• Авторизация


Без заголовка 07-06-2014 16:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Волшебная_Любовь Оригинальное сообщение

Воспитание детей по-английски

[400x300]Мне на самом деле нравится многое в английских детях. И их самостоятельность, и их спокойствие, и их послушание, и их отношение к младшим. Сегодня я изложу вам, какой именно ценой это достигается.

Думаю, не всем понравится отстранение с младенчества и четкое разделение мира детей и мира взрослых, но то, что воспитание детей в Великобритании во многом отличается от нашего - факт. Поэтому ознакомиться полезно.

Для многих из нас в самом понятии «англичанин» уже заложена частичка аристократизма. Сдержанность эмоций, утонченный вкус, некоторая рафинированность в жизненном распорядке…

Конечно, подобный образ сформировался у большинства по книгам и фильмам, но основу под собой он имеет вполне реальную. Каковы же основные принципы воспитания маленьких жителей Соединенного Королевства?

Воспитание в семье


На детских площадках английских городов почти не видно молодых мам. Может показаться, что все малыши гуляют с бабушками. Но это не так - просто детей здесь рожают довольно поздно, часто после тридцати лет или даже к 40. Сначала семья должна встать на ноги, купить дом. А, создав материальную базу, можно задуматься и о прибавлении в семействе. Причем, в современной английской семье, как правило, бывает не меньше троих детей. Пользоваться помощью пожилых родителей здесь не принято, бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно от молодой семьи. Они могут с удовольствием взять внуков на выходные, но становиться бесплатными няньками - не в правилах англичан.

Поэтому дома с малышами сидят в основном мамы. Исключение составляют лишь те случаи, когда профессиональная деятельность женщины является основным (и немалым!) доходом семьи. Однако английские мамы, даже если они не работают, гораздо чаще, чем русские, приглашают себе помощниц, чтобы воспитывать и обучать малыша.

В зависимости от материальных возможностей и собственных целей, мама может воспользоваться услугами няни, бебиситтер (babysitter) или молодых людей, приезжающих в страну на работу по программе Au-pair. Услуги няни (с проживанием) стоят дорого, и чем няня образованнее, тем дороже, поэтому не все могут себе позволить подобное удовольствие.

В обязанности английской няни входит не только уход за малолетним чадом. Она сама должна разработать программу развития для малыша и заниматься по ней с ребенком. А кроме того, - водить малыша на прогулки, в кружки и секции, если он туда записан, короче говоря, - не спускать с него глаз. Время на личные дела у няни ограничивается только промежутком, когда ее подопечный сладко посапывает в своей кроватке.

Babysitter, в отличие от няни, не живет в семье, где работает. Ее задача -просто присмотреть за ребенком в течение определенного времени, вовремя покормить его и уложить спать. Занятия с малышом в обязанности вabysitter не входят, хотя некоторые из них по собственной инициативе могут почитать ребенку, поиграть с ним или порисовать, дожидаясь возвращения родителей.

Молодые люди и девушки, приезжающие в страну по программе Au-pair, как правило, не имеют педагогического образования. Цель их приезда - посмотреть Англию, потренироваться в английском языке и немного подработать. Они должны выполнять все, что просят сделать родители малыша, и обычно становятся ребенку кем-то вроде старшей сестры или брата.

Для маленьких жителей Англии существуют различные кружки и секции - плавание, гимнастика, музыка, иностранные языки - и английские мамы охотно записывают туда своих детей. Весьма распространенная альтернатива индивидуальным няням и воспитателям - игровые группы, которые организуются в частных домах. Несколько мам объединяются и по очереди сидят с детьми или несколько мам платят одной.

Иногда такие группы создаются при некоторых организациях. Часто еще во время беременности женщины с одинаковым сроком формируются в группы для занятий по подготовке к родам, а затем, уже с малышами, встречаются раз в неделю, чтобы обсудить свои новости и проблемы за чашкой чая.

В это время дети заняты игрушками, а когда подрастут, играют друг с другом. С малышами (от нескольких месяцев!) проводятся занятия пением, зарядкой, плаванием. Английские мамы в массе своей очень терпеливы. Они могут много раз подряд с улыбкой повторить своему ребенку: «Это нельзя делать, потому что…», и непослушание малыша не вызовет у них раздражения.

Кроме того, родители с самого раннего возраста (буквально спустя несколько дней от роду) берут младенцев с собой в магазины, кафе и т.п. Так что, дети в этой стране очень рано начинают приспосабливаться к окружающему их обществу.

Отмечу, что и сама страна приспособлена для детей: в каждом магазине есть комната для пеленания и кормления, в каждом ресторане и кафе - детские стульчики, везде есть удобные съезды с тротуаров и лестниц, поэтому не приходится таскать коляску за собой в руках. Продавцы, официанты и прочий персонал всегда доброжелательны к детям. Поэтому малыши не запуганы, и легко идут на контакт со взрослыми.

К тому же, по статистике, Англия - самая безопасная для детей страна в Европе. Здесь самый низкий процент несчастных случаев, происходящих с детьми. Английские малыши ездят на велосипедах в специальных шлемах, детские площадки посыпаны мягкими опилками или имеют резиновое покрытие, а в автомобилях британцы перевозят своих детей только в специальных креслах и пристегнутыми.
[600x188]

Дошкольное воспитание - малыш на первом месте!


Первая ступень - садики
Все у англичан называется школой, даже ясли. Первое дошкольное учреждение, куда можно устроить ребенка в Англии, по функциям является детским садиком, но называется школой - Nursery School («ясельная школа»). Они могут быть государственными, частными или же состоять при какой-либо школе. Там детей учат петь песенки, читать стишки, танцевать, а с самыми маленькими занимаются упражнениями на развитие мелкой моторики, устраивают игры, которые позволяют развивать абстрактное мышление, учат помогать друг другу и быть вежливыми.

Детишек постарше (от трех лет) понемногу учат читать, писать, а иногда проводят уроки иностранного языка. Частные Nursery School бывают разные - с ясельными группами, куда принимают детей приблизительно с трех месяцев, и обычные, в которые ребенка берут с двух лет. Что касается первых - их услуги очень дороги. Здесь на одного воспитателя приходится всего трое детей, а питание и занятия - индивидуальные.

Существует в Англии и еще один вариант игровых групп для дошкольников - pres school. Это зарегистрированная организация, которой руководит правительство, выбранное из родителей. Попасть в это правительство очень престижно, особенно для пап. Дети в pres school находятся 2,5 часа в день. Они играют, развивают необходимые навыки, общаются друг с другом, поют песни или читают книги. А заодно - учат цвета, цифры и буквы.

В разных концах комнаты стоят столы, на которых разложены самые разные игрушки и пособия - от кубиков и машин до пластилина, конструкторов и головоломок. И каждый малыш имеет возможность заниматься тем, что ему в данный момент интересно. Здесь на 8 детей - 1 воспитатель (обязательно специалист с соответствующей квалификацией).

Участие государства

Когда ребенку исполняется 3 или 4 года (это зависит от того, в каком графстве малыш проживает), родители получают на него специальные ваучеры. Ими государство оплачивает родителям пребывание их ребенка в детском саду в течение пяти смен в неделю, по два-три часа каждая. Каждая семья имеет право распорядиться ими как захочет: использовать в качестве доплаты за полный день в частном саду или, ничего не доплачивая, водить малыша в детсад на 2,5-3 часа каждый день, кроме выходных.

Все внимание - маленькой личности

Система воспитания в таком дошкольном учреждении строится исключительно исходя из интересов малыша. На первом месте всегда стоит его душевный комфорт, именно поэтому с детьми обсуждаются все вопросы, а похвалу здесь щедро раздают по любому поводу, даже за самый маленький успех. И надо сказать, что такое отношение значительно повышает самооценку и способствуют здоровой самоуверенности. Ребенок с ранних лет чувствует свое «Я», видит его в правильном ракурсе и понимает значимость социума.

Считается, что такое отношение впоследствии поможет ему приспосабливаться к жизни в любом обществе и в любой среде, справляться даже с очень трудными жизненными ситуациями и выходить из них победителем, как подобает истинному англичанину..
[700x]

Распорядок дня


Основное отличие Nursery School от привычного нам детского сада в том, что день подразделяется на две сессии: утреннюю (приблизительно с девяти утра до двенадцати часов дня) и дневную (приблизительно с часу до четырех вечера). Между сессиями предусмотрен перерыв на ланч. Ребенка можно записать на необходимое количество дней в месяц.

Родители могут приводить сюда ребенка и на полный день, и только на одну сессию - утром или вечером. Оплата, разумеется, будет различной - платят за количество смен и отдельно за перерыв. Учебный год в ясельной школе подразделяется на четыре четверти, по количеству времен года. Недельные каникулы предусмотрены не только между четвертями, но и в самой середине каждой четверти. Между летней и осенней четвертями детям дают возможность отдохнуть 1,5 месяца.

Как проходят занятия?

Обычный день в ясельной школе проходит довольно творчески. Дети рассаживаются в комнате на мягких ковриках, и воспитатель проводит перекличку. Потом у доски один из старших ребят под диктовку остальных детей расставляет таблички с указанием текущего дня недели, числа месяца, погоды. Затем группу делят на две подгруппы по возрасту и начинаются непосредственно учебные занятия. Старшие дети учат алфавит, решают несложные задачки, учатся писать буквы.

У самых маленьких тем временем проходят развивающие занятия, им показывают различные предметы, объясняют, что для чего используется, и что как называется. Такие «уроки» длятся недолго, всего 10-15 минут. После этого дети могут спокойно поиграть, тем более что в игрушках недостатка нет: здесь есть всевозможные машинки, конструкторы, куклы, детские домики, маленькие качели, карандаши и краски для рисования, пластилин и даже макароны - картинки из них очень популярны среди английских малышей.

Обязательное правило: после игры все убрать на место, привести в порядок комнату, убрать мусор. Это делают все вместе - и дети, и воспитатели. После ланча дети приступают к развитию творческих навыков - поют песенки, сочиняют сценки, собирают мозаику, рисуют, лепят из глины. И наконец, наступает время прогулок. Гуляют малыши на специальной площадке, огороженной со всех сторон.

Играют так же, как и их русские сверстники - катаются с горки, копаются в песочнице. Это большой, закрывающийся на замок ящик с песком, внутри которого лежат лопатки, совочки, ведра и другие соответствующие игрушки. После прогулки малыши успевают еще порезвиться в игровой комнате или почитать какую-нибудь книжку, и первая смена заканчивается. Воспитательница снова проводит перекличку и выводит к родителям тех детей, которые не остаются на вторую смену. Остальные рассаживаются за столы и кушают. А потом их снова ждут игры и занятия.
[x280] [x280]

Школа


Детство у английского ребенка очень короткое: в 4-летнем возрасте у него уже начинается школьная пора. В школу ребенок должен быть записан с четверти, которая следует за его днем рождения. Откладывать поступление в учебное заведение не стоит, это чревато осложнениями в будущем.

Дело в том, что на протяжении всех лет обучения ребенка школа обязана сдавать отчеты, и данные в них тесно связаны с возрастом учеников. В этих документах указывается количество детей, достигших к отчетному периоду определенного возраста, и данные о том, сколько процентов учащихся сдали необходимые экзамены, и сколько не справилось с этой задачей. Поэтому если ребенок пошел в школу позже положенного возраста, то может возникнуть большая путаница.

Система образования

Школьное образование в Англии включает в себя два модуля: начальное - для детей в возрасте от 4 до 11 лет (до 7 лет - в школе для малышей (Nursery School), а с 7 до 11 лет - в младшей школе) и среднее - для детей от 11 до 16 лет. Если родители хотят обучать своего ребенка дома, им необходимо получить разрешение местного совета по образованию, который должен убедиться, что условия обучения будут соответствовать принятым нормам, включая обязательное религиозное воспитание.

Кроме того, в Великобритании существует система бесплатного образования, которое может получить любой ребенок, независимо от национальности, расовой принадлежности и социального статуса его родителей. А наряду с бесплатными муниципальными школами существуют и частные, платные учебные заведения.

Процесс обучения

[300x] В 4 года, поступая в начальную школу, маленькие ученики начинают основательно заниматься счетом, чтением и письмом, при этом домашние задания дают раз в неделю. Обязательно проводятся занятия по физкультуре, во многих школах раз в неделю дети посещают бассейн. В обучении основной упор делается на умение самостоятельно получать знания и применять их на практике. Дети много занимаются в библиотеках и лабораториях, должны сами помнить о своих домашних заданиях.

Проверка знаний обычно проходит в письменной форме - в виде эссе и проектов. При этом учитель обычно лишь очерчивает какую-то проблему, а ученик сам формулирует тему и подбирает материал. Занятия в младшей школе проходят в очень мягкой, игровой форме, без всяких попыток «подогнать» всех под один общий уровень. Каждый ребенок развивается индивидуально, в соответствии с уровнем своих возможностей.

Участие родителей

Естественно, англичане, как и родители всех стран мира, интересуются успехами и проблемами своих детей и общаются на эту тему с преподавателями. Однако родительских собраний в нашем понимании этого мероприятия здесь нет. Просто родителям каждого ребенка отводится 5-10 минут для индивидуального общения с учителем.

Есть в английских школах и родительские комитеты. В числе их обязанностей есть и такая, как добывание денег на школьные нужды. Но они не выпрашивают их у родителей, а стремятся заработать. Например, организуют в учебном заведении показ кинофильма, с продажей поп-корна и сладостей в буфете. Часть полученных денег платят тем, кто обеспечил сеанс, за услуги, а остальные средства идут в фонд школы. Для тех же целей устраивают дискотеки и даже «барбекю» для детей, родителей и всех местных жителей.

Для дополнительной прибыли могут открыть и буфет с пивом и вином (естественно, для взрослых), но подобный вид получения дохода требует специальной лицензии. Кроме того, школы имеют свое правительство, выбранное из родителей нынешних и даже бывших учеников. Большое внимание в учебных заведениях уделяется благотворительности. С малых лет детей учат помогать тем, кто нуждается в этом.

Для сбора средств на благотворительные цели в учебном заведении организуют, например, «день без школьной формы», когда каждый ребенок имеет право прийти, в чем захочет, и приносит с собой небольшой взнос - 1 фунт стерлингов (порядка 55 руб). Собранные деньги школа передает, например, на детский хоспис (это специальное учреждение для неизлечимо больных людей, где осуществляют профессиональный уход за пациентами и предоставляют медицинскую помощь) или в фонд бездомных.

Но в целом отношение к деньгам у англичан очень трезвое и практичное. Подростки с 16 лет используют любую возможность, чтобы самим заработать деньги. Сорить деньгами в Англии не принято.

Если требуется наказание


В садиках провинившихся детей от двух с половиной лет наказывают либо отчитывая на словах, либо просят спокойно посидеть в углу. Самых маленьких не наказывают совсем, просто пытаются отвлечь от шалости и перевести внимание ребенка на что-то другое. Если не получается, то проблему решают совместно с родителями малыша.

Примечательно, что детям не разрешается драться друг с другом, все проблемы предписывается решать другими способами. В английском законодательстве оговорены все тонкости, связанные с телесными наказаниями детей. На протяжении всей истории такие наказания были разрешены законом.

По части телесных наказаний в школах Англия - чрезвычайно жестокая страна. Польша отменила их еще два столетия назад. Законы, запрещающие бить детей, были приняты в Голландии в 1850-м, во Франции в 1888-м, в Финляндии в 1890-м, в Норвегии в 1935-м, в Швеции в 1958-м, в Дании в 1968 году. В Британии же телесные наказания школьников до сих пор не отменены.

Около 35-40 лет назад в школах существовало наказание ученика линейкой по руке, но - только по постановлению общего совета, за особые нарушения. В семье же до сих пор официально разрешается слегка шлепнуть расшалившегося ребенка.

Однако запрещены наказания ремнем и тростью, и наказание не должно причинять вред здоровью малыша. Если же на коже появились кровоподтеки или просто покраснение, родителей могут привлечь к уголовной ответственности. И еще одна отличительная черта английского воспитания, которая, пожалуй, относится больше к взрослым, нежели к детям: в Англии не поощряется, чтобы взрослый делал замечания чужому ребенку. Если ребенок шалит или делает что-то нехорошее, то по английским правилам нужно сказать об этом родителям шалуна, а не одергивать его.

Главная цель английского воспитания - развить силу характера ребенка, привычку в любых условиях владеть собой, не сдаваться трудностям и находить выход из любых, даже самых непростых ситуаций, и, конечно же, сохранить при этом манеры истинного джентльмена или истинной леди, как веками было принято в английском обществе.

Баловство - портит ребёнка

В глубине души англичане убеждены, что родителям лучше быть чересчур строгими, чем чересчур мягкими, что «пожалеть розгу - значит испортить ребенка» (распространенная пословица). В Британии принято считать, что даже если порка травмирует психику ребенка, она в конечном счете идет на пользу и что гораздо больше достойны порицания родители избалованных детей.

Итак, баловать детей - значит, на взгляд англичан, портить их. И самыми разительными примерами таких испорченных детей служат, разумеется, дети иностранцев.

Достаточно издали бросить взгляд на семью, гуляющую воскресным днем в Гайд-парке. Если ребенок восседает на плечах у отца или цепляется за подол матери, если он хнычет, чего-то просит, словом, требует внимания к себе, или же если, наоборот, родители поминутно обращаются к детям, то понукая, то одергивая их, - я на сто процентов убеждена, что это семья не английская.

Англичане считают, что проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру, что лишний раз поцеловать ребенка - значит испортить его. В их традициях относиться к детям сдержанно, даже прохладно. Такой подход к воспитанию заставляет родителей обуздывать свои чувства, а детей - волей неволей свыкаться с этим. Даже коляску с младенцем принято ставить так, чтобы плач его не был слышен матери и не рождал у нее соблазна подойти к ребенку и успокоить его.

Колясочное детство

Дети в колясках - это вообще выше моего понимания. Английские дети живут в колясках первые 4 года жизни. А потом идут в школу.

Поскольку детей обычно больше одного, то очень частое явление - многоэтажные коляски. Причем не всегда младенец снизу, а более старший сверху. Иногда наоборот. И сидит такой себе двух-трехлетка на нижнем уровне, смотрит по сторонам или в спину верхнего уровня, сосет палец, ест сухарики или чипсы и не пищит.
[500x]
Очень частое явление - спящий в коляске ребенок. В метро, например, или в музее. Вы можете представить ребенка 3-4 лет, спящего в коляске в шумном музее? В Англии - это нормальная практика.
А если ребенку старше года и младше трех захочется размять ноги, его сажают на поводок. Чтобы не потерялся. В музеях, опять же, это очень частое явления.
[361x500] [400x400]
[x350] [x350]
Слинги, переноски, эрго встречаются очень редко и нет никакой уверенности, что мама, несущая ребенка в эрго, - англичанка. Папы редко, но носят детей на плечах.

Если наши матери подчас одергивают детей без нужды, то англичанки избегают вмешиваться в их поведение, даже когда это, казалось бы, необходимо.

На детских площадках мамы обычно сидят на лавочках и общаются между собой или по телефону, читают книгу или журнал, а дети начиная лет с двух-трех самостоятельно развлекают себя на площадках. Площадки при этом часто достаточно большие и ребенок находится на приличном удалении от мамы. Детям не делают замечаний, не ходят за ними, не помогают им - подсадить, покатать, помочь... Если встречается такая мама, то с очень большой, почти 100% вероятностью она - иностранка.

Крики и наказания, одергивания и воспитание на площадках или в общественном месте - очень редкое явление.

Однако, подобное отношение к детям отнюдь не означает, что они растут в атмосфере вседозволенности. Напротив, дисциплинирующее воздействие родителей оказывается на них уже с очень раннего возраста. Но оно четко нацелено против определенных задатков и склонностей, которые считается необходимым беспощадно подавлять.

Если ребенок вздумает мучать кошку или собаку, если он обидит младшего или нанесет ущерб чужому имуществу, его ждет суровое, даже жестокое наказание. Однако внутри ясно обозначенных границ запретного дети свободны от мелочной опеки и стороннего вмешательства, что приучает их не только к самостоятельности, но и к ответственности за свои поступки.
[700x]
Едва научившись ходить, английский ребенок уже слышит излюбленную в этой стране фразу: «Возьми себя в руки!» Его с малолетства отучают льнуть к родителям за утешением в минуты боли или обиды. Детям внушают, что слезы - это нечто недостойное, почти позорное. Малыш, который плачет потому, что ушибся, вызывает откровенные насмешки сверстников и молчаливое неодобрение родителей. Если ребенок свалится с велосипеда, никто не бросится к нему, не проявит тревоги по поводу кровавой ссадины на колене. Считается, что он должен сам подняться на ноги, привести себя в порядок и, главное, ехать дальше.

Английские дети с малолетства приучены ездить в метро. Часто достаточно душном, часто достаточно шумном. Молча, не плача. Один раз видела плачущего в метро ребенка старше лет трех, сидящего в коляске. Пока он плакал, мама продолжала читать книгу. Через пару минут ребенок начал захлебываться. Мама ему что-то коротко сказала, даже не сильно наклонившись и совершенно не ласково. Ребенок еще чуть поплакал и успокоился.

Поощряемый к самостоятельности, английский ребенок мало помалу свыкается с тем, что, испытывая голод, усталость, боль, обиду, он не должен жаловаться, беспокоить отца или мать по пустякам. Ему надо действительно серьезно заболеть, чтобы решиться сказать об этом родителям.

Английские дети и не ждут, что кто то будет кудахтать над ними, потакать их капризам, окружать их неумеренной нежностью и лаской. Они понимают, что живут в царстве взрослых, где им положено знать свое место, и что место это отнюдь не на коленях у папы или мамы.

Если ребенок не в коляске, то считается, что он уже достаточно взрослый, чтобы ему не уступали место в метро. Соответственно, когда я еду в метро с двумя детьми, места им уступают очень и очень редко. Если уступают, обычно садится кто-то один. Иногда, сажусь я и беру кого-то из них на колени. Это всегда вызывает косые взгляды. Особенно, если на коленях сидит шестилетний Максим.

Набалованные дети, которые постоянно требуют внимания к себе, то и дело чего-то просят или на что то жалуются, - большая редкость в английских семьях. Ребенок здесь, повторяю, с малолетства сознает, что окружающий его мир - это царство взрослых. Он привык быть предоставлен самому себе и как можно реже напоминать родителям о своем существовании. Пока дети растут дома, их не должно быть слышно. А со школьного возраста их в идеале не должно быть и видно. Это характерная черта английского уклада жизни.
[800x]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | ОченьЛюбопытная - Дневник ОченьЛюбопытная | Лента друзей ОченьЛюбопытная / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»