• Авторизация


"Итальянский Мастер музыки из Амстердама" - Пьетро Антонио Локателли" 06-09-2018 17:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Barucaba Оригинальное сообщение

"Итальянский Мастер музыки из Амстердама" - Пьетро Антонио Локателли

Пьетро Антонио Локател­ли (1695—1764) прославился как выдающийся виртуоз XVIII века, новатор в области скрипичной техники, во многом подготовивший появление Паганини. 

Locatelli (563x700, 384Kb)

Данных о его жизни очень мало. Он родился в Бергамо и, види­мо, там получил первые уроки игры на скрипке. Заметив его незаурядные способности, родители отправили Локателли в Рим для изучения скрипичной игры у Арканджело Корелли. Пройдя курс искусства скрипки в Риме, Локателли предпринимает многолетние концертные гастроли по многим городам Европы, где он приобрёл славу виртуоза. Местом же постоянного своего жительства он избрал Амстердам. В 1721 году там выходит из печати его первый опус — Двенадцать concerti grossi, в которых заметно влияние стиля его учителя.



Амстердам в это время был известным культурным и музыкальным центром Европы, где шла интенсивная концертная жизнь, приезжали знаменитые музыканты. Город славился как один из немногих центров нотопечатания, где издавалось большое количество и произведений итальянских композиторов. 

В 1725 году Локателли занимает должность камерного музыканта в капелле принца Филиппа Гессен-Дармштадтского в Мантуе, затем служит у курфюрста Фридриха-Августа в Саксонии, выступает в Берлине и Касселе. После ряда концертных выступлений в Италии (в том числе в Венеции), Испании, Англии Локателли в 1729 (по некоторым сведениям — в 1732) году поселяется уже навсегда в Амстердаме. Здесь он занимается интенсивной концертной деятельностью как скрипач и дирижер, организует первые открытые публичные концерты, преподает, помогает изданию музыкальных произведений.

Локателли называл себя «итальянским мастером музыки, жи­вущим в Амстердаме». Он живо интересовался музыкальной жизнью Италии, что сказывается в его сочинениях, отражающих новые веяния, особенно связанные с венецианской оперой. Локателли занимался и педагогической деятельностью. У него было много учеников, и он воспитал ряд профессиональных скрипачей. Однако никто из них не стал концертирующим инструменталистом, за исключением одного — Жан-Мари Леклера.

Ко времени пребывания в Амстердаме относятся практически все напечатанные сочинения Локателли. Некоторые из них были написаны ранее. Так, Двенадцать сонат для поперечной флейты и basso continuo, op. 2 (1732) явно были написаны в Германии, где традиции игры на флейте были широко распространены, в том числе и при берлинском дворе.
 
Зато уже следующее сочинение поставило Локателли в ряд наиболее интересных скрипичных композиторов Европы. 
 
Locatelli "l'arte del violino", op.3
Concerto no.12 D Major, "il laberinto armonico"
Ilya Gringolts, violin



В истории скрипичного искусства особое место принадлежит ор. 3 Локателли, изданному в Амстердаме в 1733 году. Это — сочинение, известное под названием «L’Arte del violino» («Искусство скрипки»),— «12 концертов или скрипичных соло с 24 каприччо ad libitum для первой (солирующей) и второй скрипок, альта, виолончели и баса». За исключением Второго (двухчастного) и Двенадцатого (четырехчастного) концертов, все они трехчастные, причем обе быстрые части (первая и последняя) заканчиваются своеобразной каденцией, которую Локателли называет каприччо. 
 
Исключительной задачей творческой деятельности Локателли было довести до высшей степени виртуозность, именно на неё одну он обращал слишком большое внимание, в ущерб задушевности и певучести игры, свойственной скрипке. Он употреблял необыкновенно высокие аппликатуры и скрипичные пассажи, в особенности в своих Capriccio, где трудность пассажей в арпеджио, очень высокие ноты и другие приёмы показывают желание автора усовершенствовать лишь технику игры. Звучность и ясность игры много теряют при этом.Художественность идеи также часто страдает. Английский композитор и историк музыки Чарлз Бёрни замечал, что игра Локателли больше поражала, чем восхищала; при этом он имел в виду исключительную силу и виртуозность его игры. И другие современники подчеркивали в исполнительском стиле итальянского мастера прежде всего энергию, оригинальность выражения, темпераментность. В двадцати четырех Capriccio, в основном имеющих концертно-виртуозное значение, Локателли предстает подлинным новатором скрипичной техники, подготовившим (а в известном смысле и предвосхитившим) технику Паганини. Для того чтобы об­легчить выполнение некоторых технических приемов и способов звукоизвлечения, он один из первых утончил струны, что дало необыкновенный успех, особенно в игре флажолетами, в быстрых пассажах и звучании верхних позиций. Паганини перенял это именно от Локателли.
 
В  Capriccio мы видим не только новые виртуозные приемы — значение их гораздо глубже. Локателли впервые подходит к скри­пичной технике с позиций раскрытия физических возможностей человеческих рук, нахождения способов их наибольшего приспо­собления к инструменту в связи с художественными задачами. 
 
Локателли творил в ту пору, когда сольное виртуозное начало пробивало себе путь, оформлялось как ярко инструментальное начало, имеющее право на существование. Кроме того, уже начинали проявлять себя, пока еще подспудно, предпосылки к массовому искусству. И здесь Локател­ли прозорливо уловил его тенденции.
Locatelli "l'Arte del violino", op.3
Concerto no.11 A Major 



Нельзя сказать, чтобы эти недостатки встречались во всех сочинениях Локателли. Напротив, некоторые из его концертов чрезвычайно хороши по своим пластически-пленительным формам. Некоторые музыкальные писатели даже находили в них "бездну грации, чувства и прекрасной гармонии".

Трио-сонаты, ор. 5



В ор. 7 (1741) Локателли применяет новый вариант состава ансамбля. По существу эти шесть концертов для смычковых ин­струментов с basso continuo представляют собой прообраз квартет­ного жанра. Написаны они для трех скрипок и баса и в случае исполнения баса на виолончели весьма близки классическому составу квартета. Особый интерес представляет Шестой концерт, носящий программное название «Плач Ариадны», в котором широко представлено речитативное оперное начало. Не исключено здесь влияние творчества Вивальди.



I. Andante, allegro, adagio, andante, allegro - 0:05
II. Largo - 4:32
III. Largo andante - 7:11
IV. Grave - 11:14

Частично использован материал отсюда:

Л.Гинзбург, В.Григорьев. ИТАЛЬЯНСКОЕ СКРИПИЧНОЕ ИСКУССТВО XVI — XVIII ВЕКОВ

http://blagaya.ru/skripka/history-books/isi/locatelli/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Итальянский Мастер музыки из Амстердама" - Пьетро Антонио Локателли" | Воз-дух - Дневник Воз-дух | Лента друзей Воз-дух / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»