Сколько в жизни ситуаций, обстоятельств,
когда наших сил решительно недостаточно
для того,
чтобы обеспечить желаемый результат!
Или когда вообще понятно: что бы мы ни делали, все будет
без толку либо даже обратится во вред.
Женщина жалуется на мужа: пьет,
денег нет, бьет, расстаться она с ним не может —
дети общие, да и любит его.
У другой муж неверующий, каждый разговор о Боге приводит к ссоре,
мало того — заканчивается скандалом, богохульством.
А у этого мужчины жена тяжело больна, сколько еще проживет, лишь
Господь знает, и на руках дети малые.
Кто тут, кроме Бога, поможет, кто все это преобразит, изменит?
Как здесь не понять — «без Меня не можете делать ничего»
Стоит человек, поведавший священнику что-то подобное,
и смотрит на него, ожидает ответа, совета.
Какого — сам не знает.
Но ждет: если батюшка не ответит, то куда еще податься?
И слышит:
— Ты молись!
И думает: «Да что ж это такое! Что за отговорки такие?»
Что ему, сказать мне больше нечего?
Есть, конечно. Посоветуйся с врачами (юристами, психологами,
знающими людьми и далее по списку),
обратись к собственному жизненному опыту, к здравому смыслу,
взвесь все «за» и «против».
Покаяйся, в чем совесть обличает, исправь свою жизнь,
если она не очень исправна.
Но при всем при этом и над всем этим — молись!
Молись, потому что ничего ровным счетом без Господнего
«вмешательства» сделать как следует не сможешь.
Молись, потому что это самый естественный путь к тому,
чтобы обрести то, что тебе действительно необходимо.
Помни только, что иногда это то, чего ты так хочешь,
иногда — что-то диаметрально противоположное, а иногда —
вообще нечто, никоим образом с представлениями
и желаниями твоими не связанное.
Но — необходимое.
Только и относись к молитве соответственно.
Не как к повинности, не как к формальности,
не как к «бабушкиному рецепту»:
«Попробую, хуже не будет, а вдруг поможет!».
Молитва — самое важное и нужное дело.
Она — самое действенное средство.
И поэтому молись всерьез, по-настоящему.

Как? Прежде всего, с верой: в то, что слышит Господь,
в то, что любит Господь, в то, что никого и никогда не оставит
Он и не забудет. Со вниманием: если ты просишь о чем-то,
то проси так, чтобы присутствовать в просьбе своей всецело,
умом понимая,
а сердцем переживая то, что произносят твои уста.
С усердием и терпением: не раз, не два,
а многажды, сколько потребно будет.
Со смирением: недостоин я милости от Господа,
как мне требовать ее!
С надеждой: недостоин, да, но на милость Его все же уповаю.
И с доверием: как устроит Он, как решит, так и быть тому,
и слава и благодарение Ему за все!
Такая молитва не останется без плода.
Само пребывание в ней во много крат ценней просимого,
потому что поставляет душу в правильное положение
по отношению к Господу.
И оживает в этой молитве душа, и воскресает,
и иной становится,
и открывается ей сокрытое прежде.
Игумен Нектарий /Морозов/