• Авторизация


Святая Равноапостольная княгиня Ольга (945 - 969) 03-12-2012 19:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Материал из энциклопедии "Святая Русь"

[217x263]
Святая Равноапостольная княгиня Ольга


О происхождении великой княгини киевской Ольги, также как и о происхождении трех её предшественников на новгородском и киевском великокняжеских престолах единого мнения до сих пор нет. Так, по мнению Е.В.Пчелова, она была дочерью Словена Молодого, а тот, в свою очередь, был внуком Гостомысла (сыном его сына Избора от брака с некой Прекрасой) и, отсюда, двоюродным братом Рюрика, первого князя новгородского, прибывшего в Новгород или Ладогу с дружиной в 862 г. от Рождества Христова по приглашению Гостомысла. Версии о славянском происхождении Ольги (языческой Прекрасны или Прекрасы) и принадлежности её к роду Гостомысла также придерживалась монахиня Таисия (Карцева). Последняя называет и предполагаемое место рождения Ольги – селение Выбуты под Псковом, при этом дата её рождения остаётся неизвестной. Правда, Н.М.Карамзин, рассказывая о государственном визите Ольги в Константинополь, утверждает, что ей тогда было не менее шестидесяти лет, а это значит, что первая русская святая родилась на временном отрезке между 895 и 897 гг.

Легенда гласит, что знакомство псковитянки Ольги и будущего великого князя киевского Игоря состоялось во время лодочной прогулки Ольги по реке Пскова. Очарованный красотой родственницы, и находясь под впечатлением от её мудрости, Игорь послал в за Ольгой в Псков своего опекуна Олега, который привез её в Киев в 903 г. и дал Прекрасе варяжское имя Хельга (Ольга).

Судя по тому, как Ольга вела государственные дела после трагической гибели мужа в 945 г., исполняя обязанности регентши при своём малолетнем сыне Святославе, она действительно обладала недюжинным умом и талантом государственного деятеля, что заставляет думать, что она и в самом деле принадлежала прежде к какой-то знатной семье и что навыки государственного управления были привиты ей задолго до того, как она стала великой княгиней киевской.

В год гибели мужа Ольга начала войну против непокорных древлян (как акт мести за убийство мужа), продлившуюся около года, начало которой, вторя летописным известиям, подробно излагает Н.М.Карамзин в своей “Истории Государства Российского”. В 946 г. древляне во главе со своим князем Малом, причастным к зверскому убийству Игоря Старого, капитулировали, сам древлянский князь оказался в заключении, а его дети Добрыня и Мала (Малуша) - в личном рабстве у Ольги. В заслугу Ольге должно поставить и организацию новых административно-территориальных единиц – погостов (волостей): “В лето 6544”, - повествует летописец, - “иде Вольга Новугороду и устави по Мъсте повости и дани и по Лузе оброки и дани и ловища ея суть по всей земли знаменья и места и повосты...”. Причем такое разделение земель Северо-Западной Руси сохранялось и в XVII – начале XVIII вв. В её правление земельные владения Рюриковичей значительно расширились. В это же время сохраняются ещё добрососедские отношения Киевской Руси и Византии: в Константинополе живут русские купцы, русские служат у греков в качестве наёмников, как на флоте, так и в войсках Константина Багрянородного и его сына Никифора Фоки. В 949 г. русские (современные авторы называют число “ограниченного контингента” русских в византийских войсках того времени - 600 чел.) принимают активное участие в боях за освобождение Крита от арабов (сарацинов), а в 964 г., как пишет Н.М.Карамзин, ссылаясь на арабского историка Новайри, сражаются с сарацинским вождём Аль-Гассаном на Сицилии. В правление Ольги, продолжавшей управлять государством и после возмужания Святослава, в 961 г. на Русь прибыло посольство германского императора Оттона I во главе с епископом Адальбертом Магдебургским (? - 981), на которого к тому же были возложены миссионерские функции. Не исключено, что посольство это прибыло тогда в Киев по приглашению самой Ольги. В 968 г. в отсутствие Святослава, проводившего все свое время в военных походах, Ольга, уже в качестве христианской княгини, руководила защитой Киева от язычников-печенегов.

Кстати, вопрос времени принятия Ольгой христианства также до конца неясен – большинство авторов, впрочем, сходятся в том, что Ольга крестилась с именем Елена во время своего визита в Царьград (Константинополь) в 955 или 957 г. Тот же Н.М.Карамзин, например, называет и её восприемника от купели, крестного отца – самого Императора Константина Багрянородного. Однако, вместе с тем, следует принимать во внимание и тот факт, что первые христиане появились в Киеве ещё во при Аскольде и Дире, а во времена Ольги в её стольном граде уже существовал храм во имя св. Илии, и в Царьград она могла ездить на паломничество или за патриаршим благословением. Очевидно одно, у этого акта – принятия Ольгой христианства была ещё и политическая подоплёка: таким образом греки заручались дополнительной военной поддержкой русских единоверцев (или, как они тогда совершенно безосновательно полагали, могли рассчитывать на таковую). Из той поездки Ольга и в самом деле привезла благословение патриарха – крест, который долго потом хранился в Киеве и исчез после разгрома города татарами в 1240 г.

Есть сведения, что и сына своего Святослава Ольга пыталась склонить к принятию новой веры, однако, все её уговоры не возымели действия, поскольку тот в своих действиях опирался на языческую дружину. Ольга отошла в вечность в субботу 11 июля 969 г. и, как гласит народная молва, перед смертью предрекла обращение всей Руси к Христу. Она первой из князей Рюрикова дома была похоронена по христианскому обряду. Память святой Равноапостольной Княгини Ольги совершается в Русской Православной церкви в день её кончины.


Полная версия: http://holy-russia.ru/knyaginya-olga.html
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
Благодарю! Так приятно! Я тоже продолжаю публикации об Великой Княгине Ольге! Стихи вот опубликовала... Только мало, почему-то стихов о ней. Ну или я мало нашла!
Nadin2011 12-12-2012-22:21 удалить
Интересно! А Вы во что верите?
Ответ на комментарий Nadin2011 # Спасибо! С какой целью интересуетесь? :) А если серьёзно, то не очень понимаю, о чём Вы.
Nadin2011 13-12-2012-10:18 удалить
Ответ на комментарий ЕнотЪ-потаскунЪ # Интересная информация, но мне не очень понятно отношение автора к христианству.
Ответ на комментарий Nadin2011 # А мне кажется это очевидно, разве нет? В особенности после фразы "отошла в вечность". А можно было написать, например, "отправилась к праотцам"... Одним словом, автор великий грешник, очень верующий человек.


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Святая Равноапостольная княгиня Ольга (945 - 969) | ЕнотЪ-потаскунЪ - Энциклопедия "Святая Русь". Неоффицiальный журналъ | Лента друзей ЕнотЪ-потаскунЪ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»