• Авторизация


Арт-терапия древности. Славянское обережное искусство 27-03-2015 07:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Nina62 Оригинальное сообщение

Арт-терапия древности. Славянское обережное искусство

Арт-терапия - это лечение искусством. Сам термин родился в 40 годах 19-го столетия. Это официально, а вот по сути, искусством лечились с древнейших времен. И не только лечились, но и активно использовали в быту - ни одна охота не проходила без прорисовки животного и заклинания Духов об удачной охоте.

Это сейчас искусство служит красоте, а изначально, оно служило Духу. И мне кажется, что Господь даровал человеку искусство только, для того, чтобы связать Мир горний с Миром дольным. И главной функцией изображения было - поддерживать эту связь, оберегать и защищать.
[227x150]
Давайте начнем со славянского обережного искусства:

С древнейших времен человек чувствовал себя бессильным перед природой и ее стихиями.Пытался понять их суть, раскрыть механизм влияния на него природы, обезопасить себя от неуправляемой стихии. И составлял целый комплекс взаимодействия с этими силами, сплетая охранительную символику в единый образ мироздания, он покрывал одежду и жилище изображениями-оберегами.
02 (150x98, 8Kb)03 (49x59, 2Kb)
Наиболее древними обережными символами были узоры, связанные с тремя стихиями, которым поклонялись славяне: символы земли, воды, огня.



Символы земли – засеянное поле (ромб, разделенный на четыре части с точками внутри каждой), знак плодородия (свастика).

Символ воды – хляби небесные (волнистые линии).

Символ огня - косой крест (огонь земной), громовный знак (шести- или восьмилучевая звезда).

Крест - символ солнца и огня, уходящий в энеолитическую первобытность. Славяне-язычники широко практиковали их своих языческих святилищах. Слово "окрест" означает "округу", пространство вокруг нас.

Кроме этих, основных знаков, языческая символика включает изображение солнца, радуги, фигур богини на вершине строения, подковы и многие другие.

04 (150x150, 23Kb)05 (150x150, 27Kb)
Навьник . Сваор солнцеворот

В Обережных символах изображались Природные элементы: плодородие земли, озерная сила, лесная мощь и другие стихийные силы. Эти Природные обереги в народе называли Стихийными Оберегами. Кроме того, уважая животный мир Матушки земли, в нательные обереги включались различные представители животного мира: птицы, змеи, дикие и домашние животные, рыбы, сказочные звери
06 (150x150, 29Kb)07 (150x150, 14Kb)
Солнечный крест. Гаруда

На нательных оберегах из Священных деревьев часто изображалась солнечная символика, т.н. солярники. Обереги изготавливались не только из Священных древесных материалов, но и отливались из серебра, а также различных благородных и простых металлов, кои давала щедрая Мать Сыра Земля; вышивали Обережные Ладанки на ткани, плели из кожи, бисера и разноцветных нитей. Природные Обереги и Ладанки передавали человеку могучую силу из окружающего его Мира Яви.
08 (149x150, 5Kb)09 (200x150, 6Kb)
Кроме сил природы, помощь и поддержку славянский народ получал, укрепляя Род, свято веря, что предки, готовые помочь, всегда находятся рядом. И в наши дни, возрождая древние традиции, мы приобщаемся к незаслуженно забытым знаниям, становимся частью рода, вспоминаем свои корни — кто мы и откуда.
10 (180x140, 8Kb)
Итак, начнем с жилья –

Входы во двор и в дом: на колья ограды надевались, имевшие магическую силу, битые горшки, навешивались счастливые камни с естественным отверстием ("куриный бог"). Во всех случаях взывали к помощи батюшки-домового, дворового, банника, овинника, "кутного бога" и других "доброхотов" и "доброжилов", представителей своего усадебного воинства. В качестве постоянных оберегов над воротами часто помещали или одиночный солярный знак или знакомые нам три солнца, символизирующие день от утра до вечера. Солнечный символ, как правило, представлен и в его шестилучевом варианте, соединяющем в себе и символику неба, Рода. Очень часта обработка воротных столбов в виде схематичных антропоморфных фигур-идолов.
[500x418]
На самых «уязвимых» местах дома и во дворе обязательно размещали многочисленные охранные символы: изображение солнца, «громовые знаки», фигура богини на вершине строения, подковы и т. д. Это сейчас, кстати, принято считать резные украшения на домах, наличниках окон лишь произведениями искусства, хотя на самом деле их первейшим, истинным предназначением было оберегать дом от злых духов, дурного глаза и прочих неприятностей. Изысканным орнаментом покрывались все проемы и отверстия, через которые всевозможная нечистая сила могла в дом проникнуть. А венчал дом, конечно же, конек – символ добра и счастья, да благополучия.

12 (137x150, 8Kb)
Самым сильным охранительным комплексом является украшение окон светелок, чердачных помещений второго этажа. Поднятые на значительную высоту, они были видимы издалека, и поэтому их магическая сила простиралась дальше, чем у обычных окон. Эти наличники представляли собой целые теремки с фронтоном, витыми столбиками и узорчатым подножием.
[204x150]
Важно отметить, что архитектурный декор не был простой суммой отдельных знаков. Созданный руками человека, микрокосм повторял картину мира, возникшую в представлениях предков славян (да и многих других народов) где-то в глубинах бронзового века. Внизу была священная земля предков. Выше этого человеческого, жилого яруса воспроизводились небеса, два неба, как и положено, в древней картине мира, где среднее небо, облекающее землю, небо светил и воздуха, отделено от верхнего голубым куполом придуманной древними "тверди".

Выше тверди - обиталище Рода, верховного повелителя вселенной, распорядителя "хлябей небесных", запасов воды, необходимой для пашен и создателя непрерывно возобновляемого жизненного начала. Могущественным и страшным своей повсеместностью злым духам противопоставлен ход солнца от восхода до заката; верхнюю точку дома с ее широким обзором окружающего пространства обороняет сияющее, как бы удвоенное полуденное солнце и солнечный конь-охлупень, венчающий кровлю. В грозу и бурю солнечные символы, называемые в народе "громовыми знаками" ("от грому"), должны спасти от удара молнии, от пожара, так как они выражают идею ясного дня, безоблачного неба
14 (200x150, 11Kb)15 (200x150, 10Kb)
А внутри хоромины, все, что относилось к приготовлению и потреблению пищи, все, что было связано с изготовлением одежды и самой одеждой, вся мебель (особенно кровать) и сундуки для хранения добра - все это щедро покрывалось сакральным орнаментом (вот только, ведра, квашни, ушаты не покрывались узорами – их холстинами вышитыми накрывали).
16 (191x150, 18Kb) [212x150]18 (100x150, 7Kb)
И чем дальше человек выходил из природы, тем больше и больше терялось истинное предназначение изображения,линий,цвета. Уступая красоте и внешней эффектности, мы также теряем способность одухотворять, и делать всё окружающее одухотворенным.

Вспомнить единство Духа, линии и цвета - вот истинная задача человека творящего.






http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/4138861/
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Арт-терапия древности. Славянское обережное искусство | novajarealnost - Дневник novajarealnost | Лента друзей novajarealnost / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»