Одноэтажный деревянный побеленный дом прячется за тополями и сиренью. За нарядным домом сад плавно спускается к пруду. Склонили к воде гибкие ветви ивы... Замерли в задумчивости вековые дубы... Когда бы не заглянули вы сюда, тут все волнует воображение, возвращает во времена Панаса Мирного, способствует лучшему пониманию жизни и творчества писателя, передает дух эпохи конца ХІХ – начала ХХ века.
Усадьба-музей Панаса Мирного – одна из самых богатейших в Украине по количеству мемориальных предметов. Около тысячи личных вещей, книг, документов и фотографий размещены в семи комнатах дома писателя. В музее хранятся более 150 рукописей Панаса Мирного и его старшего брата Ивана Билыка (И.Я.Рудченко), вместе с которым написан роман „Разве ревут волы, когда ясли полны?”, болем 280 листов эпистолярного наследия писателя и его семьи, первопечатные тексты произведений Панаса Мирного, воспоминания о нем современников, архив журнала „Ридный край”.
[показать]Мирный Панас - псевдоним талантливого украинского писателя-беллетриста, одного из мастеров украинской художественной прозы. Первые его произведения печатались (с 1872 г.) за границей и долго не допускались в Россию. Роман Мирного "Хиба ревут воли, як ясла повнi?", написанный в сотрудничестве с И. Билыком и изданный в 1880 г. в Женеве, был запрещен и в Австрии. Это и заставило писателя, состоявшего на русской государственной службе, прибегнуть к псевдониму, оставшемуся нераскрытым и после появления в России ранее запрещенных произведения Мирного.
Музей открыт в 1940 году. Больше двух десятилетий им заведовал средний сын писателя - Михаил Рудченко. В 1951 году во дворе усадьбы перед домом установлен бронзовый бюст Панаса Мирного на постаменте с лабрадорита (скульптор Алексей Олийнык, архитектор Макар Вронский). В 1985 году в новом помещении открыта литературная экспозиция.
В книге отзывов посетителей музея оставили теплые слова поклонники таланта писателя из Австралии, Англии, Канады, Латвии, Германии, Польши, России, США, Франции, Японии. Деятельность его началась в то время, когда украинское художественное слово уже заняло прочные позиции, обещавшие в будущем нормальное развитие и большие достижения. Освобождение крестьян освободило и литературу от служения практическим, злободневным народным нуждам. В процессе этого освобождения принял участие и Мирный. Произведения Панаса Мирного изданы на азербайджанском, болгарском, китайском, литовском, русском, словацком, чешском и других языках.
Панас Мирный приобрел усадьбу на 3-ей Кобещанской улице, сейчас названной его именем, в марте 1903-го. Семнадцать последних лет жизни он без устали работал. Заканчивал роман „Гулящая”, написал поэму в прозе „Сон”, рассказы „Работа”, „Безделица” и „Приключения с „Кобзарем”, а также стихи, очерки, статьи. Перевел на украинский язык и издал поэму Генри Лонгфелло „Песнь о Гайявате”, предложил к печати перевод трагедии Вильяма Шекспира „Король Лир”, продолжал переводить пьесу Фридриха Шиллера „Орлеанская девственница”.
Жена писателя Александра Рудченко (урожденная Шейдеман) происходила из немецкой семьи. Владела немецким и французским языками. Обучала музыке в институте благородных девиц.
Жилище Панаса Мирного помнит голоса Леси Украинки и Олены Пчилки, Михаила Коцюбинского и Василия Стефаника, Гната Хоткевича и Владимира Самийленко. Клавишей фортепиано дотрагивались руки Марии Заньковецкой и Николая Лысенко.
Отсюда писатель ходил в центр города на службу в казенную палату. 28 января 1920-го на семьдесят первом году жизни Панас Мирный окончил земной путь.
[x307] |
[x307] |
Холодным зимним утром 30 января 1920 года Полтава провожала в последний путь писателя-патриота П.Мирного, который умер 28 января. Его похоронили на городском кладбище, а когда 29 августа 1936 года кладбище закрыли, прах писателя перенесли в Кобыщаны, где прошли последние 17 лет его жизни, в Зеленую Рощу, в которой при жизни любил отдыхать писатель.
В 1942 году рядом с ним была похоронена его жена Александра Михайловна. В апреле 1949 года к 100-летию со дня рождения писателя, на могиле был открыт памятник — обелиск из серого гранита (высота памятника — 2,7 м. Авторы: скульптор В. П. Хома, архитектор Д. М. Гольдинов.), на котором помещены барельеф писателя и надпись: «Панас Яковлевич Рудченко (Панас Мирный). 1849—1920 гг.». А ниже — слова из его стихотворения:
Годі нам, музо, пісні співати
Й тішити серце своє,
а як ти хочеш, щоб тебе знали,—
йди виручати з біди,
з слова живого скуй самопали
й з ними між люди іди!
В первых его произведениях звучат ноты, родственные Марку Вовчку ("Лихий попутав"), но затем он идет по новому пути и дает победу новому направлению. Задачей своей Мирный поставил "просто и правдиво" рассказать "будничную жизнь" своей родины. Он дал ряд широко задуманных произведений, в ярких и живых образах развертывающих картину социальной жизни деревни левобережной Украины почти за целое столетие. Отправным пунктом у Мирного обыкновенно является крепостное право. Он изображает отношения, выросшие на этой почве, их постепенную ликвидацию и начало новой эпохи "свободного труда" и развития капитализма.
Выводы писатели глубоко пессимистические. Они вложены в уста "дiда Цласа" ("Лихо давне и сьогочасне"): "Правда, и то было горем, что пригибало нас к земле, издевалось над нами, за людей не считало. Зато давнее горе не разделяло людей, не разводило их в разные стороны, не заставляло забывать о своих, научало держаться сообща. А теперь какое горе настало?!" Мирный готов повторить горькие слове песни слепых: "Та вже тii Правди, Правди не зиськати, - бо стала та Кривда тепер панувати". Не даром бабуся-рассказчица поэтической "Казки про Кривду i Правду" на вопрос: "бабусю, а настане коли такой час, що Правда подолiе Кривду i почне на землi панувати?" - низко опустив голову, ничего не отвечает...
Мятущиеся в искании правды обыкновенно являются у Мирного бесполезно гибнущими силами. Однако, пессимизм писателя не приводит его к тенденциозному злоупотреблению черной краской: художественный реализм заставляет его соблюдать чувство меры. Рядом с такими тяжелыми сценами, как усмирение бунта ("Хиба ревут воли"), рядом с гнетом обыденщины у Мирного звучат и примиряющие ноты, например, в картинах природы или в изображении молодого веселья на колядках (неоконченная повесть "Повiя").
Мирный никогда не опускается до этнографиза; на первом плане у него душевные переживания человека. В одном из удачнейших в художественном отношении рассказов Мирного, "Морозенко", мать рассказывает сыну сказку о снежном короле - и когда мальчик, заблудившись зимой в пути, замерзает, перед угасающим его сознанием проходят чарующие фантастические образы.
Недостатки Мирного - растянутость его произведений, отсутствие гармонии в их построении, нередко художественная неубедительность психологического анализа. Главная его сила - в пластическом изображении глубоких социальных процессов, преломляющихся в душах людей сообразно с их положением на той или иной ступени общественной лестницы. Реализм Мирного теперь кажется несколько старомодным, но до сих пор эпическим спокойствием стиля, богатством языка и пластичностью рисунка, правдивым изображением быта украинской деревни способен противодействовать непродуманному увлечению новизной ради новизны.
Тихая уютная усадьба, на спуске улица Панаса Мирного, стены которой помнят голоса цвета интеллигенции, ярчайшими представителями которой являлись не только люди творческие: поэты и писатели, актеры и драматурги, художники и композиторы, но юристы и экономисты, инженеры и врачи, историки и военные. Трагичность судьбы интеллигенции, а в синонимическом ряду этого термина можно встретить слова «книжники», «мудрецы», «учителя», «специалисты», роль таковых личностей в истории - тема глобальная и достаточно изученная, если не избитая. Авторы статьи не ставят своей целью проводить исследование в данной области. Мы всего лишь хотим поделиться с благодарным читателем нашим видением жизни «живых» людей, которые имели свои привычки, склонности, симпатии и антипатии, но родились в «эпоху перемен». Судьба потомков писателя Панаса Мирного - действительного статского советника Рудченко Афанасия Яковлевича и его супруги Александры Михайловны (урожденной Шейдеман), которые и являлись гостеприимными хозяевами этой усадьбы, интересует нас через призму потрясений ХХ века.
Попытаемся понять причины скорби и печали, льющейся из мудрых глаз Рудченко Афанасия Яковлевича на портретах кисти мастеров А. Сербутовского и Н. Подгорного. Охватить всю боль нашего народа, прикоснувшись к судьбе прервавшегося рода.
[x250] Дети в семье Рудченко росли и воспитывались в духе того времени. Юноши не становилась «узкими специалистами», отнюдь развитие было гармоничным и разносторонним. Дети рисовали и музицировали, мастерили, много читали, достойным примером им были не только родители, а и частые гости. Конечно, исходя из наклонностей, к образованию стремились по-разному, свои дороги каждый желал найти в жизни. Так, старший сын, Витенька, мечтал отдать себя поприщу юриспруденции, как и один из лучших друзей семьи Н. Дмитриев – знаменитый полтавский адвокат. Все сделано для этого, и Виктор заканчивает юридический факультет Московского университета… Но тень мировой войны накрывает Европу, блага достижения цивилизации обращаются в стократное зло. Война ведется теперь не только на суше и на море, люди теперь сражаются и гибнут в воздухе и под водой. Да и по перепаханной воронками взрывов земле в клубах ядовитых газов ползут бронированные чудовища. 16 ноября 1915 года Виктор Афанасьевич Рудченко, к тому времени 23-летний офицер действующей армии, погибает в бою. Беспредельно родительское горе.
На судьбе среднего сына колесо истории тоже оставило неизгладимый след. Обрушившаяся на Европу беда прервала его учебу в университете в Варшаве и костлявой рукой швырнула его на два года на Германский фронт в 296 пехотный полк, где он заслуживает офицерский чин. Завершение Мировой войны, а тогда надеялись, что она единственная, не принесло успокоение – на обломках империи вспыхнул пожар гражданской войны. Дарованные войной офицерские погоны определяют судьбу Михаила – он направляется в Добровольческую Армию к Деникину. Через год «Вооруженные силы Юга России» разбиты. Сила исторических катаклизмов огромна, а вектор ее направления непредсказуем: с сентября 1920 года по май 1921 года Михаил Афанасьевич Рудченко в Рабоче-крестьянской Красной Армии. Судьба была к нему благосклонна и сберегла не только жизнь. Не пришлось пережить встречу на поле боя с младшим братом Леонидом в братоубийственной гражданской войне.
[x250] Единственный из братьев, мечтавший о военной карьере, самый младший, Леонид, учился в военном училище в Киеве и на фронты мировой войны не попал, но поворот мельницы истории и после провозглашения Украинской Народной республики, служил в войсках Симона Петлюры. Нить жизни Леонида Афанасьевича Рудченко оборвалась в апреле 1919 года на полях гражданской войны. После известия о смерти младшего сына лицо отца почернело, глаза запали, но писатель старался трудиться так, что казалось, он хочет наверстать упущенное погибшими детьми, много пишет и публикуется, трудится в казначействе до 19 января 1920 года. В конце января, 28 числа, его жизнь оборвалась.
Еще до Мировой войны средний сын Михаил, едва закончив гимназию, женился на Вере Ивановне Теплицкой. После заключения Брестского мира и выхода России из войны у них в декабре 1918 года родился мальчик, которого назвали Юрой. В семье Рудченко появился продолжатель рода.
Шли годы, закончилась Мировая война, затем гражданская. Наступил долгожданный мир, но только не в семье Михаила и Веры. В 1928 году они расторгли свой брак, и маленький Юра Рудченко с мамой уезжает в Харьков. В стране идет индустриализация, но годы гражданской войны и последовавших репрессий сказались на интеллигенции, кто погиб, как сыновья писателя, кто расстрелян, как друг семьи - историк Григорий Коваленко, а кто и иммигрировал, не дожидаясь ночного стука в дверь. Теперь интеллигенции, о которой с таким презрением говорил В. Ленин, не хватает. Цитату приводить нет желания, дабы не уподобляться «простоте» «вождя» мирового пролетариата и особенно люмпен-пролетариата. Да, именно их теперь не хватало: «книжников», «мудрецов», «учителей», «мастеров», «специалистов». Стране нужны инженеры. Столкнувшись лбами в Испании, прощупав врага на Халхин-Голе, опозорившись в Финской компании и не смотря на «победоносный» освободительный поход согласно пакту Риббентропа-Молотова, вождям наконец-то становится понятно, что нельзя разбрасываться такими «кадрами», по всей стране расцветают закрытые НИИ – «шарашкины конторы», куда НКВД собирает цвет нации.
[x250] Но, конечно, есть и другой путь. Наиболее достойная молодежь идет учиться, все двери ВУЗов открыты. Внук писателя, Юрий Рудченко, поступает в Харьковский политехнический институт, основанный еще в 1885 году в Харькове академиком В. Л. Кирпичёвым по «менделеевской» программе российских Технологических институтов. Второй технологический институт в Российской империи да и в Советском союзе после санкт-петербургского. Он и в настоящее время представляет собой самый крупный учебный центр Восточной Украины. Зимой 1941 года, уже будучи студентом 3-го курса, Юрий проходит практику на Харьковском тракторном заводе, который в то время в основном выпускает «легендарный» средний танк Т-34, позже признанный лучшим танком Второй мировой войны. В своем письме к отцу в Полтаву юноша с жаром рассказывает свои впечатления о мощностях и оборудовании передового современного завода, и даже о своем участии в сборке «тракторов». Видимо, уже тогда он полюбил «могучую стальную машину», как называл он танк в последнем письме к отцу. После нападения Германии на Советский Союз Юрий Рудченко бросает институт и с сентября уже учится в военном училище. Знания, приобретенные в институте, и навыки, полученные на заводе, безусловно сказались на выборе военной профессии. Он решает стать командиром-танкистом и «пожизненно» связать свою жизнь с армией.
Лихолетье войны разбросало родных и близких. Полтава в оккупированной врагами зоне. Мать Юрия гибнет в Харькове в 1942 году, бабушка, Александра Михайловна, умирает в 1943, так и не узнав ничего о судьбе единственного внука. После освобождения Полтавы в сентябре 1943 года Михаил Афанасьевич ищет сына, посылает запрос в Управление персонального учета потерь действующей армии, но в связи с тем, что был не известен номер полевой почты, розыск был затруднен, а среди боевых потерь его не нашли, сказывалась неразбериха отступления 1941 – 1942 годов. Более 30 лет Юрия Афанасьевича Рудченко считали без вести пропавшим. А в то время это было страшным пятном, ведь предполагалось что, кто не погиб, тот сдался в плен или перешел на сторону врага. Тяжело жить с такой мыслью. До самой смерти в 1974 году отец искал сына, но так и не нашел.
[x250] В 70-80-е годы прошлого столетия люди опомнились, в стране развернута компания: «Никто не забыт, ничто не забыто», теперь чиновникам не так просто отписаться, отделаться от родных и близких, от общественных организаций. На запрос научных работников музея в 1977 году от главного управления кадров Министерства обороны СССР приходит ответ: «Командир танка Т-70 63 отдельной танковой бригады лейтенант Рудченко Юрий Афанасьевич воевал на Кавказе и 6 ноября 1942 года погиб в бою возле села Гизель недалеко от города Орджоникидзе, где похоронен – неизвестно». Позже сотрудники музея обратились к участникам Всесоюзной поисковой экспедиции «Летопись Великой Отечественной», но почти безрезультатно. Следопыты могилу не нашли. Просто в местной и союзной прессе появилось несколько статей на патриотические темы, было даже предложение «просто в торжественной обстановке» выбить фамилию внука писателя на одной из многочисленных братских могил. Такое тогда было время.
Некоторые мудрецы считают, что история развивается по спирали. Наверное, они правы. Снова на многострадальной земле катаклизмы, распадаются империи и от «горячих точек» жарко даже там где не идет война. Прокатилась война и на Кавказе. На очередной запрос, уже в 2009 году, к Архивной службе, уповая на кавказское радушие, любовь к предкам и истории, научные сотрудники музея получили ответ от Ваниевой Эльвиры Борисовны, директора Центрального государственного архива историко-патриотической документации республики Северная Осетия – Алания, подтверждающий факт гибели Рудченко Ю.А. и подтверждение факта его захоронения в братской могиле на восточной окраине села Гизель. Музей писателя получил копию страницы 737, тома №4 Книги Памяти республики Северная Осетия – Алания и фото Братской могилы. Спасибо подлинным хранителям истории. Из истории мы знаем, что тогда, в 1942 году, немецко-фашистские войска рвались к каспийской нефти и на Северном Кавказе шли жаркие бои, в начале ноября враг был остановлен в районе города Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Мы помним мужество и героизм командиров и солдат Красной Армии, ополченцев и партизан Северной Осетии, но мы помним и стремление «сталинских полководцев» услаждать вождя к советским праздникам. В канун праздника социалистической революции советские войска переходят в наступление и немыслимыми жертвами отбрасывают врага на 30-40 километров, а газета «Правда» от 23 ноября 1942 года пишет: «…операции, проведенные в районе города Орджоникидзе, показывают, что Красная Армия изо дня в день мужает, закаляется, укрепляет свою мощь».
Обстоятельства гибели в бою лейтенанта-танкиста Юрия Рудченко нам не известны. Но мы можем предположить, какое мужество необходимо иметь танкисту, штурмующему эшелонированную оборону закрепившегося противника на легком разведывательном танке, зная танк не только как командир, но и как инженер, понимая все его недостатки. Ведь танк Т-70 – второй по массовости – после Т-34, был временной альтернативой, попыткой «заменить» легендарную тридцатьчетверку, которой тогда так не хватало. До войны Т-34 производили в Харькове и Сталинграде, а эвакуированные на Урал заводы еще не наладили производство в полной мере, легкий же Т-70 изготовляли на автомобильных заводах. Прикрытый легкой броней, вооруженный слабой пушкой, с бензиновым двигателем и экипажем два человека, этот танк часто становился факелом на братской могиле двух героев. Быть может такая судьба и постигла наследника писателя.
В полутора километрах от села Гизель возле дороги Владикавказ – Алагир, на ступенчатом постаменте стоит шестиметровый обелиск, на нем мемориальная доска с надписью: « ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ПАВШИМ В БОЮ С ВРАГОМ И ОТДАВШИХ ЖИЗНЬ ЗА СВОБОДУ И СЧАСТЬЕ НАШЕГО НАРОДА». Здесь, среди еще 244 героев закончился едва начавшийся земной путь Юрия Рудченко, единственного внука украинского писателя-классика Панаса Мирного.