В этой статье пока что не рассмотрены варианты бранной и закладной технике. Так как не владею ею сама. Если будут предложения по дополнению статьи этими пунктами, рассмотрю их в большим энтузиазмом!
http://earving.nm.ru/loom.html
Самое раннее изображение бердо выявлено в манускрипте начала 14-го века. Оно так же использовалось в эпоху раннего средневековья в Скандинавии. Скандинавы вырезали их из кости и оленьего рога. В течение многих столетий французы и испанцы использовали гребни для создания бердечек.
Способ тканья на бердо был распространен по всему Псковскому округу, в Смоленщине, Могилевщине, на Севере у пермяков, в Сибири у остяков, известен во всей Средней и Северной Европе в средние века, а так же в Америке, куда, Как предполагают, он был завезен европейцами после завоевания Америки. Пермяками и остяками он, возможно, был заимствован у русских.
Для того, чтобы ткать на бердо, вам необходимо прежде всего бердо. Оно представляет собой тонкую( 3-4 см) деревянную пластину размером в среднем около 13—14 см в высоту и 24—26 см в ширину, поделенную щелеобразными прорезями шириной 1.5 –2 мм на тростины. Посреди каждой их них имеется круглое отверстие диаметром 1.5-2 мм.
Дополнительными инструментами для ткачества да бердышке являются челнок, ножницы, деревянный нож для подбивания уточной нити, пояс, к которому вы привяжете нити и соответственно нитки( начинающему лучше взять шерстяные нитки потолще).
[показать]
[показать]
[показать]
Для изображения схемы рисунка используется чаще всего такой вариант:
x | x | x | x | x | x | x | x | x | x | x | x | x | x | x | x | x | ||||||||||||||||
x | o | o | o | o | o | o | o | o | o | o | o | o | o | o | x |
. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
. |
(То есть, если мы хотим, чтобы тесьма была 1м, то необходимо взять 1м+20 см+60 см = 1 м 80 см нитей).
20% уйдет на сокращение длины нитей, следующих волнообразно за нитью утка.
60 см уйдет на узлы с обеих сторон и на свободу передвижения бердо.
Итак, отмеряем нужное количество и нужную длину нитей. Вставляем их в бердо. Считайте, что самая сложная часть работы позади:)
Делаем узел на дальнем от вас конце нитей и привязываем его, положим, к ручке двери. Проводим бердечком вперед-назад, чтобы устранить спутывание нитей. Делаем узел на другом конце нитей, равномерно их натягиваем и привязываем к поясу.
Если вы используете не все отверстия и прорези, вставлять нити начинайте с середины, расходясь в разные стороны.
Нить утка можно намотать на челнок или, за неимением его, смотать в узкий моточек.
Можно приступать к ткачеству.
Шаг 1: оттягиваем бердо вниз. Вследствие этого возникает зев, так как нити из отверстий идут вниз, те же, что были в разрезах, остаются на месте. Пропускаем сквозь зев нить утка.
[показать]
[показать]
Шаг 2: Теперь оттягиваем бердо вверх и открываем новый зев. Подбиваем предыдущий ряд утка и пропускаем новую нить.
[показать]
[показать]
Теперь повторяйте шаг 1 и 2 попеременно, при этом не забывая подбивать.
За подбиванием лучше следить особо, чтобы не получить полосочек разной ширины и трапеций вместо прямоугольников.
При подтягивании уточной нити (после подбивания) учтите, что чем сильнее вы её поддернете, тем меньше её будет видно на тесьме.
Следует так же учесть, что чем ближе к вам находится бердо, тем шире тесьма, так как оно само раздвигает нити и никаким уже подбиванием и подтягиванием тесьму не сузить.
И главное! Натягивайте! Натягивайте нити так, как будто от этого зависит ваша жизнь:)))
[показать]
Получившийся узор
а) Региональные отличия в выборе цвета.
Красный цвет - яркий, с оранжевым оттенком, зеленый — тоже яркий, травянистого оттенка. Такое сочетание цветов в тканых поясах любили делать мастерицы узорного тканья в Рязанской области, в Мордовской АССР. На севере России были излюбленными другие сочетания, часто с преобладанием лиловых, коричневых, серебристо-серых цветов. Вот пример сочетания цветов и их чередования в узорных поясах Архангельской области:
темно-коричневых — 2 нити, лиловых — 2 нити, белых — 2 нити, лиловых — 3 нити, темно-коричневых — 1 нить, белых — 1 нить, темно-коричневых — 1 нить, белых — 7 нитей. |
![]() Получившийся узор |
красных — 3 нити, белых — 1 нить, зеленых — 3 нити, черных — 1 нить, красных — 3 нити, белых — 1 нить, желтых — 3 нити, красных — 4 нити, красных — 3 нити, белых — 1 нить, черных — 1 нить, красных — 1 нить. |
![]() Получившийся узор |
б) Собственно варианты.
Варианты, подсмотренные на заграничных сайтах. Некоторые из них имеют аналоги, хранящиеся в Музее этнографии народов СССР (Санкт-Петербург).
Вариант 1.
х | x | x | x | x | o | o | x | o | x | o | o | x | x | x | x | x | ||||||||||||||||
x | o | o | o | o | o | o | x | x |
Вариант 2.
o | o | x | x | o | o | ||||||
o | o | x | x | o | o |
Вариант 3. Он же разновидность предыдущего.
х | x | x | o | o | o | y | y | y | o | o | o | x | x | x | ||||||||||||||||
х | x | x | o | o | o | y | y | y | o | o | o | x | x | x |
Вариант 4.
o | o | o | х | x | x | y | y | y | x | x | x | o | o | o | |||||||||||||||
х | x | x | o | o | o | x | x | x | o | o | o | x | x | x |
![]() Вариант 1. |
![]() Вариант 2. |
![]() Вариант 3. |
![]() Вариант 4. |
1. Народныя мастацкiя рамёствы Беларусi / Уклад. Я.М.Сахута. – 2-е выд. – Менск: Беларусь, 2001. – 168 с.: iл.
2. "Основы художественного ремесла" под ред Бородулина, Танкус. Практ. пособие для руководителей школьных кружков. М.: Просвещение, 1978.- страница 165-171
3. Лебедева. Рязанский этнографический вестник. 1997.
4. Археология России. Ремёсла. Ткачество и плетение.
5. Матриалы сайта.( Искать в меню под пунктом "Kammweben"-"Anleitung").
6. Опять же на немецком. (Много описаний. Не схем, а именно описаний на немецком).
7. Еще один немецкий сайт.
8. И немножко с сайта Isabel Ulfsdottir.