• Авторизация


Новые эскизы витражей для окон парижского Нотр-Дама 14-12-2025 20:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


На одном дыхании» — так называется открывшаяся в Гран-Пале выставка молодой француженки Клер Табуре. Это ее проекты шести новых витражей для южного фасада Нотр-Дама. О них много спорили, критикуя и саму идею, и выбор автора. Теперь всем дана возможность своими глазами увидеть, что добавит памятнику готики современное искусство.

Шесть эскизов в полный рост, семь на четыре метра, выставлены вдоль стены так, чтобы можно было представить, как будут выглядеть выполненные по ним витражи шести капелл южного нефа. Они «иллюстрируют шесть ключевых моментов Пятидесятницы, которая отмечается, через пятьдесят дней после Пасхи, дар Святого Духа и рождение Церкви», объясняет художница.

Клер Табуре была выбрана в декабре прошлого года из семи мастеров, участвовавших в конкурсе. Решение это принял специально назначенный комитет под руководством Филиппа Жоста, президента государственного учреждения Rebatir Notre-Dame — «Восстановить Нотр-Дам», и почетного директора Центра Помпиду Бернара Блистена. Тогда им пришлось сделать сложный — не только художественный, но и политический — выбор.
ST-6084_enl (700x517, 124Kb)
Новые витражи в Нотр-Даме — любимая идея президента Франции. Эмманюэль Макрон считает, что наша эпоха достойна оставить свой след в памятнике, над которым работали французские мастера многих поколений и который в последний раз был радикально перестроен в XIX веке Эженом Виолле-ле-Дюком.
удожница подчеркивает, что речь идет о единстве разорванного на части мира: «Я была увлечена красотой, поэзией этого сюжета, выбранного архиепископом Парижа. Эта идея гармонии, людей, которые способны объединиться, понять друг друга, несмотря на различия».

Шесть витражей Виолле-ле-Дюка, уцелевших во время пожара 15 апреля 2019 года, скромных, почти монохромных, геометричных, должны уступить место ярким фигуративным произведениям. В этом священники, чиновники и кураторы сошлись единогласно. Но публика и специалисты-реставраторы были решительно против. В июле 2024 года Национальная комиссия по наследию и архитектуре отклонила проект. Она посчитала, что художественное творчество не должно приносить в жертву существующие элементы наследия, имеющие общественную ценность. Петиция против новых витражей собрала почти 300 тыс. подписей. Защитники витражей XIX века подали иск в административный суд Парижа с требованием аннулировать или расторгнуть государственный контракт. Иск был отклонен судом в ноябре, препятствий для выставки больше не было.

скизы представлены на суд посетителей Гран-Пале до 15 марта с явной целью собрать как можно больше отзывов. Не для того, чтобы художница начала что-то исправлять по советам активистов, а чтобы сама идея получила фактическое общественное одобрение, чтобы можно было сослаться на «глас народа», прислушивающегося на выставке к «дыханию» современного искусства. Об этом свидетельствует и буклет выставки с подробнейшими объяснениями автора: кто изображен, почему выбран тот или иной цвет, сюжет, фигуры. Клер Табуре обращается к новому для современного художника зрителю, которому важно объяснить не столько живописную, сколько религиозную основу композиции.

На выставке совершенно очевидно, что художница вынуждена работать с техникой, малознакомой ей прежде. Ей уже приходилось создавать большие вещи, настенные росписи, но впервые она оказалась в ситуации, когда ее живопись должны перевести на язык витража мастера фабрики Simon-Marq из Реймса, основанной еще в 1640 году. Именно там в прошлом веке делали витражи для Марка Шагала. В одной из витрин разложены рабочие материалы, инструменты витражистов и первые примеры того, как живописная лихость Табуре дробится на точно отмеренные простые цвета и вновь собирается в стекле.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Новые эскизы витражей для окон парижского Нотр-Дама | кол-лексус - Дневник Parabell | Лента друзей кол-лексус / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»