• Авторизация


Пасхальные яйца ювелирной мастерской Карла Фаберже 04-05-2013 18:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!


   Купец 1-й гильдии и мануфактур-советник Петер Карл Густавович Фаберже, известный подавляющему большинству наших современников под своим вторым именем, продолжив дело отца, остзейского немца, основавшего в Петербурге в 1842 г.
[200x]
К.Г. Фаберже
ювелирную фирму, довёл начатое им до совершенства. Свидетельством признания заслуг Карла Густавовича на самом высоком уровне является гордое звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа» и потомственного почётного гражданина. Семейный "магазин золотых и бриллиантовых вещей" Фаберже на Большой Морской улице в доме № 24 был когда-то известен всему Петербургу.
   О том, насколько Карл Фаберже дорожил своим именем и строго следил за неизменно высочайшим качеством ювелирных изделий, выпускавшимся его мастерской, можно судить по дошедшим до нас рассказам о том, что ему ничего не стоило взять молоток и вдребезги разбить почти готовое уже изделие, если оно содержало хотя бы один, даже самый незначительный, изъян.
   Подлинную славу ювелирному дому Карла Фаберже, фактическим главой которого в последние годы перед революцией был его старший сын Евгений Карлович (в 1913 г. он - доверенный фирмы, товарищ председателя русского художественно-промышленного общества), принесла знаменитая серия пасхальных яиц, начало которой было положено ещё в 1885 г. в царствование Императора Александра III. По счастью, история сохранила для нас имена мастеров, так или иначе участвовавших в создании этой серии. Это ведущий мастер Карла Фаберже М.Е. Перхин, русский, выходец из крестьянской среды, золотых дел мастера шведы Август и Альберт Хольстром, Август Холлминг, Генрик Вигстрём, финны Эрик Август Коллин (в 1870 - 1886 гг. он был старшим мастером фирмы Фаберже), Виктор Ааре, Хъялмар Армфелт, Стефан Вякева, Алма Пихл и др. Биография каждого из них заслуживает отдельного рассказа. Между прочим, финка Алма Пихл была единственной женщиной, работавшей художницей-проектировщицей в мастерской Фаберже, это ей принадлежит честь разработки стиля "изморозь на хрустале", и это она является автором Зимнего яйца.
   Возможно, в основу идеи выпуска этой серии легла широко распространенная в дореволюционной России традиция подвешивания к иконам или киотам нарядно декорированных пасхальных яиц из папье-маше с шелковыми бантами или кистями. Некоторые из них, производства фабрики Лукутиных, преподносились ко двору. В росписях пасхальных яиц мастеров лукутинской фабрики изображались композиции Светлого Христова Воскресения, виды Московского Кремля, храмов Василия Блаженного и Христа Спасителя. В кон. XIX - нач. XX вв. пасхальные яйца с вензелями Императорской Четы выпускались и на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге.
[200x]
Алма Пихл, художница-проектировщик
ювелирного дома Карла Фаберже

   К слову. Любопытное описание Светлого Праздника Воскресения Христова 1895 г., первого в совместной жизни Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны находим в дневниковых записях Царя:
   "2-го апреля. Воскресенье. Служба закончилась в 1 3/4. Разгавлялись (так!) у Мама: Аликс, Ксения, Сандро и д. Алексей. Спали до 9 ч. разбирал яйца - хлопотливая и скучная трата времени. В 12 час. началось христосование - Аликс раздавала яйца. Завтракали: д. Владимир и т. Михень с детьми и Георгий (деж.). Поехали по всему семейству с визитами. День стоял ясный, холодный. Пили чай у себя - бедная Аликс устала и к вечерне не пошла. Обедали в 8 ч. По обыкновению читал".
   Однако вернёмся к главной теме нашего очерка. Всего на сегодня в серии пасхальных яиц Фаберже, ставшей символом богатства и роскоши Русского Императорского Дома, известно 71 яйцо, из которых до наших дней сохранилось 62 яйца. К числу же Императорских, предназначавшихся для членов царской фамилии, относятся 54 яйца той или иной степени сохранности. Первым в этой серии стало самое простое, которое в полной мере можно назвать классическим - белое, внутри желток из золота, потом курочка, а внутри неё находилась рубиновая корона (не сохранилась). Шли годы, росло мастерство ювелиров Карла Фаберже, и вот уже в 1897 г. из его мастерской выходит самое знаменитое в этой серии пасхальных яиц - "Коронационное", работы ювелиров М.Е. Перхина и Г. Штейна, заключавшее в себе точную копию Императорской кареты, задействованной в Москве в дни Священного Коронования Их Императорских Величеств.
   Последним в этой серии Императорских пасхальных яиц стало незаконченное пасхальное яйцо с условным названием «Синее созвездие царевича», предназначавшееся для Императрицы Александры Фёдоровны, обнаруженное в 2001 г. в фондах Минералогического музея Ферсмана в Москве.
   В настоящее время Императорские пасхальные яйца работы Карла Фаберже и его мастеров находятся в коллекциях Ваксельберга (бывшая Форбса), в Московской Оружейной палате, в Вашингтоне, художественных музеях Балтимора, Кливленда, Вирджинии и Нового Орлеана, в коллекциях английской королевы и принца Монако, Русском национальном музее.



[300x]
Пасхальное яйцо "Курочка"


[x217]
Пасхальное яйцо "Коронационное"

[210x]
Пасхальное яйцо «Синее созвездие царевича"


© Энциклопедия "Святая Русь"
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Пасхальные яйца ювелирной мастерской Карла Фаберже | ЕнотЪ-потаскунЪ - Энциклопедия "Святая Русь". Неоффицiальный журналъ | Лента друзей ЕнотЪ-потаскунЪ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»