• Авторизация


натюрморт и символ 25-04-2013 20:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Vanitas.

Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании. Термин восходит к библейскому стиху (Еккл.1:2) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!»).
[показать]
Уильям Дайс ( 1806 - 1864) Omnia Vanitas

Атрибуты
Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:
  • Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
    [373x599]
    Ян Госсарта, Череп. дерево. 1517.  Лувр, Париж

    [477x600]
    Bartholomaus Bruyn Старший (1493–1555) Череп в нише,1530/45.
    Эрмитаж, Санкт-Петербург

    [751x600]
    Поль Сезанн: Пирамида из Черепов. 1898-1900.

    [показать]
    Поль Сезанн - Натюрморт с черепом (1895-1900)

  • Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение  обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики
    [показать]
    Джованна Garzoni (1600-1670) Блюдо с жасмином,  сливы орехи

    [показать]
    Джованна Garzoni (1600-1670) Натюрморт с яблоками и ящериц

    [показать]
    Джованна Garzoni (1600-1670) Китайский шар с инжир, вишни и щеглы

  • Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености.Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
    [743x600]
    Абрахам Миньон (1640-1679), Природа как символ Vanitas, 1665-79
    Гессе Национальный музей , Дармштадт, Германия

    [768x599]
    Адриан ван Утрехт: Vanitas - Натюрморт с букетом и Череп (1642)

  • Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.
    [715x599]
    ROESTRAETEN, Питер Gerritsz.  Vanitas Натюрморт - XVII век

  • Морские  раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ  похоти, ещё одного из смертных грехов.
    [800x576]
    Harmen Steenwijck: Vanitas Натюрморт . 1640/50. Лондон, Национальная галерея

  • Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению  homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
    [419x600]
    Симон Ренар де Сен-Андре, ок. 1650 Vanitas
    Музей изобразительных искусств в Лионе, Франция.

  • Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
    [800x577]
    Питер Claeszoon , Vanitas,

    [497x599]
    Бартоломеус Брейн Старший (1493-1555):  1-я пол. XVI в.- Vanitas
    - Креллер-Мюллер музей (Оттерло - Нидерланды)


    [показать]
    Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas -Финская национальная галерея


  • Кубки,  игральные карты или  кости,  шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
    [755x600]
    Anoniem (Frankrijk)Vanitas . около 1650. Лувр , Париж

    [800x480]
    Питер Moninckx:   L’Amour endormi sur un crane. 17-го века.
    Музей изящных искусств Бордо , Франция

    [710x600]
    Себастьян Stoskopff, Vanitas Натюрморт (1630)
    Художественные собрания, Kunstmuseum Базель, Швейцария


    [показать]
    Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas -Флоренция, Уффици.


  • Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
    [642x599]
    Harmen Steenwijck, Vanitas (1640)

  • Карнавальная  маска — является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
    [800x556]
    Антонио де Переда (1608–1678), Сон рыцаря.1655. Академия изящных искусств Сан-Фернандо,Мадрид

  • Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом  тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
    [800x558]
    Трофима Биго, Аллегория Vanitas,1650.Galleria ди Палаццо Барберини в Риме

    [409x599]
    Жорж де Ла Тур, Мария Магдалина, кающегося , (ок. 1640).
    Sammlung Wrightsman, Нью-Йорк

  • Разбитая посуда, обычно стеклянные  бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
    [793x600]
    Себастьян Stoskopff, Vanitas (ок. 1650)Музей de l'Oeuvre Нотр-Дам

  • Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это  фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.

  • Песочные и  механические часы — быстротечность времени.
    [800x592]
    Филипп де Шампень: натюрморт в жанре vanitas — Жизнь, Смерть и Время — три символа
    бренности бытия (представлены тюльпаном, черепом, песочными часами) 2-я пол. XVII в.
    Музей Tesse Ле-Ман

    [738x600]
    Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas - Музей изящных искусств, Saragossa

  • Музыкальные инструменты,  — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
    [656x600]
    Корнелис де Хем ,Vanitas Натюрморт с музыкальными инструментами.1661.
    Государственный музей Амстердама

  • Книги и географические карты ( mappa mundi), писчее перо — символ наук.
    [759x600]
    Anonimo (Francia)Vanitas with Sun Dial.между 1626 и 1656. Лувр,Париж

    [778x600]
     Питера ван Steenwyck - Vanitas

    [показать]
    Питер Клас. (1597/1598-1660) Натюрморт с черепом

  • Глобус, как земли, так и звездного неба.
    [показать]
    Антонио де Переда (1608–1678),  Аллегория тщеславия. 1634.
    Художественно-исторический музей, Gemaldegalerie,Вена


  • Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
    [695x600]
    Ян Miense Molenaer(1610-1668), Автопортрет.Художник в своей мастерской. 1650. Музей Bredius

  • Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
  • Красные сургучные печати.
  • Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
  • Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
    [показать]
    Николя Ренье (1590-1667)Аллегория бренности,1626

    [показать]
    Aelbert Джансс ван дер Щур. Vanitas - 1660

    [704x600]
    Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в. - Vanitas

    [690x599]
    Питер Клас. (1597/1598-1660) - Vanitas (1628)

  • Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
    [508x600]
    Юриан ван Стрек, ок. 1670. Vanitas
     Музей изобразительных искусств А. С. Пушкина, Москва

    [800x571]
    Korie Everuto (Эверт Collier), Vanitas).1669

  • Короны и  папские тиары, скипетры и державы, венки из листье — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
    [770x600]
    Эверт Кольер (1630/50 -1708). Vanitas Натюрморт  1705

    [761x600]
    Питер Боэль, Натюрморт с гробом и символы власти и богатства (1663)

  • Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
    [800x581]
     Питер Клас. Vanitas натюрморт .1630.
    Королевская картинная галерея Маурицхейс ,  музей в Гааге

  • Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.

  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением, например:
    Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей); Nil omne (всё — это ничего)


  • Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда  скелет — персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.

    [800x481]
    Антонио де Переда (1608-1678)Джентльмен и смерть.Больница де ла Каридад, Севилья.

    [показать]
    Джон Souch ( 1593 - 1645 ) Сэр Томас Aston, 1-й баронет (1600-1646)
    у смертного ложа его жены, 1635

    [показать]
    Галс "Франс: Молодой человек с черепом (Vanitas).1626-1628.
    Национальная галерея Лондон

    [467x600]
    Антуан Steenwinkel. Vanitas Автопортрет художника.
    Королевский музей изящных искусств, Антверпен

    [511x600]
    Эверт Кольер (1630/50 -1708). Автопортрет с Vanitas
    Натюрморт, 1684, Гонолулу Академии художеств

    [710x599]
    Эдвард Кольер (1673-1706), Автопортрет

    [800x577]
    Дэвид Байи (1584 - 1657) Автопортрет с Vanitas Символы, 1651

    [493x600]
    Варфоломея Гопфер(1628-1698), Меланхолия (после 1643)
    Музей изобразительных искусств в Страсбурге

    [590x600]
    Хуан Вальдес Леаль, In ictu oculi.1672

    [592x600]
    Хуан Вальдес Леаль (1622 - 1690), Finis Mundi Gloriae

    [800x580]
    Караваджо (1571-1610) Св. Иероним , 1605-1606, Галерея Боргезе , Рим .

    [426x600]
    Караваджо (1571-1610) Святой Франциск в медитации. 1606.
    Пинакотека дель Museo Civico

    [444x599]
    Караваджо (1571-1610) Сент-Фрэнсис в молитве.1610.
    Церковь Санта-Мария-делла-Concezione де Cappuccini,Рим

    Современная
    [800x489]
    Jeylina Ever. Vanitas символизирующий детскую болезнь, культуру, время прохождения
    и смерть.  2009 год.
    Развитие жанра
    Натюрморты vanitas в начальной форме представляли из себя фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса. Эти vanitas, а также цветы, которые также рисовали на оборотах — самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт — именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна).
    [показать]
    Якоб де Гейн, 1603.
    Над аркой изображены рельеф Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит

    Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas — обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года. Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали» его в стороне. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.

    [800x573]
    Бальтазар ван дер Аст (ок. 1593 - после 1656)"Корзина с фруктами",1632.
    Государственный музей, Берлин

    Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене, нидерландском городе, который Бергстром в своем исследовании на тему нидерландского натюрморта объявил «центром создания vanitas в 17-м веке».
    Лейден являлся важным центром кальвинизма, течения, которое осуждало моральную развращенность человечества и стремилось к твердому моральному кодексу. Бергстром считал что для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Так же на сложение жанра вероятно повлияли гуманистские воззрение и наследие жанра memento mori.
     
    вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


    Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

    Дневник натюрморт и символ | Jemalukas - Дневник Jemalukas | Лента друзей Jemalukas / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»