[1000x667]
[1000x750]
Часть представленных в этом зале сервизов была преподнесена в дар Габсбургам французской королевской династией. Обмен подарками между дворами Европы был широко распространен и служил укреплению дипломатических и личных взаимоотношений.
[1000x665]
Сервиз с зелеными лентами в витрине справа от входа был преподнесен в дар императрице Марии Терезии королем Франции Людовиком Пятнадцатым. Подарок должен был служить знаком увеличивающегося доверия и сближения Франции и Австрии после череды кровавых войн. Струящиеся зеленые ленты представляют собой основной элемент декора, а форма каждого отдельного предмета копирует барочные работы золотых и серебряных дел мастеров. Каждый предмет сервиза украшают аллегорические изображения любви, поэзии, музыки, живописи, скульптуры. Своими яркими цветами сервиз обязан новой технике, использованной фарфоровой мануфактурой в Севре.
[1000x668]
[1000x879]
[1000x1333]
[1000x667]
[1000x667]
[1000x799]
[1000x665]
[1000x1563]
[1000x564]
[1000x750]
[1000x750]
[1000x750]
[1000x750]
[1000x750]
[1000x783]
Золотой сервиз в полукруглом эркере у противоположной стены был самым прекрасным сервизом венского двора. Это настоящий шедевр венской фарфоровой мануфактуры, изготовленный в 1814 году по случаю большого конгресса европейских держав в Вене. Каждый предмет сервиза покрыт золотом.
[1000x750]
[1000x750]
[1000x750]
[1000x625]
[1000x788]
Сервиз в витрине слева от золотого поражает необыкновенно тонкой цветочной росписью. Это работа Мейсенской мануфактуры, датирующаяся ориентировочно 1775 годом.
[1000x667]
[1000x1500]
[1000x1333]
[1000x1500]
[1000x665]
[1000x1166]
[1000x1081]
[1000x667]
[1000x1500]
[1000x667]
[1000x667]
[1000x667]
[1000x665]
[1000x667]
В центральной витрине зала выставлены 3 из четырёх оригинальных супниц, привезенных императором Йозефом Вторым из Версаля, где в 1777 году он посещал свою сестру, французскую королеву Марию Антуанетту. Из поездки 1777 года, когда австрийский император навещал сестру, он привёз в Вену около 500 предметов севрского фарфора, включая четыре супницы. До наших дней сохранились лишь три. Супницы украшены изображениями фруктов, цветов, снопами пшеницы, символизирующими плодородие и соответствующими каждому из четырех времен года.
[1000x564]
[1000x667]
[1000x667]
[1000x750]
[1000x835]
[1000x1333]
Из Версаля император Йозеф привез в общей сложности более пятисот дорогих фарфоровых изделий из Севра, в том числе и замечательный яблочный сервиз, демонстрируемый в витрине у входа в зал. Весь фарфор был даром французского двора.
Новофранцузский пладеменаж
Один из первых заказов вступившего на престол сына Фердинанда, императора Франца Иосифа. Сделали его в Париже, отсюда и название пладеменажа — Новофранцузкий. Гладя на причудливые формы горки можно ошибиться во времени его изготовления.
[1000x672]
[1000x1500]
Многочисленные путти, причудливые рокайли, канделябры с рожками, вьющиеся гирлянды говорят об эпохе барокко.
[1000x670]
[1000x670]
Но пладеменаж изготовили в 1851 году. Это заслуга матери императора, эрцгерцогини Софии Баварской. Она возродила традиции барокко и рококо при дворе, о чём говорит не только посуда, но и убранство дворцовых покоев.
[1000x667]
Десертные вазы из Новофранцузского пладеменажа выставлены в отдельной комнате. Во время императорских застолий многоярусные менажницы и вазы наполнялись аппетитными сладостями, десертами, фруктами.
[1000x670]
[1000x563]
[1000x1351]
[1000x670]
[1000x670]Фарфоровые вазы для фруктов
Старый французский набор для украшения стола
[1000x670]
[1000x670]
За стеклянной перегородкой демонстрируется еще один набор для украшения стола, заказанный по случаю коронации императора Фердинанда как короля Ломбардии и Венеции в Милане.
[1000x563]
Ансамбль из позолоченной бронзы был изготовлен в 1838 году в Париже. Автор набора до сих пор остается неизвестным. При дворе было довольно обычным делом скрывать имена иностранных мастеров, чтобы не обидеть местных умельцев. Квадратные зеркальные блюда отражали свет свечей в подсвечниках и канделябрах. Фигурные украшения, золотые завитки создают ощущение элегантной роскоши.
[1000x667]
[1000x667]
[1000x1506]
Экспозиция комнаты посвящена посуде, использовавшейся для сервировки стола во время десерта. Десерт по традиции завершал трапезу. В качестве десерта подавались фрукты, варенья, желе, конфеты. К ним полагались и особые приборы. Ножи, вилки и ложки были меньше, чем те, которые использовались для основных блюд. В обязательном порядке приборы должны были сочетаться по стилю с посудой для десерта.
[1000x660]
На больших церемониальных обедах для подачи десертов использовались богато украшенные сложные блюда, часто декорированные аллегорическими символами и фигурами. Чтобы понять их смысл, необходимо было обладать определенными знаниями в истории, поэзии, архитектуре. Над производством таких блюд трудились фарфоровые мануфактуры в Мейссене, Берлине, Вене. В некотором роде подобная посуда облегчала труд кондитеров: если предполагалось использовать столь роскошные блюда для десертов, сам десерт можно было не украшать.
[1000x646]
[1000x750]
[1000x750]
[1000x1333]
[1000x625]
В зале представлен восточный фарфор, также являющийся частью имперской серебряной коллекции. Увлеченными коллекционерами восточного, главным образом – японского – фарфора были Карл Александр, брат супруга Марии Терезии и Мария Анна, младшая сестра Марии Терезии.
[1000x667]
[1000x667]
[1000x667]
Часть представленной посуды была привезена из Японии. Порт Имари, откуда фарфор экспортировался в Европу, дал название стилю японского фарфора. Имари характеризуется использованием синих красок на белом фоне, растительными мотивами и зернистой структурой самого фарфора. Допускалось также использование и других цветов. В этом случае фарфор носил название "какиемон". Имари всегда пользовался огромной популярностью в Европе. Среди продукции известных мануфактур 19 века можно было нередко встретить подражания японским мастерам. Демонстрируемые в этом зале образцы делятся на непосредственно японский фарфор и китайские имитации.
[1000x670]
[1000x750]
[1000x823]
[1000x1500]
[1000x670]
[1000x670]
[1000x667]
[1000x670]
[1000x750]
[1000x649]
[1000x665]
[1000x670]
[1000x625]
[1000x667]
[1000x670]
[1000x670]
[1000x670]
В дальнем конце стеклянной витрины представлен очень личный предмет: дорожный набор императрицы Марии Терезии. Он был изготовлен специально для императрицы и сопровождал ее повсюду.
[1000x670]
[1000x573]
[1000x657]
[1000x804]
[1000x789]
В набор входят нож, сервировочная вилка, обычная вилка, ложка, маленькая подставка под яйцо, ложечка для яйца с приспособлением для извлечения костного мозга, а также солонка. Все предметы были изготовлены из чистого золота в середине 18 века.