"Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 -летним возрастом! Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. Так называемым «мокрым валянием» занимались по всей России, создавая самый известный в мире русский «бренд» - валенки.
Старая, как мир, техника валяния шерсти, теперь называется новым модным словом «фелтинг».
Сначала немного истории.
Способность шерсти сваливаться люди обнаружили восемь тысячелетий назад, сначала использовали найденные остатки шерсти животных, с появлением домашних животных стали использовать их состриженную шерсть, а первые мастерские по изготовлению войлока появились в 16 веке. В девятнадцатом веке изобрели валяльные машины и прессы.
Сейчас фелтинг снова на гребне популярности, это интересное и захватывающее хобби.
Существуют две техники валяния: мокрая и сухая.
Для мокрого валяния нужна шерсть, вода и мыльный раствор.
Для сухого: шерсть, набор игл для фильцевания, губка для подложки и основа ( в качестве ее можно взять синтепон, вату или грубую шерсть.
В технике фелтинга многие рукодельницы делают бижутерию, игрушки, панно, сумки и др.
Казалось бы, что удивительного может быть в войлоке? Ну войлок и войлок — валенки из него теплые, шляпы ладные, игрушки забавные можно делать. А вот Ирина Андреева создает из этого материала удивительные скульптуры
[588x648]
Изумительная художница по войлоку - Ирина Андреева!
Авторские куклы и игрушки Андреевой Ирины сделаны из серебристого или серо-бежевого войлока. Они являются практически совершенными произведениями искусства.
В ее работах мы видим, что материал выступает помощником и другом художника, он не подчиняет автора, не диктует ему свои правила.
Композиции Ирины графичны, а различные оттенки черного и серого сближают ее работы с литографией, офортом и станковой графикой.
Сама Ирина говорит следующее:
«Почему я выбрала для своего творчества именно этот материал? Вначале это было почти неосознанно…
Своим цветом, ароматом и фактурой войлок меня покорил и заставил влюбиться в него навсегда. Он одновременно податлив и капризен.
Ты никогда наверняка не узнаешь, что получится в результате. Иногда создаваемая форма как будто корректируется характером войлока,
что порой заставляет менять образ на ходу. Я всегда испытываю одновременно азарт и страх перед началом работы – куда он поведет меня на этот раз.
Как правило, получается договориться с ним, и тогда выходит шедевр, соавтором этого шедевра является сам Войлок.
Таким образом, результат часто сильно отличается от задуманного.
Мои руки, как будто сами по себе, любят войлок. Перед началом работы они любовно ощупывают шерсть, наслаждаются очередной встречей с ней.
Запах шерсти вызывает у меня вдохновение. Он напоминает о детстве, часть которого проходила в деревне. Этот запах напоминает о бабушкином доме, о черемухе, о козе Катьке, о грибных лесах и клубничных холмах».
Ирина Андреева закончила художественно-графический факультет Педагогического Университета в Ижевске. Переехала с семьей в Москву и практически сразу стала лауреатом Международного фестиваля авторской текстильной куклы «Ребро Евы».
Ирина постоянный участник и победитель Международного фестиваля авторской текстильной куклы «Ребро Евы» в номинациях «Текстильные истории» и «Черное и белое».
Дипломированный участник ежегодной московской Международной выставки художественных кукол, победитель в номинациях «Взлет», «Самая трогательная работа», «Лучшая кукла-персонаж». Победитель Выставки авторских медведей российских художников. Ее работы участвуют в сменных экспозициях в кукольной галерее «Вахтановъ» (Москва), кроме того, их можно встретить в частных коллекциях в России, Великобритании, США.
Увлечение Ирины войлоком началось с валяния валенок, шапок и сумок. А через какое-то время она начала изготавливать и войлочные скульптуры, которые пользуются огромным успехом на выставках. Все предметы – практически в натуральную величину!
Немного наивные милые изделия не могут оставить равнодушным никого.
Рядом с Ириной Андреевой, жительницей Подмосковья, всегда тепло и приятно находиться. И псевдоним у нее подходящий, "teplenkaya", и человек она светлый и теплый. А еще Ирина делает потрясающие, невероятные и, разумеется, очень теплые войлочные скульптуры, которые не оставят равнодушными тех, кому посчастливилось взглянуть на них хоть разочек. Быть может, художница "намешивает" в войлок каких-то запредельных "веществ", но нет, - ларчик открывается очень просто. Работать нужно с удовольствием, любовью и вдохновением.
Ее стиль - это добрые, по-детски наивные черно-белые куклы, валяные "по-мокрому". И даже несмотря на то, что в них нет ярких красок, эти работы очень позитивны и милы. Так что неудивительно, что куклы Ирины Андреевой недолго задерживаются "дома", а немедленно попадают в частные коллекции.
Замечателен сюжет девочки с рыбками. Корыто с рыбками, кошка, которая пытается их поймать и увлеченно играющая в воде девочка.
Все сделано с безграничной теплотой и любовью. [524x700] [512x700] [503x700] [614x540]
Войлочные скульптуры Ирины Андреевой взрывают эмоциональным всплеском восторга, удивлением перед творческой мощью автора, мастерством, умением видеть в каждом явлении художественность. Милые картинки детства существуют во взаимосвязи с духовным наполнением той эпохи, которой принадлежат.
Они находятся не в омертвелой изолированности, а на волнах реки времен, которая захватывает и увлекает в далекое милое детство. Своими работами автор выражает то, что его безмерно волнует, напрягает мысли и душу, дарит счастливыми минутами. Монохромностью композиций художник подчеркивает ушедшее и зовет нас в мир своего детства. Душевно-интимные сюжеты как бы подсмотрены в замочную скважину. Создавая подробности быта, автор выплескивает жизненные впечатления, позволяет проникнуть в некую тайну. Персонажи, созданные Ириной, обладают собственным характером, и мы легко угадываем их эмоции.
Каждая работа серии «Узелки на память» Ирины Андреевой - это отдельный, идеально воссозданный сюжет из деревенской жизни — рукомойник с ведром, накидка с подзором на кровати, картины и численник на стене и занавески на окошках. Ну и куда же без традиционных деревенских цветов – герани и тысячелистника? И все это из войлока!
У неё сотни творений, точного числа Ирина не знает сама. Когда смотришь на ее работы, просто не веришь, что такое мог создать один человек только при помощи рук, горячей воды и шерсти. Вся эта красота – результат тяжелейшего и кропотливейшего труда. Иногда Ирина работает сутками. На одну композицию уходит несколько недель.
Свои работы Ира не продаёт. Ну если только в самых редких случаях, когда кому-то удаётся её уговорить.
«Я стала заниматься этим, потому что душа просила, - говорит Ирина. – А потом поняла, какой глубокий отклик это вызывает у людей. И решила, что продавать не буду, потому что это важно всем, и я хочу, чтобы многие люди испытали эти светлые чувства. Делаю большие проекты и вожу их по городам. Я такой художник-передвижник! Посетители моих выставок как будто бы возвращаются в своё детство, вспоминают отчий дом. Ведь дом, тепло, детские воспоминания – это тема всех моих работ».