Полное название настоящего праздника: Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Он был установлен в память обретения Животворящего Креста равноапостольной царицей Еленой в 326 г. и был приурочен к дате освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме, построенного тщанием равноапостольного царя Константина. Храм был освящен 13 сентября 335 г., а настоящий праздник стал отмечаться 14 сентября.
Предистория особого почитания императором Константином Креста Господня известна. Он повел свои войска из далекой Британии на Рим, чтобы или погибнуть в неравной борьбе, или восстановить поруганную в столице империи справедливость. Когда Константин со своими легионами вступил на землю Италии, когда вот-вот должна была произойти решающая битва, его начали одолевать тягостные предчувствия. Он стал отчетливо понимать, что без помощи свыше ему не одолеть превосходящих сил врага. Константин, сын кесаря Констанция Хлора, знал, что его отец покровительствовал христианам, и власть его была твердой, а подчиненные ему люди наслаждались миром, знал он также, что христиане отличаются благонравием. Поэтому Константин стал молиться Богу христиан о победе над Максентием, зная, что тот призвал себе на помощь волхвов и чародеев и совершил кровавые жертвоприношения, надеясь с помощью магии утвердить свой престол. Константин молил Бога о даровании ему знамения победы. И вот в полдень войско осенил Крест, блиставший ярче солнца.
Воины пришли в смущение, ибо крест почитался язычниками дурным предзнаменованием. Как некогда апостолу Павлу на переломе его жизненного пути явился Сам Господь Иисус Христос, сказав: «трудно тебе идти против рожна», так теперь Он в ближайшую ночь явился Константину и сказал: «Сделай себе подобие знамения сего, и повели носить пред полками, - и тогда победишь не только Максентия, но и всех врагов твоих». Наутро император приказал умельцам изготовить образ креста из золота и драгоценных камней, а воинам – изобразить крест на оружии, щитах и шлемах.
Битва произошла на подступах к Риму 28 октября 312 г. Наголову разбитый Максентий, спасаясь бегством, погиб, утонув в водах Тибра: под толпой бегущих обрушился мост, построенный самим Максентием. Заняв Рим, Константин возблагодарил Господа Иисуса Христа, а вскоре, по обычаю того времени, на одной из площадей была поставлена статуя императора с крестом и надписью: «Сим спасительным знамением Рим освобожден от ига мучителя».
Крест с самого начала евангельской проповеди почитался христианами. Сам Господь еще до Своих крестных страданий говорил ученикам о необходимости для них крестоношения. Апостол Павел произносит высочайшие похвалы Кресту, говоря при этом, что для погибающих слово крестное – безумие, а для спасаемых – сила Божия. (1 Кор. 1, 18). Однако до правления равноапостольного Константина почитание Креста содержалось христианами, как правило, втайне - дабы лишний раз не давать соблазна людям, чуждым Христовой Церкви. Потому что последние видели в образе Креста только орудие самой ужасной казни, он был для них символом зла. Узнав, что христиане почитают Крест, они бы сделали вывод, что христиане – служители зла и человеконенавистники.
Теперь же наступало время, когда Крест во всей своей победной славе должен был воссиять над Землей. Враждебный Церкви мир, обломав об нее свои зубы, уже поверженный под ногами сотен тысяч святых мучеников, должен был подчиниться животворящей силе Креста.
К тому времени протекли почти три столетия после крестного подвига Спасителя. Многое в памяти людей стерлось, лицо Святой Земли изменилось до неузнаваемости. Самого Иерусалима не было тогда на картах Римской империи. Как и в XIX веке, нашлись в то время люди, которые стали утверждать, будто крестные страдания и Воскресение Спасителя – просто легенда. Все это было давно, и доказательств истинности евангельских повествований маловато. Хотя и сказано Господом после уверения Им апостола Фомы: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие.» (Иоан. 20,29). Однако если имеется возможность представить доказательства сомневающимся, нет оснований этим пренебрегать. Указанную задачу и взяла на себя равноапостольная царица Елена.
Каким образом лицо Палестины за неполных 300 лет изменилось до неузнаваемости? В 70-м году войсками Веспасиана и Тита Флавиев Иерусалим был стерт с лица земли по вине самих иудеев. Ибо Господь отнял у них разум: они стали верить лжепророкам и лжехристам, благодаря подстрекательствам которых в безумной гордыне и начали войну против Рима. В ходе войны разрушению или опустошению подверглось и множество других городов. Уже к началу II века Иерусалим несколько отстроился. Но обольщенные очередным лжехристом Вар Кохебой, в переводе сыном звезды, иудеи опять подняли восстание. С успехом его подавив, император Элий Адриан переименовал Иерусалим в Элию Капитолину, запретил иудеям под страхом смертной казни появляться в пределах города, равно как и называть его изначальным именем. Впоследствии над каменным холмом Голгофой с прилежавшими к нему впадинами был насыпан более обширный искусственный холм, а на нем построен храм Венеры. Таким образом, святейшее место, где совершилось главное событие всей истории человеческого рода, было осквернено. Здесь водворилась мерзость запустения.
В свое время царь Давид посвятил Иерусалим Богу, поставил в нем Ковчег Завета Господня, а царь Соломон построил храм, куда и была помещена святыня. Содержимое Ковчега: процветший жезл Аарона, сосуд с небесным хлебом – манной, - были прообразами пришествия в мир Христа, Божественный же Закон, вещественным образом которого служили Скрижали Завета с начертанными на них десятью заповедями, был, по учению апостола Павла, детоводителем ко Христу. Как благочестивые цари некогда создали из Иерусалима град Божий, так делом благочестивых царей стало и обновление города, новое его посвящение Богу на новом уже духовном основании и с новыми святынями, соответствующими Новому Завету Бога с человечеством.
Прибыв в Элию, царица Елена разрушила капище Венеры. После тщательных раскопок был обретен животворящий Крест Господень, в свое время брошенный палачами вместе с двумя другими крестами в старую цистерну, т.е. каменное углубление для сбора дождевой воды. Обретение животворящего Креста Господня было воспринято христианским миром как великая милость Божия. А чтобы никто не сомневался в истинности Креста, Богу угодно было явить через него чудеса и знамения, так что многие из язычников и иудеев, бывших свидетелями обретения святыни, уверовали во Христа и присоединились к Церкви. Для Креста, точно для драгоценнейшего камня, потребовалась теперь соответствовавшая его значению оправа, которая своим великолепием не уступала бы древнему храму Соломона. Ею и стал храм Воскресения, строившийся 9 лет. Эта базилика с пятью нефами поражала современников как размерами (65х47,5 м, площадь 3000 кв. м), так и гениальностью архитектурных решений. Не уступала им и отделка храма. Изнутри он весь был облицован разноцветным мрамором. Два ряда колоссальных колонн поддерживали своды, а сами последние были отделаны золотом, отчего возникало впечатление, что храм изнутри постоянно освещен солнцем. Базилика располагалась к востоку от пещеры Гроба Господня и Голгофы. Над пещерой Гроба была построена ротонда с 12-тью колоннами. В надлежащий вид был приведен и Голгофский холм. В праздничные дни священнослужители выходили торжественной процессией из храма Воскресения на Голгофу для возношения здесь усерднейших молений. Все здания окружали обширные дворы, обнесенные портиками, в одном из них был устроен баптистерий. Вся совокупность построек царя Константина в Святом Городе стала носить имя Нового Иерусалима. Нынешние православные храмы, хотя они святы и всесвяты, о чем свидетельствует каждогодное схождение благодатного огня на Гроб Господень, по величию и красоте не могут сравниться с сооружениями Константина, ибо лишены главного – единства архитектурного замысла, т.к. строились и достраивались в разное время.
По слову Господню, перестали Иерусалим попирать язычники, ибо закончились времена язычников. Теперь же исполнилось предреченное Исаией: «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его, и спасение его – как горящий светильник. И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего.» (Ис. 62, 1-3). Что это за царская диадема на длани Господа? – Крест Христов, воздвигнутый над миром и увенчивающий короны христианских правителей. Об этом также говорит пророк Исаия, и мы слышали его слова вчера на всенощном бдении: «…будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народы и царства, которые не захотят служить тебе, - погибнут, и такие народы совершенно истребятся. Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих. И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева.» (Ис. 60, 11-14). Кипарис, певг и кедр – дерева, из которых был составлен Крест Господень, и стали украшением храма Воскресения. Новый же Иерусалим стал духовной столицей Нового Израиля, т.е. Церкви Христовой. Как земное, исполненное трудов и подвигов, христианское царство есть преддверие исполненного славы и вечной радости царства небесного, так Исаия переводит свой мысленный взор от будущего земного Иерусалима, давшего диадему, увенчанную крестом, земному царю, к будущему Иерусалиму небесному: «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не скроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. И народ твой весь будет праведный, навеки наследует землю, - отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему». (Ис. 60, 19-21).
Христиане вселенной благодарили Бога за явленную милость, прославляли благоверного императора за его подвиги и молились о его здравии и благополучии. С торжества Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня началась христианская государственность. И не надо говорить, будто она стала бедствием для Церкви, как это сейчас модно в определенных кругах. Не Бог ли в ветхозаветные времена помазывал через Своих пророков на царство? Не был ли Давид пастырем народа Божия, не будучи священником? Пусть хулители христианского царства замолкнут. Хоть один из Вселенских Соборов состоялся без благоволения благоверных царей? Если для хулителей и Вселенский Собор – мелочь, то возникает вопрос: есть ли для них вообще что-либо святое?
А теперь сами постараемся ответить на вопрос: как согласуется царское служение с апостольским учением о Церкви? Апостолы писали: «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр. 2, 17); «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1-4). Объединение новозаветного народа Божия под главою Христом не исключало возможности его политического объединения – как и древнего Израиля – под властью помазанников Божиих. А слова апостола: «всякий оставайся в том звании, в котором призван» - предусматривали возможность воцерковления людей самого разного звания, не исключая и императорского достоинства. И величие подвига равноапостольного Константина именно в том, что он, уверовав, не отрекся от власти, но потянул за собою всю мощнейшую машину римской государственности; не побоялся малочисленности христиан в империи, а их было, по мнению историков около 10%, потому что имел в сердце всепобеждающую веру. Он стал, с одной стороны, защитником Церкви от внешнего, враждебного ей мира, епископом внешних дел Церкви – как сам о себе выразился, с другой стороны – проводником церковных начал в систему государственной власти. Как в личности Христа две природы: Божеская и человеческая, так в христианском государстве два начала: 1) мистическое, проницающее государство православным учением, таинствами и пастырским попечением и 2) политическое с присущими ему атрибутами. Как во Христе две природы не смешиваются, так в христианском государстве не должно быть смешения двух начал. Император должен подчиняться православному учению, приемля таинства Церкви и ее пастырское попечение. А сами пастыри, тем паче же весь народ, должны подчиняться как граждане власти императора в делах земных. Тогда и получается симфония, гармоническое звучание разнородных начал.
В одном из своих указов император Константин провозглашал, исповедуясь перед Богом и христоименитым народом: «Не будет, конечно, никакой гордости хвалиться тому, кто сознает, что благодеяния получил он от Существа Всевышнего. Мое служение Бог нашел и судил годным для исполнения Его воли. Начав от Британского моря, при помощи какой-то высочайшей силы, я гнал перед собою все встречавшиеся ужасы, чтобы воспитываемый под моим влиянием род человеческий призвать на служение священнейшему закону и, под руководством Высочайшего Существа, возрастить блаженнейшую веру… Я твердо верил, что всю душу свою, все, чем дышу, все, что только обращается во глубине моего ума, я обязан принести великому Богу».
Как разительно отличается это пламенное исповедание, от того, что говорят нынешние политики, идущие в передовом отряде отступников! Идеалы демократии, общечеловеческие ценности, глобальный рынок – вот их кредо. Нынешняя бодро шагающая армия богоборцев имеет долгую историю. Было сразу ясно, что мир, враждебный Христу, ополчится против христианской государственности, и что борьба за свободу христианского вероисповедания не будет легкой.
Нужно ли говорить, какую ярость вызвало построение равноапостольным Константином храма Воскресения в отвергнувших Христа иудеях! При покровительстве Юлиана Отступника в 60-х годах IV-го века они, не смея тронуть храма Воскресения, предприняли попытку восстановления храма Соломонова, уподобившись людям, которые при ярком сиянии солнца продолжают ходить с фонарем и утверждать, будто этот фонарь – единственный источник света во вселенной. Их богопротивное начинание было остановлено силой Божией: когда строители стали копать рвы для закладки фундамента, из-под земли стали выходить языки пламени, так что все работы были брошены.
Отвергнувшие Христа иудеи пронесли сквозь века ненависть ко Христу, к Церкви Христовой и к Римской державе, ставшей в лице христоименитого императора оплотом Церкви во враждебном к ней мире. По сие время евреи-талмудисты читают молитву об уничтожении Римской державы. Казалось бы, в ХХ веке они добились разрушения уже Третьего Рима, однако их по сие время страшит память, в первую очередь русского народа, о христианском государстве во главе с Помазанником Божиим.
Мечта отвергнувших Христа иудеев об уничтожении храма Воскресения сбылась в 614-м году. Иерусалим был взят персидским царем Хозроем. Следом за его полчищами шли иудеи. Они выкупили из персидского плена 90000 христиан с одной целью – предать их мучительной смерти. (Жаль, что к 1917-му году христиане в подавляющей своей массе забыли о маниакальных наклонностях богоборческого племени, поэтому пришлось повторять уроки истории!) Итак, храм был разрушен, Животворящий Крест Господень был увезен Хозроем в Персию. После победы императора Ираклия над персами, по мирному договору, Крест с подобающим торжеством был возвращен в Иерусалим и помещен во вновь построенном патриархом Модестом храме. Он был, естественно, много скромнее разрушенного. При владычестве магометан храм Воскресения неоднократно разрушался, ибо велика была к нему ненависть врагов Креста Господня, но вновь и вновь отстраивался. В случае победы России в Первой Мировой войне Палестина, так же, как и Константинополь, должна была войти в состав Российской империи. Поэтому силы мирового зла сделали все для того, чтобы Россия проиграла.
Ненавистники христианской государственности действовали последовательно и упорно, не гнушаясь никакими способами борьбы. Когда представлялась возможность, разрушали христианские храмы и уничтожали христиан, в остальное время отравляли души христиан ересью, а в последние века – либеральными учениями, тем самым расшатывая основы христианской государственности. Не Бог, как источник всякого блага, разума, справедливости и порядка, не Святое Евангелие стали ставиться во главу угла государственного строительства, а всевозможные абстрактные понятия, которые, в зависимости от обстоятельств, можно наполнять то одним, то другим содержанием. Незаметно произошла подмена идеалов. Огромные массы христиан с затуманенным сознанием, с двоящимися мыслями пошли на поводу у своих извечных врагов, и своими же руками стали разрушать государства христианские, искренне веря, что тем самым служат прогрессу человечества. Теперь становится все ясней, что это движение вперед, возглавляемое богоборцами, есть движение в сторону ада.
Цель, поставленная перед этим миром Богом, есть построение из безсмертных человеческих душ безсмертного храма Божия, о чем говорит ап. Петр: «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек…Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое…» (1 Петр. 1,22 – 2,5). Верховные богоборцы и их мало смыслящие послушные рабы, они же вольные каменщики, поставили перед собой антицель: построение из безсмертных человеческих душ антицеркви, синагоги сатаны. Христианские государства увенчивал Крест, стоявший над главою помазанника Божия. Богоборческие государства увенчивает пентаграмма, символ восставшего против Бога человечества.
К началу ХХ века положение стало таким: с одной стороны Российская империя во главе с Божиим Помазанником и еще некоторые небольшие, сочувствовавшие ей, государства, - с другой – весь остальной мир, ведомый богоборцами. Даже при таких неравных условиях Россия бы выстояла, если бы не семена разложения, посеянные богоборцами у нее внутри. Так силы оказались совершенно неравными. Хулители святого Царя страстотерпца Николая, обвиняющие его в слабости и бездеятельности, пусть сначала сами сразятся в одиночку с сотнями окруживших со всех сторон врагов, а потом и делают выводы о силе или слабости Царя-Мученика. Ну да Бог им Судья.
Церковные песнопения в честь Животворящего Креста Господня были неотделимы от молитвы за Помазанника Божия, без которого не было бы Всемирного Воздвижения Креста, без которого не было бы христианской государственности как оплота Церкви Христовой во враждебном к ней внешнем мире: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным царем на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Этот тропарь звучал на протяжении 17-ти веков вплоть до печального 1917-го года, когда в угоду политической конъюнктуре модернисты от Церкви выдали новую редакцию тропаря со словами: «победы благоверному Временному Правительству на сопротивныя даруя». Когда масонское Временное Правительство, что называется, приказало долго жить, его просто вычеркнули из тропаря. В таком обрубленном виде он и печатается в нынешних официальных изданиях Русской Православной Церкви. Употребляется также редакция тропаря со словами: «победы православным христианом на сопротивныя даруя…». Здесь «православные христиане» поставили себя на место благоверных царей, тем самым громко заявляя о своем участии в грехе узурпации Богом данной царской власти. То же мы видим в употребляемом ныне кондаке Кресту, где вместо слов: «возвесели силою Твоею благовернаго императора нашего» теперь говорится: «возвесели нас силою Твоею». На место благоверного императора мы поставили себя: вот только на каком основании?
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский в 30-х годах ХХ века, настаивал на том, что церковные песнопения должны употребляться с молитвами за царей, ибо, произнося их, мы молимся за будущих венценосцев. Если ясно, что царская власть есть дар Божий, то так же должно быть ясно, что его нельзя получить без усердной молитвы, а также и соответствующих дел, без которых вера, по слову апостола Иакова, мертва.
Кто-нибудь станет говорить: монархический строй совершенно устарел, кругом господство демократических институтов, в существующих условиях проект православной монархии – опасная авантюра. Мы ответим: никакой демократии в мире не было и нет, а если и есть, то лишь при нетрадиционном толковании термина – не как власти народа, а как власти над народом (народами). В реальности миром управляет кучка олигархов-богоборцев. Ей ничто не может противостоять, кроме одухотворенной власти одного, т.е. Божия Помазанника. Только ему под силу сокрушить мрачное полчище сатаны, стоящее за спинами нынешних мироправителей. Так что идея православной монархии является сверхсовременной и сверхвостребованной. Весь вопрос упирается в нас самих: достойны ли мы этого дара Божия? Не окажемся ли новыми иудами и хамами, как в феврале 1917 г.?
Всемирное Воздвижение Животворящего Креста Господня столько веков не давало богоборцам покоя. Низпровергнув Крест Христов, зажиревшая ленивая кучка олигархов предлагает теперь свои глобальные проекты с непременно прилагаемым к ним словом «всемирный»: Всемирный банк, Всемирный Совет церквей, Всемирная Торговая организация, Всемирная организация здравоохранения и т.д. Ведь у этих противников Бога все должно быть как у Бога, только наоборот, о чем свидетельствует другой их символ: треугольник, вершиной вниз, наложенный на треугольник, вершиной вверх. На памяти у нас призывы к мировой, или иными словами всемирной, революции. Адольф Гитлер бредил, а его демократические последователи и по сие время бредят, новым мировым, или опять же, всемирным, порядком.
Не смотря на всю кажущуюся значительность указанных глобальных проектов, все это – мыльные пузыри, которые лопнут от одного вида нового Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня, которое невозможно без православного Царя. И не нужно никого пугать, будто у православного Царя в современном мире будут миллиарды врагов. Простой американец и простой итальянец не менее нас, русских, страдают от зажиревшей кучки олигархов и купленных теми же олигархами многих религиозных деятелей. Они ничуть не больше нашего любят этих всемирных кровососов и не меньше нашего хотят сбросить их со своей шеи. В самом логове зверя могут оказаться наши союзники.
Будем же молить Господа о том, чтобы стать хорошими верноподданными Помазанника, и если будем достойны, Господь найдет способ воздвигнуть нового Константина, который бы ниспроверг иго новых Максентиев и утвердил бы в мире благочестие христианское, ибо в этом главная задача верховной власти на земле. Пусть над миром сияет Крест, а не пентаграммы, распростершие свои хищные щупальца и над Штатами, и над Евросоюзом, и оскверняющие святыни Кремля. Их законное место – в адской бездне, а не над нашими головами. Христиане призваны воспевать торжественную песнь: «Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкви, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва».
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии
Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое Воскресение Твое Славим!
Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос.
Император Адриан (117–138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.
Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни – Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.
Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан.
Святой равноапостольный Константин Великий (306–337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи.
В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.
Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан, и только после его окончательного поражения на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости.
Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение – Крест с надписью «Сим победиши».
Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.
Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного пожтлого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю.
Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанная по приказанию Пилата, а также четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника, и, когда на этого умершего был возложен Крест Господень, свершилось великое чудо — он ожил.
Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все имели возможность, хотябы издали, благоговейно созерцать Его.
Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году.
При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда, поведавший место скрытия Креста, и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского.
В царствование Юлиана Отступника (361–363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября).
Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме – месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди.
Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году, а храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, – его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602–610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609–633).
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610–641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня – Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения, рядом с ним шел Патриарх Захария.
У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внёс Крест Христов в храм Воскресения Христова.
В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский (память 4 июля) говорит:
«Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».
Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели нас силою Твоею, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое оружие мира, / непобедимую победу.
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтим Крест Твой святый, / имже нас спасл еси / от работы вражия.
Величай, душе моя, / Пречестный Крест Господень.
Таин еси, Богородице, рай, / невозделанно возрастивший Христа, / Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. / Тем, ныне возносиму, / покланяющеся Ему, Тя величаем.
Кресту Твоему / покланяемся, Владыко, / и святое Воскресение Твое славим.
Господь Иисус Христос на кресте был жертвой за спасение рода человеческого. Поэтому — крест есть жертвенник, на котором принесена Всемирная искупительная Жертва.
Крест есть видимое выражение верований христианина, есть самый краткий наш символ веры. Символ — есть знак, знамя нашей веры. Под этим знаком, знаменем — воины равноапостольного царя Константина одержали блестящую победу.
Крест — знамя христианина. Под этим знаменем победы проходит вся жизнь христианина. И ныне христиане терпят поражение, потому что забыли свое знамя, осквернили его небрежным маханием рукою и затоптали в грязь, совершая дела греха и злобы с крестом на груди.
Ин., 9 зач., III, 13-17: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
Данный евангельский отрывок взят из разговора Никодима с Иисусом. Никодим, член синедриона в Иерусалиме, как и некоторые другие законоучители, считал Иисуса Учителем и Пророком. Он был одним из немногих, в сердца которых вошли слова Христа и дали свои всходы.
В разговоре с Никодимом Иисус открывает ему еще большую тайну, чем ту, которую он уже познал в своем сердце. Тайну боговоплощения. Говоря не просто о Боге, а о Сыне Человеческом, сущем на небесах, т.е. всегда существующем и властвующем, Иисус дал понять Никодиму, что обещанный Мессия пришел, ибо Сын Человеческий в Его словах есть уже «сшедший с небес».
Впоследствии эти слова станут оплотом веры, когда появятся разные еретические учения. Так, маркеллиане отрицали вечную ипостась Сына Божия, считая, что с наступлением конца мира будет конец Царства Христова, Его бытия. Здесь же указанием на такое свойство Божие как «сущий», Господь указывает, что Сын человеческий, имея тело, остается сущим на небесах, т.е. существует самым полным и совершенным образом как самый настоящий, истинный Бог.
Фотиниане видели во Христе простого человека, в котором обитало Божество, поэтому Он также не был для них вечным. Блж. Феофилакт Болгарский отмечает: «здесь говорится, что с неба сшел «Сын Человеческий», потому что Он одно Лицо и одна Ипостась. Потом, чтобы ты, услышав «сшедший», не подумал, что сшедший уже не находится на небе, говорит: «сущий на небесах». Итак, услышав, что сшел, не подумай, что Я не нахожусь там; но Я и здесь присутствую телесно и там восседаю со Отцом по Божеству».
До того, как Сын Человеческий вознесся на небеса, в аду пребывали все души, потому и сказал Иисус Никодиму, что никто из людей не восходил еще на небо. Но как только Христос выведет праведных из ада, с того момента откроются врата в Жизнь Вечную для верующих в Него. Открыть же врата ада было невозможно иным путем как через крестную смерть. Вернее, мог, конечно, всесильный Бог, вывести праведных из ада силой власти Своей, но Христос показал, что именно сам человек силой Божьей может открыть себе врата в жизнь вечную, совершая праведные дела.
Потому Он, всемогущий Бог, принял естество человека, чтобы обожить естество и через крестную смерть Одного спасти всех. Смерть Сына Человеческого по плоти, сшедшего во ад как и все души, стала жизнью, а воскресение плоти на третий день стало даром, который воспринял Отец Небесный от лица рода человеческого в Лице Сына Своего, потому как с момента боговоплощения Божественный Логос, Слово Божие, есть Сын Человеческий сущий на небесах.
Почему же, — скажите вы, — праведные души не могли выйти сами из ада, ведь они творили праведные дела? Потому что естество их еще не было обожено. Это стало возможным лишь тогда, когда Сам Христос благодатью Духа Святого освятил Светом Истины их души. С этого момента был прощен прародительский грех – вкушение яблока, происшедшего из жажды знания быть как Бог. Но если тем вкушением человек потерял истинное видение духовной сущности, то приобщением ко Христу человеку вернулось совершенное познание Истины. Оставив же свободной волю человека, Господь открыл путь в Царство Небесное лишь тому, кто хотел следовать за Ним, что означает в духовном плане следование тем заповедям, которые оставил нам Господь. Поскольку же таких желающих оказывается разное количество, то ад и рай существуют вечно для праведных и злых. Но возможность исправления есть лишь у живущего на земле, поэтому надо стараться в этой жизни следовать за Христом.
Каждый из нас в своей жизни несет свой крест, словно идя на Голгофу. Каждый учится в этой жизни чему-то через терпение, страдания ради бесконечной любви к Богу и людям. Как только же эта любовь направляется на себя, не взирая на других, злые духи сковывают волю человека, внушая ему чуждые мысли. Воспоминание же крестной смерти Спасителя возвращает человека в сознание, смирением расторгая узы ада.
Наш нательный крест – тоже символ, возводящий ум к Богу, орудие, которым побеждаем врагов. Подобный символ имели евреи, пораженные укусами змей. Тогда пророк Моисей по слову Божию сделал медного змея, вознесенного на жезл, взирая на который пораженный исцелялся. Потому тот змей был не только символом победы над смертоносным жалом, но и действительным орудием в борьбе со змеями. Как повешенный на жезл змей исцелял от ужаления других змей, так ныне — Христос исцеляет язвы от змея лукавого — диавола.
В беседе с Никодимом Иисус вспомнил об этом историческом событии, чтобы помочь понять смысл крестной жертвы. «Когда слышишь, — отмечает свт. Феофилакт — «должно вознесену быть», понимай так: быть повешену. Ибо Он повешен был на высоте, чтобы Освятившему землю хождением по ней освятить и воздух. «Вознестись» понимай и так: быть прославлену. Ибо крест стал поистине высотою и славою Христа. В чем Он казался осужденным, тем осудил князя мира сего.
Адам умер по справедливости, потому что согрешил. Господь умер не по долгу справедливости, потому что не согрешил. До распятия Господа смерть справедливо властвовала над людьми. А как Господь оказался безгрешным, то диавол что мог найти в Нем заслуживающего смерти? А как Он был умерщвлен несправедливо, то победил умертвившего Его и таким образом освободил и Адама от смерти, справедливо причиненной ему, как согрешившему».
Нет ни одной жизни человеческой, которая прошла без испытаний, без борьбы, без горя. И никто из нас не может ожидать, что это нас минует.
Все силы души нашей должны не только принимать испытания и покоряться им, не только терпеть все, посылаемое Господом, но и поклоняться кресту, т.е. нести его с любовью, взирая на крест Спасителя, через который мы получили искупление.
«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!»
Все мы, смиренно преклоняясь перед крестом, должны всецело принимать его в настоящем, в будущем — во всем, что Господь предназначил нам перенести. И, неся свой крест безропотно, будем помнить, что за ним последовало Воскресение Христово, величайшая радость, какую возвещает нам Евангелие. Крест поведет и нас к победе, к воскресению наших охладевающих чувств и слабых дремлющих сил.
С праздником Воздвижения Креста Господня Православная Церковь соединяет благоговейное и благодарное воспоминание о самом Кресте, на котором был распят наш Спаситель, и отрадно-грустное воспоминание событий обретения честного и достопоклоняемого древа этого Креста Господня.
В этот день Православная Церковь приглашает верующих воздать благоговейное поклонение Честному и Животворящему Кресту, на котором Господь наш и Спаситель перенес величайшие страдания ради нашего спасения.