Мы рассматриваем отношения любви между людьми. Такие отношения могут
протекать на самых разных уровнях. Человек может любить и быть любимым,
как отец или мать, брат или сестра, друг, очень близкий друг, муж или жена.
Отношения любви будут разными в каждом из этих случаев. Очевидно, я не могу
иметь по-настоящему глубокие отношения со многими людьми. У меня нет ни
времени, ни необходимых эмоциональных качеств, чтобы вступать в серьезные,
глубокие отношения с большим числом людей. Эрих Фромм пишет:
«Любовь представляет собой активное действие, а не пассивное принятие.
Это «стояние в...», а не «падение куда-то». В самом общем виде активный
характер любви можно описать утверждением, что любовь – означает прежде
всего давать, а не принимать».
Я не могу входить в отношения любви с множеством людей; это истощило бы
мои силы. Так что я должен кого-то выбирать. Конечно, существуют
определенные взаимные обязательства и ответственность между мною и тем,
с кем я связан узами родства, но даже здесь остается место для выбора. Я
имею, например, право выбрать в качестве конфидента либо отца, либо мать,
или быть в особой дружбе с одной из моих сестер, или с одним из моих
братьев. Величайший дар, какой я только могу предложить другому – это моя
любовь, и я должен быть осторожен в выборе того, кому я отдам эту священную
возможность.
Каким же образом мне придти к правильному решению? Ведь решение такого
рода будет вытекать из рассмотрения того, насколько много общего имеется у
меня с другим человеком, насколько мы способны идти навстречу нуждам друг
друга в отношении таких вещей, как темперамент, интересы, умственное
развитие, эстетическое и физическое развитие, внешний вид и т.п. и т.д.
Таким образом, я оглядываюсь вокруг и делаю свой выбор, соответственно
предлагая мою собственную любовь. Где-то, быть может, есть такой человек,
который подходил бы мне по всем пунктам, но этот человек, возможно,
находится вне моего непосредственного окружения, из которого я должен
выбрать того, кого я буду любить.
Так как любовь может существовать на многих уровнях, очень важно не
давать таких обязательств любви, которые не сможешь выполнить с честью.
Неискушенные и незрелые люди весьма склонны к этому. Они говорят те или
иные значительные слова под влиянием сильных эмоций или физических реакций
(в тени дерева в прекрасную лунную ночь), однако на следующее утро, во время
утреннего кофе, эти слова звучат для них пустым звуком.
Опасность таких преждевременных, необдуманных решений очевидна.
Большинство людей прячутся за стенами, прибегая к тому, что Гарри Салливэн
назвал «мерами предосторожности», имея в виду стремление защитить уже
израненное «я» от новых опасностей. Откликаясь на зов любви, такие люди
выходят из-за своих укреплений, поначалу возможно с большой осторожностью,
но, тем не менее, все же выходят, подбадриваемые уверениями в любви. Если я
дам такому человеку незрелые или слишком грандиозные обязательства, то
впоследствии буду вынужден взять назад свои обещания. Мне придется
объяснять, что на самом деле я имел в виду совсем не то, что я говорил,
или сказать, что теперь я думаю иначе. Я оставлю этого человека в его
болезненно обнаженном, беззащитном состоянии. Ему ничего не останется
делать, как снова бежать в чащи, насаждаемые «в мерах предосторожности»,
снова строить еще более высокие и непроницаемые стены. Однажды обжегшись,
человек удвоит осторожность, и быть может, пройдет немало времени, прежде
чем кому-нибудь другому удастся снова выманить его из этой крепости, если
только это вообще будет возможно. Человек, которому довелось испытать лишь
такую ненадежную, обусловленную и кратковременную любовь, несомненно, будет
считать, что жизнь вообще вещь весьма тяжелая и печальная.
Такого рода осторожность и рассудительность в предложении другому
человеку своих «любовных обязательств», разумеется, не исключает того, что
молодому человеку или девушке в поисках возможного
партнера для будущей семьи
можно иметь много знакомств, прежде чем найдется тот единственный
человек, в отношении которого можно «сделать ставку» на всю жизнь. Иметь
много знакомых, чтобы просто «встречаться», прежде чем сделать окончательный
выбор, – вещь, конечно, требующая немало мудрости. В этот период особенно
необходима известная осторожность для правильной оценки намерений и
распознавания преждевременных, незрелых решений и обязательств. Старая
баллада «Грех говорить неправду» напоминает нам о том, как много остается
разбитых сердец и поломанных жизней
...лишь потому, что были сказаны
Три слова: «Я тебя люблю».
http://www.good-article.ru