Алиса Лучинская, источник:
Многих новичков пугает словосочетание «художественный декупаж». Обычно после слов «здесь не хватает подрисовки и теней» у новичков, а то и у зрелых декупажниц начинают предательски трястись руки и дергаться глаз, а в голове возникают фразы «У меня нет художественного образования» и «Я не умею подбирать цвета». Данная статья, надеюсь, хоть немного облегчит вам жизнь и поможет понять, что художественный декупаж — не такая уж сложная штука, как рисует наше воображение. Надо лишь разложить его на простые составляющие.
Сразу скажу: у меня нет никакого художественного образования, кроме ИЗО в общеобразовательной школе, так что профессионалов прошу не кидаться тапками)))
Итак, у нас есть мотив, картинка на белом фоне, которая нуждается в художественном окружении. При помощи чего можно придать мотиву объем и «вписать» его в фон?
1. Тени.
2. Растушевка
3. Подрисовка и дорисовка
Пройдемся по всем пунктам.
Тени
Это один из самых простых способов добавить предмету объема и породнить его с поверхностью заготовки. Прост он потому, что только в этом случае нам не придется сильно заморачиваться с подбором красок, подходящих к мотиву: тень декупажницы чаще всего делают с использованием оттенков серого, коричневого, черного цветов с добавлением замедлителя высыхания акрила.
Самое сложное в этом процессе — определить, как именно падает тень, исходя из самого мотива. Для этого нужно внимательно рассмотреть картинку и постараться увидеть, где на ней располагаются тени по задумке художника, чтобы не получилось так, что нарисованная тень противоречит светотени мотива.
Например, на картинке с медведицей, тень, падающая вниз — не должна уходить вправо (см на тень от платья на лапах, тень от воротничка). Скорее даже наоборот, должна падать вниз и чуть влево.
Тени также позволяют добавить объема геометрическим элементам. Мне очень нравится, как благодаря одному-двум мазкам кистью появляется объем на этом рисунке в стиле пэчворк:
Кстати, обратите внимание на кисточку на этой фотографии, такой скошенной кистью работать удобнее всего.
Рекомендую посмотреть польские мастер-классы, где используются тени:
Растушевка
Растушевка — это продолжение цветов вокруг мотива с постепенным уходом к одному, фоновому цвету. Самое главное, на мой взгляд, чтобы растушевка уходила на разное расстояние от мотива, а не шла «ровной полосой в три сантиметра» вдоль картинки, как это часто бывает у новичков. Пусть где-то будет 3 сантиметра, а где-то и 5, и 10. Тогда это смотрится более художественно.
Растушевку можно делать при помощи пастели или при помощи акрила с замедлителем.
На мой взгляд проще всего работать именно с пастелью:
Пастель крошится в пыль при помощи ножика и затем втирается вокруг мотива пальчиком или ватной палочкой (кому чем удобнее).
Сложностей в работе с пастелью, если речь идет о сухой художественной пастели, три:
- пастель смазывается от воды или влажных пальцев;
- пастель не втирается в глянцевую поверхность;
- нужен фиксирующий состав: фиксатив для пастели или аэрозольный лак. Кстати, некоторые аэрозольные лаки делают пастель сильно ярче.
В остальном же работать с пастелью просто и приятно, и довольно быстро, кстати. Можно приобрести большой набор из 30 цветов и его хватит вам на много-много лет.
Рекомендую посмотреть мастер-класс Ольги Разумовой: Художественный декупаж на досочке (пастель)
Растушевку также можно делать акриловыми красками. Для этого крайне желательно использовать медиумы, которые делают краску чуть более прозрачной и медленно сохнущей. Например, такие:
Также перед нами стоит выбор, чем именно делать растушевку, кисточками или губками? Раньше очень многие пользовались для растушевки именно губками, порезанными на маленькие кусочки:
Каждый цвет наносился последовательно отдельной губочкой, перед нанесением следующего цвета работу следовало хорошенько просушить. Честно говоря, новичкам работать губками сложновато: краска наносится то точками, то небольшими «ляпами».
Ладно, я утрирую и нарочно вас пугаю))) На следующих работах мои ученицы делали растушевку впервые, и работали как раз-таки губками:
Для того, чтобы растушевка начала получаться очень ровной и плавной, требуется добиваться равномерного распределения краски по губке, ну и конечно, потренироваться сначала. Хотя, например, итальянцы не сильно парятся на этот счет, работают губкой и получают «художественный беспорядок». Вот какие иллюстрации размещены в книге «Декупаж для всех»(итальянское издание):
Рекомендую посмотреть мастер-класс Ольги Разумовой: Художественный декупаж на тарелке (акрил и замедлитель),
а также мк Анны Гамзиной «Тени красками»
Ну и для любителей сложных работ(художественный обратный декупаж):
Декоративная тарелочка «Цветы и кружево» Татьяны Гордеевой
Тарелочка «Анютины глазки» Григорьевой Анны
Работа кисточками, на мой взгляд может давать более плавный эффект. Тем более, что кисточкой удобно смешивать краски прямо на палитре, а то и на работе, макая кисть то в одну краску, то в другую. Выбор кисточки зависит от ваших предпочтений, мне нравится работать кистями с натуральным ворсом. Самая любимая кисточка для этого — вторая слева. Признаюсь, она вообще не художественная, а косметическая :)
Работа кисточками производится тычковыми движениями, а когда надо растирающими.
Рекомендую посмотреть мастер-классы на тему растушевки красками:
- в моей книге «Декупаж для начинающих»
- мк Галины Шаталиной про сложный фон на досочках
Серия сообщений "Уроки от Алисы":
Часть 1 - Кракелюрный ликбез (видео)
Часть 2 - Шебби-шик (видео от Алисы Лучинской)
...
Часть 12 - Декупаж шкатулки МК
Часть 13 - Способы состаривания декупажных работ без кракелюра. 2 видео от Алисы Лучинской
Часть 14 - Путеводитель по художественному декупажу: подрисовка, растушевка, тени+видео+несколько МК
Часть 15 - 4 способа имитации змеиной кожи
Часть 16 - Как делать набрызг на небольших рукодельных работах
Часть 17 - Способы состаривания декупажных работ без кракелюра. Уроки для начинающих
Часть 18 - Как сделать циферблат часов с помощью трафарета
Часть 19 - ресурс, который позволяет за несколько минут создать интересное, динамичное видео, где ваши фотографии появляются под музыку с различными 3D эффектами