Утыз-Имяни
Как стать благовоспитанным?
Если на кого нагрянет лютая беда,
Не злорадствуй над беднягой, друг мой, никогда.
Если схватит хворь нежданно ближнего за грудь,
Не вещай, что, мол, к могиле уж недолог путь.
Ничего ты не изменишь ни в какой судьбе,
А слова такие могут повредить тебе.
Уважай родных и близких — это не враги.
Если их огонь охватит, тоже помоги.
Перессоритесь — не будет проку вовсе тут:
На тебе собаки живо шубу раздерут.
Если будешь в доме старших унижать, грубя,
Это только лишь к позору приведет тебя.
За совет сказать «спасибо» другу не забудь.
Если скромным быть не можешь, то хоть вежлив будь,
Кто хвастливо превозносит сам себя всегда,
Тот не сможет быть полезным людям никогда.
Если выручишь в несчастье ты другого вдруг,
То и он тебе поможет, словно верный друг.
Уважай других — и станут уважать тебя.
Мысли ценные ты слушай с пользой для себя.
Сам себя не величай ты ни орлом, ни львом —
Этим только ты унизишь собственный свой дом.
Коль обидит кто знатнее — это ничего,
На него не озлобляйся, не ругай его.
Если ты моложе — строже меру соблюдай.
Об ошибках тех, кто старше, только размышляй,
Если тяжела работа, шумно не кричи,
Не выказывай обиды, лучше промолчи.
Татарская литература конца xıv начала ıx вв.
Габдерахим Утыз Имяни аль-Булгари (1754-1834)
Этот период для татарской литературы знаменателен тем, что в это время
происходит переоценка творческих приоритетов, расстановка новых акцентов.
В связи с падением Казани, основной задачей народа становится сохранение своей самобытности, культуры, образа жизни. Чтобы не забыть о своей сущности и не потерять стержня, появляется необходимость напомнить народу о их героях, насыщенной истории и выдающихся качествах предков. Это помогает народу справляться с невзгодами новой жизни, придает сил и терпения, сохраняет национальную гордость и чувство достоинства.
Утыз-Имяни
Изложения
Что значит быть джигитом?
Хорошо покрасоваться на лихом коне.
Если ты джигит, то это докажи стране.
Если в бедности соседи, помоги ты им,
Добровольные даянья долгом чти своим.
Если обещал — исполни, верность уважай,
Никого вот и настолько ты не обижай.
Не злословь и сам ты лгущих лучше сторонись,
А в ответ на поношенье только улыбнись.
И не хвастайся, что лучше многих ты других.
Красота недолговечна — может длиться миг.
В лучшем случае, пожалуй, несколько лишь дней.
Ты сгниешь и превратишься в пищу для червей.
Есть богатые на свете, есть и бедняки.
Есть и мудрецы на свете, есть и дураки.
Если кто-то не хозяин, значит, он батрак,
И дела со здравым смыслом обстоят не так.
Кто живет лишь в силу счастья, а в удел другим
Ум достался,— что же, служит он не хуже им.

Одним из ярких представителей этого периода является     Габдерахим Утыз Имяни аль-Булгари.
Поэт, педагог, общественный деятель и ученый     Габдерахим Утыз Имяни аль-Булгари     родился в деревне Утыз Имян Чистопольского уезда Казанской губернии (ныне село Новое Кадеево Черемшанского района Татарстана), в крестьянской семье. Рано осиротев, он воспитывается в семье родственников. Мальчик рано начинает учиться - сначала в медресе родной деревни, потом получает знания в соседних деревнях. В поисках новых знаний в 1788 году он вместе с семьей отправляется в Бухару, где в течение нескольких лет учится, встречается с известными учеными, потом и сам становится мударрисом-преподавателем.
О дружбе
Всем друзьям доверю мысли важные вполне.
Помоги, прошу, всевышний, в этом деле мне.
Столько лет я с нетерпеньем ожидал, аллах,
Кто же станет верным другом мне в моих делах?
Мне поддакивали часто люди у ворот,
Отойдя же, говорили все наоборот.
На словах меня хвалили, одобряли все.
А когда касалось дела — предавали все.
Сомневаться начинали все в моих словах,
Никакой уже поддержки не было в делах.
И друзей нелицемерных, грешный человек,
В наши дни не отыщу я, видимо, вовек.
Все приятели по виду хороши, просты,
Только жаль, что почему-то головы пусты.
Если их ты угощаешь за своим столом,
То они с тобой согласны — дружно и во всем.
Но лишь мысль твою узнают, будь уверен, что
На привет твой не ответит попросту никто.
После возвращения из Бухары он учится и преподает в различных медресе Средней Азии. В 1796 году Утыз Имяни отправляется в Афганистан, посещает его древние культурные центры. В 1798 году он возвращается с детьми на родину. После долгих скитаний возвращается в родную деревню отца - Тимяш, где живет, обучает шакирдов, продолжает творческую деятельность до конца своей жизни.
[700x525]
Мавзолей Утыз Имяни
Изложение о богачах
Богачи порой друг друга любят угостить —
С медом чай, блины и масло гостю предложить.
Если же бедняк заглянет в теплый их уют,
Рваную его одежду баи засмеют.
Кто над бедностью смеется, тех карает бог.
Нет такого, чтобы в бедность впасть и сам не мог.
Если бай себя драконом чувствует сейчас —
Может в муху превратиться он в какой-то час.
Лишь одежда из атласа с богача спадет,
Он, тряпьем прикрывши тело, из семьи уйдет.
Занедужит и умрет он, потерявши честь,
И в могиле труп гниющий черви будут есть.
Нам таких примеров много показала жизнь,
Потому ты от стяжательств лучше откажись.
Будь же скромен и кичливость навсегда забудь,
И во всем ты настоящим человеком будь.
Если смерть придет — от смерти не спасут чаи,
Ни богатства, ни ремесла, ни харчи твои.
Он был одним из самых популярных и авторитетных поэтов и ученых своего времени. За свою жизнь из под его пера выходит более 100 трудов. В его рукописном наследии встречаются не только поэтические и прозаические произведения, но и труды по различным отраслям науки:     языкознанию,    мусульманской философии     и праву,    медицине,    астрономии, торговому делу и другие. Мы же затронем его только как     поэта.
Что значит быть джигитом?
Хорошо покрасоваться на лихом коне.
Если ты джигит, то это докажи стране.
Если в бедности соседи, помоги ты им,
Добровольные даянья долгом чти своим.
Если обещал — исполни, верность уважай,
Никого вот и настолько ты не обижай.
Не злословь и сам ты лгущих лучше сторонись,
А в ответ на поношенье только улыбнись.
И не хвастайся, что лучше многих ты других.
Красота недолговечна — может длиться миг.
В лучшем случае, пожалуй, несколько лишь дней.
Ты сгниешь и превратишься в пищу для червей.
Есть богатые на свете, есть и бедняки.
Есть и мудрецы на свете, есть и дураки.
Если кто-то не хозяин, значит, он батрак,
И дела со здравым смыслом обстоят не так.
Кто живет лишь в силу счастья, а в удел другим
Ум достался,— что же, служит он не хуже им.
Из того небольшого списка стихов, которые я успел прочесть меня поразила их тематика и содержательность. Он пишет начиная от личных качествах человека и до отношений с соседями, друзьями, о торговой деятельности. Приглашаю вас насладиться его слогом самостоятельно
Что значит быть ученым?
Коль по счастью ты ученым сделаешься вдруг,
Славословить люди станут все тебя вокруг,
И в своей стране в почете будешь ты ходить,
И тебя почтет за милость каждый угостить.
Да, тебя богач пригреет, но простой народ
Добродетелей надменных просто не поймет.
Если ж будешь о народе от души радеть,
На почетном месте всюду будешь ты сидеть.
Будешь есть со всеми вместе и в согласье жить,
И тебя, назвав джигитом, станут все хвалить.
Если ж чваниться ты станешь, то тебя и тут
За пылинку, за соринку даже не сочтут.
Будешь ты прелюбодеем, будешь ли скупцом,
Или попросту злодеем, или же лжецом —
Хоть каким ученым будь ты, все равно, пойми,
Будешь проклят навсегда ты, навсегда людьми.
Если ты учен, избегни клеветы и лжи,
Благодарность у народа делом заслужи.
Знай: от зла дела благие душу охранят,
В жизни и в загробном мире — будешь всюду свят.
Не кичись тем, что насильно отнял у других,—
Проку мало в том, что вырвешь ты из рук у них.
Не захватывай чужого в жизни ничего.
Есть свое богатство — будет польза от него.
Беден, нищ ли — все равно ты человек всегда.
Не присваивай людского ты себе труда.
Не присваивай деревьев одному себе,
Ведь они даны не только одному тебе.
Не воруй и не злодействуй — в этом чести суть.
Всюду — дома и на людях — справедливым будь.
Знай, всевышний справедливых любит горячей,
Не укроется злодейство от его очей!
Изложение дружбы
Не гнушайся бедняками, свой имея дом.
Если, скажем, ты и умный, не кичись умом.
Если сам чего не знаешь, у других спроси.
Для того чтоб отличиться, ты не доноси.
Не губи себя злодейством, погляди кругом,
Сплетней и доносом друга сделаешь врагом.
Если кто придет с доносом, ты останови,
Нити дружбы с негодяем навсегда порви.
Сам не сплетничая, сплетни оттолкни рукой,
Знай, от сплетен не получишь пользы никакой.
Если сделаешь ты в жизни для кого добро,
Для себя потом увидишь от него добро.
Если злое учинишь ты — это зло везде
Приведет тебя к несчастью, приведет к беде.
Если же в тебя кто бросит камень — не сердись
И в хороших отношеньях с тем ты находись.
Знай: на зло добром ответит в наш злосчастный век
Только мужественный, только мудрый человек.
О дружбе
Всем друзьям доверю мысли важные вполне.
Помоги, прошу, всевышний, в этом деле мне.
Столько лет я с нетерпеньем ожидал, аллах,
Кто же станет верным другом мне в моих делах?
Мне поддакивали часто люди у ворот,
Отойдя же, говорили все наоборот.
На словах меня хвалили, одобряли все.
А когда касалось дела — предавали все.
Сомневаться начинали все в моих словах,
Никакой уже поддержки не было в делах.
И друзей нелицемерных, грешный человек,
В наши дни не отыщу я, видимо, вовек.
Все приятели по виду хороши, просты,
Только жаль, что почему-то головы пусты.
Если их ты угощаешь за своим столом,
То они с тобой согласны — дружно и во всем.
Но лишь мысль твою узнают, будь уверен, что
На привет твой не ответит попросту никто.
Изложение о богачах
Богачи порой друг друга любят угостить —
С медом чай, блины и масло гостю предложить.
Если же бедняк заглянет в теплый их уют,
Рваную его одежду баи засмеют.
Кто над бедностью смеется, тех карает бог.
Нет такого, чтобы в бедность впасть и сам не мог.
Если бай себя драконом чувствует сейчас —
Может в муху превратиться он в какой-то час.
Лишь одежда из атласа с богача спадет,
Он, тряпьем прикрывши тело, из семьи уйдет.
Занедужит и умрет он, потерявши честь,
И в могиле труп гниющий черви будут есть.
Нам таких примеров много показала жизнь,
Потому ты от стяжательств лучше откажись.
Будь же скромен и кичливость навсегда забудь,
И во всем ты настоящим человеком будь.
Если смерть придет — от смерти не спасут чаи,
Ни богатства, ни ремесла, ни харчи твои.
- Татарская литература конца xıv начала ıx вв.