителем. Редчайшая, можно сказать, запись!
Легкий напев, ненавязчивый вокализ с придыханием, под ксилофонный перезвон, заранее сообщает песне особую, невыразимую словами ностальгию.
Надежда потерянной любви… Она бывает очень сильной, и звучит в человеке оглушительно громко, но слышно ее лишь ему одному... Певец это выразил потрясающе!
Отпуская песню, Валера провожает ее новым вокализом – на этот раз смелым, звучным, словно бы посещение бывшего места встречи с любимой вдохнуло в героя сил и оптимизма жить и любить дальше…
Ответом такой проникновенности были белые цветы, трепетно кем-то из зрителей поднесенные и бережно артистом принятые. Оценила публика душевную песню! И, как наградой за награду, готовясь к исполнению «Ночи», Валера неторопливо снял верхнюю одежду, ту винную бархатную. Налегке он еще красивее...
Черный ансамбль из борцовки с облегающими брюками смотрится почти комбинезоном и идеально вписывается в «Ночной» синхрон с балетом. Наверное, это один из самых сложных номеров… И один из самых зрелищных. Можно впасть в транс, наблюдая за мистическими резкими танцами под таинственный стрекот музыки и волчий вой, любуясь, как обнаженные руки чертят ломаные траектории летучих мышей…
Фигура артиста в таком наряде уязвима для критики, все равно что в спортзале: ни один изъян не утаить, не замаскировать, - но Леонтьев тут ничем и не рискует.
Не знаю, что можно возразить против достоинств спортивной формы, пребывание в которой Леонтьев почитает своим профессиональным долгом. И от чего зависит на эстраде предел костюмных фантазий… Тут артист с журналистом явно разошлись во мнениях.
Но что бы Валера ни надевал, внешний вид для него не столько самоцель, сколько оружие из артистического арсенала. Видно же, что окучивает публику со всех сторон, завоевывая всеми средствами разом – харизмой, голосом, репертуаром, стилем, яркостью, оригинальностью, - чтоб публика запоминала-любила и ушами, и глазами. Всё как всегда.
…С каждым номером царскосельский «Бенефис» все улучшает и улучшает картинку, приближая Валеру, иногда эффектно замыкая его в очерченный круг. В самые понравившиеся, пожалуй, выберу съемку «Мона Лиза».
Романтика, тайна, вечность и сиюминутность, недосягаемость и близость… Это о песне? Да, но еще больше - о певце.
Еще и жест такой сделал близкий-доверительный, с улыбкой резанув себя рукой по горлу, - устал, мол…
Как сообщили ведущие «Бенефиса», весь концерт они не могут показать «по этическим соображениям». Я не очень поняла, к чему относится этика – к регламенту самой программы, к авторским правам артистов или к заботе о телезрителях… Да это и не столь важно, главное, что авторы за краткий промежуток времени дали возможность судить о репертуаре - от интеллектуальных песен до танцевальных, от «Исповеди» до «Казановы». Не укрыли такую сильную сторону творчества Валерия Леонтьева, как разноплановость, вот за это спасибо.
«Казановой» они и поставили яркую точку. Может, чтоб завершить передачу не на сомнительной ноте несогласия в интервью, а позитивным моментом, примиряющим всех….
Наверное, каким-то совсем уж особым случаем был отснят тот номер сбоку-снизу, странный ракурс из-под сцены, - рядом с шубами первого ряда полураздетый жаркий Валера с цыганистыми кудрями полыхал ослепительной белой звездой. В созвездии «Тодес»…
А насчет критических замечаний – думаю, они и сейчас вряд что меняют. Слушает-то Леонтьев многих, а слушается только себя...