Арт-терапия древности. Славянское обережное искусство
Арт-терапия - это лечение искусством. Сам термин родился в 40 годах 19-го столетия. Это официально, а вот по сути, искусством лечились с древнейших времен. И не только лечились, но и активно использовали в быту - ни одна охота не проходила без прорисовки животного и заклинания Духов об удачной охоте.
Это сейчас искусство служит красоте, а изначально, оно служило Духу. И мне кажется, что Господь даровал человеку искусство только, для того, чтобы связать Мир горний с Миром дольным. И главной функцией изображения было - поддерживать эту связь, оберегать и защищать. [227x150]
Давайте начнем со славянского обережного искусства:
С древнейших времен человек чувствовал себя бессильным перед природой и ее стихиями.Пытался понять их суть, раскрыть механизм влияния на него природы, обезопасить себя от неуправляемой стихии. И составлял целый комплекс взаимодействия с этими силами, сплетая охранительную символику в единый образ мироздания, он покрывал одежду и жилище изображениями-оберегами.
Наиболее древними обережными символами были узоры, связанные с тремя стихиями, которым поклонялись славяне: символы земли, воды, огня.
Символы земли – засеянное поле (ромб, разделенный на четыре части с точками внутри каждой), знак плодородия (свастика).
Символ воды – хляби небесные (волнистые линии).
Символ огня - косой крест (огонь земной), громовный знак (шести- или восьмилучевая звезда).
Крест - символ солнца и огня, уходящий в энеолитическую первобытность. Славяне-язычники широко практиковали их своих языческих святилищах. Слово "окрест" означает "округу", пространство вокруг нас.
Кроме этих, основных знаков, языческая символика включает изображение солнца, радуги, фигур богини на вершине строения, подковы и многие другие.
Навьник . Сваор солнцеворот
В Обережных символах изображались Природные элементы: плодородие земли, озерная сила, лесная мощь и другие стихийные силы. Эти Природные обереги в народе называли Стихийными Оберегами. Кроме того, уважая животный мир Матушки земли, в нательные обереги включались различные представители животного мира: птицы, змеи, дикие и домашние животные, рыбы, сказочные звери
Солнечный крест. Гаруда
На нательных оберегах из Священных деревьев часто изображалась солнечная символика, т.н. солярники. Обереги изготавливались не только из Священных древесных материалов, но и отливались из серебра, а также различных благородных и простых металлов, кои давала щедрая Мать Сыра Земля; вышивали Обережные Ладанки на ткани, плели из кожи, бисера и разноцветных нитей. Природные Обереги и Ладанки передавали человеку могучую силу из окружающего его Мира Яви.
Кроме сил природы, помощь и поддержку славянский народ получал, укрепляя Род, свято веря, что предки, готовые помочь, всегда находятся рядом. И в наши дни, возрождая древние традиции, мы приобщаемся к незаслуженно забытым знаниям, становимся частью рода, вспоминаем свои корни — кто мы и откуда.
Итак, начнем с жилья –
Входы во двор и в дом: на колья ограды надевались, имевшие магическую силу, битые горшки, навешивались счастливые камни с естественным отверстием ("куриный бог"). Во всех случаях взывали к помощи батюшки-домового, дворового, банника, овинника, "кутного бога" и других "доброхотов" и "доброжилов", представителей своего усадебного воинства. В качестве постоянных оберегов над воротами часто помещали или одиночный солярный знак или знакомые нам три солнца, символизирующие день от утра до вечера. Солнечный символ, как правило, представлен и в его шестилучевом варианте, соединяющем в себе и символику неба, Рода. Очень часта обработка воротных столбов в виде схематичных антропоморфных фигур-идолов. [500x418]
На самых «уязвимых» местах дома и во дворе обязательно размещали многочисленные охранные символы: изображение солнца, «громовые знаки», фигура богини на вершине строения, подковы и т. д. Это сейчас, кстати, принято считать резные украшения на домах, наличниках окон лишь произведениями искусства, хотя на самом деле их первейшим, истинным предназначением было оберегать дом от злых духов, дурного глаза и прочих неприятностей. Изысканным орнаментом покрывались все проемы и отверстия, через которые всевозможная нечистая сила могла в дом проникнуть. А венчал дом, конечно же, конек – символ добра и счастья, да благополучия.
Самым сильным охранительным комплексом является украшение окон светелок, чердачных помещений второго этажа. Поднятые на значительную высоту, они были видимы издалека, и поэтому их магическая сила простиралась дальше, чем у обычных окон. Эти наличники представляли собой целые теремки с фронтоном, витыми столбиками и узорчатым подножием. [204x150]
Важно отметить, что архитектурный декор не был простой суммой отдельных знаков. Созданный руками человека, микрокосм повторял картину мира, возникшую в представлениях предков славян (да и многих других народов) где-то в глубинах бронзового века. Внизу была священная земля предков. Выше этого человеческого, жилого яруса воспроизводились небеса, два неба, как и положено, в древней картине мира, где среднее небо, облекающее землю, небо светил и воздуха, отделено от верхнего голубым куполом придуманной древними "тверди".
Выше тверди - обиталище Рода, верховного повелителя вселенной, распорядителя "хлябей небесных", запасов воды, необходимой для пашен и создателя непрерывно возобновляемого жизненного начала. Могущественным и страшным своей повсеместностью злым духам противопоставлен ход солнца от восхода до заката; верхнюю точку дома с ее широким обзором окружающего пространства обороняет сияющее, как бы удвоенное полуденное солнце и солнечный конь-охлупень, венчающий кровлю. В грозу и бурю солнечные символы, называемые в народе "громовыми знаками" ("от грому"), должны спасти от удара молнии, от пожара, так как они выражают идею ясного дня, безоблачного неба
А внутри хоромины, все, что относилось к приготовлению и потреблению пищи, все, что было связано с изготовлением одежды и самой одеждой, вся мебель (особенно кровать) и сундуки для хранения добра - все это щедро покрывалось сакральным орнаментом (вот только, ведра, квашни, ушаты не покрывались узорами – их холстинами вышитыми накрывали). [212x150]
И чем дальше человек выходил из природы, тем больше и больше терялось истинное предназначение изображения,линий,цвета. Уступая красоте и внешней эффектности, мы также теряем способность одухотворять, и делать всё окружающее одухотворенным.
Вспомнить единство Духа, линии и цвета - вот истинная задача человека творящего.