Материал из энциклопедии "Святая Русь"
Одно из восточнославянских племен VI – IX вв., избравшее местом своего обитания лесостепи по западному, правому берегу р. Днепр, в его среднем течении. Земли, занимаемые полянами, граничили на северо-востоке с землей древлян, на западе они прилегали к южным поселениям дреговичей, на юго-западе они соприкасались с тиверцами, а на юге – с уличами. Происхождение этнонима “поляне” летописец объясняет следующим образом: “занеже в поле сидяху”, как бы в пику древлянам, обитавшим в лесистой местности Полесья. “Многие славяне, единоплеменные с ляхами, обитавшими на берегах Вислы”, - повествует вслед за летописью Н.М.Карамзин, - “поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от чистых полей своих. Имя сие исчезло в древней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей государства Польского. От сего же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской”.
Согласно летописным данным, поляне занимались пашенным земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. Общность вида их жилищ (полуземлянок) и погребальных обрядов (курганы с трупосожжениями) с жилищами и обрядами соседних славянских племен (волынян, древлян и дреговичей) некоторые современные исследователи связывают с общим их происхождением от племени дулебов. Любопытно, что в летописи неоднократно отмечается более высокое, чем у соседних племен, развитие экономических и общественных порядков у полян, их высокий нравственный облик. Чего только стоит, например, легенда о первых полянских князьях – основателях Киева Кия Щека и Хорива с их сестрой Лыбедью (V - VI вв. нашей эры) и т. д. Такое положение вещей, впрочем, легко объяснить географией расселения полян – на знаменитом транзитном пути “из варяг в греки” и их активное участие в международных торговых отношениях того времени. Так, например, монетные клады свидетельствуют о том, что торговля с Востоком началась здесь ещё в VIII в. (на сей счёт, однако, есть и иное мнение - дескать, монеты могли попасть сюда с варягами, т. е. не ранее X в.).
С именем полян связано и летописное известие о появлении в Киеве в 862 г. или около того варягов Аскольда и Дира и основание Киевской Руси. А ещё раньше, согласно позднему преданию (времен Владимира Мономаха), здесь, на Днепре, на киевских горах, появился апостол Андрей Первозванный, благословивший эти горы, водрузивший на них крест и, как утверждает летописец, предсказавший основание на этих горах «града великого» с множеством церквей. К моменту появления в их пределах Аскольда и Дира поляне, за отсутствием к тому времени у них князей (поскольку те “изгибли”), в течение короткого времени были уже данниками хазар и платили, как отмечает С.М.Соловьев, “по белке с каждого дома”. Надо думать, что после появления в Киеве Аскольда и Дира ситуация с таким с позволения сказать “налогообложением” в корне меняется, и поляне становятся уже данниками “своих” князей и той части варяжской дружины Рюрика, что прибыла в Киев вместе с новоиспеченными князьями. А концу IX в. варягам становятся подвластны соседние славянские племена. Таким образом, область полян становится ядром древнерусской государственности, вокруг которого объединились впоследствии другие восточнославянские земли.
В последний раз имя полян упоминается в летописи во времена князя Игоря Старого и св. Ольги под 944 г., в связи с походом Игоря на Царьград (Константинополь), после чего на смену этому этнониму пришёл новый этноним – Русь (“поляне, яже ныне зовомые Русь”), распространившийся и на другие области Киевской Руси.
Источник:
http://holy-russia.ru/polyane.html