• Авторизация


Чистая Крещенская 17-01-2013 02:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения красавицаумница Оригинальное сообщение

Святая вода: в чем ее сила?Освящение мироздания.Всем ли полезно купание в проруби

В Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения в Церкви совершается Великое освящение воды. Кроме того, молебны с водосвятием служатся в течение всего года. Как обращаться со святой водой? Где граница между благоговением перед святыней и простым магизмом?

[500x333]

Почему вода?

По-гречески «святая вода» называется «агиасма» — «святыня». Святыней называют то, что исполнено благодатью. Это могут быть мощи святого, икона, миро, просфора. Но все-таки в первую очередь «святыней», «агиасмой», называется вода, над которой был совершен чин водоосвящения.

По своим физическим и вкусовым качествам святая вода ничем не отличается от обычной. Правда, сохраняется она свежей часто гораздо дольше, чем обычная, но совсем не в этом дело. Знаю случаи, когда и святая вода портилась, и это нисколько не заставило усомниться в действенности ее освящения.

Что же происходит, когда простая вода становится святою? Ответить на этот вопрос нетрудно, если вслушаться в слова молитвословий, читаемых священником в чине водоосвящения. Вот первое из них: «О еже освятитися водам сим силою и действием, и наитием Святаго Духа, Господу помолимся». Наитие Святого Духа... Когда такое наитие совершилось впервые, Когда Дух Святой сошел на двенадцать учеников Господа, они стали другими людьми, сильными, бесстрашными, горящими верою и желанием проповедовать ее всему миру. «Святым Духом всяка душа живится...» — поется в одном из часто повторяемых песнопений Всенощного бдения. Святой Дух входит в обычную воду и делает ее необычной, делает ее святыней, которая, в свою очередь сообщает, благодать всему, что соприкасается с нею. Сначала мы освящаем обычную воду, читая над нею молитвы, погружая в нее крест. А затем уже сама эта вода сообщает благодать тому, что мы окропляем ею.

Почему же святыней является прежде всего вода? Только ли она способна вместить в себя Силу Божию? Конечно же, не только. На праздничной всенощной мы освящаем пять хлебов, пшеницу, вино и елей. Есть еще несравненно более высокое освящение: когда на литургии хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа. Но из всех земных стихий вода имеет особое значение. Понятия «вода» и «жизнь» неотделимы друг от друга. Это понятно любому. Да кроме того общеизвестно, что и мы сами, то есть наша плоть, почти на 80 процентов состоим из воды.

Зачем освящать автомобиль?

Так водится, что рядом с верою увивается суеверие. Рядом с благочестием — магизм. При этом последние всегда маскируются под первое. Как отличить одно от другого? И то и другое обращено к миру невещественному, духовному, сверхъестественному. Используются часто одни и те же слова, понятия, образы. Квартиры современных магов увешаны иконами, книги заговоров, часто продающиеся на книжных прилавках, изобилуют упоминаниями о Святой Троице, Богородице, святых угодниках.

От участника магического действа не требуется никакого личного духовного усилия, никакого подвига, обновления жизни, покаяния. Главное — правильно выполнить ритуал, прочитать положенные слова, совершить указанные телодвижения. Вера предполагает то, что не «Бог для меня», а «я для Бога». При магическом подходе уже не человек — послушник Божий, а Божество воспринимается как некая сила, назначение которой помогать человеку, оберегать и защищать его, лечить и разрешать возникающие проблемы. От человека же зависит правильно совершить «священнодействия». Я взял это слово в кавычки потому, что на самом-то деле никакие это не священнодействия, хоть и совершаются с использованием святой воды, икон, крестного знамения.

Святою водою мы окропляем наши жилища, чтобы они стали не только нашими, но Божиими. Чтобы все живущие в освященном доме всегда могли сказать друг другу: «Христос посреди нас» — «И есть и будет». Печально, что для многих приглашающих священника освятить квартиру это действие тоже воспринимается магически. «Освятите, батюшка, нашу квартиру, а то мы что-то все болеем здесь! И неприятности всякие». Смысл прихода священника к таким людям появляется лишь в том случае, если он использует ситуацию для первой проповеди, для того, чтобы начать разговор о Христе, о Евангелии, о покаянии. Благо что читаемое в чине освящения жилища Евангелие «О Закхее» дает прекрасный повод начать этот разговор.

Мы освящаем, кропя агиасмой, различные вещи, которыми пользуемся в повседневной жизни. В частности, автомобили. По поводу последнего особенно часто приходится слышать скептические замечания. Вот уж действительно, кажется, торжество магизма. Люди, часто никогда в жизни лба не перекрестившие, приезжают на новых купленных машинах и просят их освятить. В действительности нет ничего плохого в том, что человек, приступая к вождению автомобиля, делу ответственному и опасному, просит благословения Божия, помощи и защиты? И молитва, сопровождаемая кроплением святой водой, конечно, очень правильное и необходимое начало такого вождения. Только всегда стараешься объяснить водителю, что, если этим окроплением все ограничится, особой помощи и защиты не ждите. А дальше уже сам человек решит, будет ли это освящение первым шажком на долгом и трудном пути воцековления или данью распространенному суеверию, будто кропление святой водой и чтение священником каких-то таинственных слов само по себе избавит от бед и катастроф.

Опытно известно, как боится святой воды всякая нечистая сила, духи злобы поднебесной. Но там, где нет искреннего покаяния, молитвы, злой дух, будучи изгнан, возвращается. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого»(Мф. 12: 43-45).

Для тех, кто верует

Главное назначение воды — утолять телесную жажду. А как быть с духовной жаждой? Простой водой ее не утолить. Она утоляется Духом Святым, и, когда мы пьем святую воду, это тоже один из способов стяжания благодати Святого Духа. Ведь не случайно Сам Господь неоднократно сравнивает Свою благодать с водою. Вспомним рассказ о самарянке из 4-й главы Евангелия от Иоанна. Или такие слова Господа, читаемые на праздничной литургии в Троицу, в тот день, когда мы вспоминаем о сошествии Святого Духа на апостолов: «…кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него...» (Ин. 7: 37-39). В этих словах о воде говорится образно, но для православных христиан освященная вода драгоценна тем, что исполнена Силою Духа Святого. И обратите внимание на следующие слова приведенной цитаты: «...Кто верует в Меня...», «...верующие в Него...». Можно ли кропить святой водой неверующих или представителей других религий? Хочется спросить: «А зачем?» Я даже при большом усилии не могу найти на этот вопрос хоть сколько-нибудь разумный ответ.

Вера в Иисуса Христа, вера в Евангелие делает нас способными принять благодать, сообщаемую святою водою. Кропить же ею не имеющих веры или поить их — бессмысленно и даже оскорбительно как для святыни, так и для человека. Сам Господь никогда не нарушает свободы человека, неужели мы можем себе это позволить?!

Читая над сосудом с водой молитву о ее освящении, священник просит Господа: «... Яви ю силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа, быти всем от нея с верою пиющим, приемлющим и кропящимся рабом твоим, грехов оставление, изменение страстем, прогнание всякого зла, умножение добродетелей, болезнем исцеление, домовом же и всякому месту освящение и благословение, губительных и всяких злотворных воздухов отгнание, и благодати твоея присвоение». Что к этому добавить? Что может быть благотворнее перечисленных благ, которые надеются принять «пиющие, приемлющие и кропящиеся»? Но я намеренно выделил слова «с верою». По вере нашей и будет нам.

  Текст: протоиерей Игорь ГАГАРИН

 


К празднику Богоявления, или Крещения Господня, приурочен чин великого освящения воды. Богоявленская (или, что то же, крещенская) вода считается величайшей святыней. А о чудесном свойстве «агиасмы» (греч. «освященной [воды]») не портиться в течение весьма длительного времени упоминается в богослужебных книгах с незапамятных времен. Тексты великого водоосвящения для нашей рубрики прокомментировал священник Михаил АСМУС.

[500x375]

Космическая литургия


Пришествие Бога в Им же сотворенный, но все время пытающийся жить по каким-то своим законам мир поставило перед пытливыми философскими умами проблему — как соотнести чистоту и бестелесность Бога со скверностью и грубостью материи. Находились даже такие, кто утверждал, будто Христос обладал не настоящим, а только кажущимся телом.

Однако события Крещения Господня, как они изложены в канонических евангелиях, а также их преломление в богослужебных текстах свидетельствуют о том, что проблема разрешается в другом направлении: Бог затем и приходит в мир, который во зле лежит (см. 1 Ин. 5: 19), чтобы очистить его от этого зла, другим словом, освятить его. Причем под «миром» разумеются не только люди, ходящие во тьме и сени смертной (см. Ис. 9: 2), но и, казалось бы, мертвая материя, которая на самом деле тоже живет какой-то своей жизнью и так же, как и мы, требует очищения и освящения.

Об этом мы слышим уже в самом начале чина великого водоосвящения, в стихирах, которые многократно поются, пока священство и люди, согласно предписаниям Устава, идут «ко священной купели» (т. е. большой водосвятной чаше) или «на источники» (т. е. открытые водоемы):

Днесь вод освящается естество… («Сегодня освящается водная стихия…») — говорится во второй стихире применительно к событию Крещения Господня. А в четвертой стихире в уста Предтечи вкладывается молитвенное восклицание: …Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех («берущий на Себя грехи мира»)!
Произошедшее на Иордане сошествие Святаго Духа в виде голубине («под видом голубя») воспринимается православным сознанием не только как свидетельство о троичности Бога и богосыновстве Спасителя, но и как освящение воды этой реки всей Святой Троицей для последующего таинства христианского Крещения. А это, в свою очередь, служит основанием для освящения любой другой воды аналогично Иордановой. Соответственно, этому на мирной ектении в чине водоосвящения звучат прошения:

О еже (о том, чтобы) освятитися водам сим силою и действием и наитием («сошествием») Святаго Духа…

О еже снизходити на воды сия очистительному Пресущныя («Сверхсущностной») Троицы действу (греч. энергии)…

О еже дароватися им (т. е. водам) благодати избавления, благословению Иорданову…

До сих пор природа не выступала как действующее лицо. Однако в главной молитве водоосвящения, восходящей к V веку и построенной по аналогии с молитвой Евхаристии, раскрывается поразительная картина мироздания, самостоятельно совершающего свое служение Творцу:

…Тебе поет («Тебя воспевает») солнце, Тебе славит («Тебя прославляет») луна, Тебе присутствуют («к Тебе обращаются») звезды, Тебе слушает («повинуется») свет, Тебе трепещут бездны, Тебе («на Тебя») работают источницы… Вся тварь («все Твое творение») воспевает Тя явльшагося…

Аналогично последнему возгласу евхаристического канона И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати… звучит окончание молитвы водоосвящения, в котором к этому славлению присоединяется весь спасаемый Богом мир:

…Да и стихиями, и человеки, и Ангелы, и видимыми, и невидимыми славится Твое пресвятое Имя… («…дабы и стихиями, и людьми, и Ангелами, и всем видимым и невидимым прославлялось Твое пресвятое Имя…»).

«Источник нетления»


Но поскольку человек все-таки венец творения Божия, то и водная стихия освящается не за чем иным, кроме как послужить освящению человека и всей среды его обитания. Из чина водосвятия мы узнаем, что святая вода является источником нетления, даром освящения, избавлением от грехов, недугов исцелением, всегубительством для демонов. Она способствует исцелению души и тела и всякой пользе, приводит в жизнь вечную, отгоняет всякий навет видимых и невидимых врагов, будучи неприступной сопротивным силам и исполненной крепости Ангелов. Вода используется не только для причастия (т. е. пития) и помазания с целью исцеления страстей (т. е. всякого рода страданий), но и для освящения домов, мира и всей твари.

В самом деле, если простая вода, согласно Библии, является первоматерией, из которой Бог в дальнейшем производит все остальные элементы, если простая вода необходима для жизнедеятельности любых организмов и наполняет собою все до последней клеточки нашего тела, если простая вода обладает свойством очищать что бы то ни было, то сколько святости и благодати несет с собою вода, которую осенил Своим посещением Святый Дух! Поэтому-то наши богослужебные книги с такой горячностью полемизируют с отказывающимися принимать святую крещенскую воду не натощак (Минея. Январь, Москва, 1996. Стр. 237):

Известно же буди всем о святей воде: яко неции суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради не добре творят, ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари. Темже во всяких местех, и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть. И где сих разум, еже не пити сея? Но да веси, яко не вкушения ради ястия нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду.

«Пиво духовное»


Воде и в Ветхом Завете придавалось совершенно особое значение. В молитве водоосвящения собраны наиболее памятные примеры участия воды в Домостроительстве спасения:

Ты еси Бог наш, водою потопивый при Нои грех (ср. Быт. 6-8).
Ты еси Бог наш, Иже морем свободивый от работы фараони («рабства фараону») Моисеом род еврейский (ср. Исх.14).
Ты еси Бог наш, разразивый камень в пустыни, и потекоша воды, и потоцы наводнишася, и жаждущия люди Твоя насытивый (ср. Исх. 17).

Ты еси Бог наш, Иже водою и огнем пременивый Илиею Израиля от прелести Вааловы («посредством Илии избавивший Израильский народ от заблуждения в почитании Ваала» (ср. 3 Цар. 18).

Но в трех ветхозаветных чтениях — паримиях, читаемых во время чина (Ис. гл. 35, 55 и 12), тема обильной воды, утоляющей жажду и напояющей иссохшую землю, каждый раз связывается с явлением Царства Мессии, с обретением Бога, с нравственным совершенствованием человека и отступлением от нечестия.

О принятии Христа, приносящего с Собой свет истинного боговедения, говорится в первой же стихире водоосвящения:

Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси духа премудрости, духа разума, духа страха Божия, явльшагося Христа.

В этом же ключе заканчивается апостольское чтение чина (1 Кор. 10, 1-4), в котором упомянутое событие Исхода связывается в духовном плане со Христом:

И вси тожде пиво духовное пиша, пияху бо от последующаго камене, камень же бе Христос («И все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня, камень же был Христос») (1 Кор. 10: 4).

О той внутренней духовной силе, которую несет с собою святая вода, говорится и в мирной ектении:

О еже сокрушитися сатане под ногами нашими вскоре и разоритися всякому совету лукавому, движимому на ны…

О еже сподобитися нам исполнитися освящения вод сих причащением невидимым явлением Святаго Духа… («О том, чтобы нам удостоиться полноты освящения посредством пития этой воды в невидимом присутствии Святаго Духа…»).

О великой тайне богообщения, даруемого в том числе через освящаемую Богом материю, поется в заключительной стихире чина великого водоосвящения:

…Почерпнем убо воду с веселием, братие: благодать бо Духа верно («с верою») почерпающим невидимо подавается от Христа Бога и Спаса душ наших.
[500x334]Иордань — это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью

— Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она — в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань — это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело — масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы — сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.
   
 
http://www.nsad.ru
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Чистая Крещенская | Миррэлия - Дневник Миррэлия | Лента друзей Миррэлия / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»