Железные дороги Чехии
Чехия – страна в центре Европы, на пересечении транспортных путей. Климатические условия, многочисленные достопримечательности, интересная культура и фольклор, благоприятная политическая обстановка в стране делают её привлекательной для туристов. Более того, сейчас многие состоятельные люди стремятся приобрести недвижимость в Чехии, с тем, чтобы приезжать сюда на отдых, или вообще здесь поселиться. Что и говорить – если деньги позволяют, то дело это хорошее. Места здесь красивые, пейзажи, архитектура, история. Вот об истории мы и поговорим, только об истории Чехии в контексте железных дорог.
Герб Чехии
Герб Чехии
Железные дороги на территории нынешней Чехии появились ещё во времена Австро-Венгерской империи.
В 1918 году, на обломках Австро-Венгерской империи возникло новое государство – Чехословакия. Железнодорожная сеть ей досталась по наследству от Имперских королевских австрийских государственных железных дорог. Дороги тогда прокладывались в основном в меридианальном направлении, с юга на север. Единственная широтная линия связывала Прагу и Братиславу через Ческа – Тршебову – Оломоуц – Жилину – Кошице. Первая железнодорожная линия (Kaiser Ferdinands Nordbahn) была проложена здесь в 1837 году, она соединила Вену и Краков. В 1839 году дорога прошла через Брно, в 1841 году дорога прошла через Пршеров, в 1847 году дошла до Остравы и Богумина. После 1854 года дороги, принадлежавшие до того имперской казне были проданы французским инвесторам, однако спустя девятнадцать лет, после обвала фондового рынка, дороги довели до банкротства и вновь выкупили в казну.
В 1930 году 81 процент всех железнодорожных линий в Чехословакии находились во владении государства, постепенно национализировались и остальные линии. Большинство линий приходилось на промышленные районы Чехии. 87 процентов линий были однопутными. Работало на железных дорогах околоодного процента населения страны или 135 тысяч человек. В 1939 году, когда Чехословакия попала в сферу интересов фашистской Германии и от неё была отделена Моравская область, железные дороги страны разделились на две. Появились «Чешско-Моравская железнодорожная компания» и «Словацкие железные дороги». Просуществовали они недолго, так вскоре все пространство Европы было оккупировано немцами. В 1945 году компания Ceskoslovenske statni drahy или CSD была восстановлена.
Логотип
Достаточно плотная железнодорожная сеть страны (в 1950-е годы эксплуатационная длина железных дорог насчитывала свыше 13500 км, что в пересчёте на площадь давало плотность 103 км на 100 квадратных километров) обеспечивала перевозку угля, нефти, руды, леса, удобрений. По плотности железных дорог стана тогда находилась на пятом месте в Европе.
С 1950-х годов началась электрификация наиболее грузонапряжённых линий страны. Тогда же производство паровозов было постепенно свёрнуто. Строились тепловозы и электровозы. К 1977 году уже 20 процентов протяженности железных дорог страны было электрифицировано, к 1990 году электрифицировано было 24 процента.
Если в первые послевоенные годы, когда только было создано Чехословацкое государство, промышленность страны производила чуть немногим более сотни паровозов в год (в 1955 году всего 115), что покрывало только потребности страны, то потом локомотивостроение в Чехословакии сильно развилось. В рамках кооперации стран членов совета экономической взаимопомощи Чехословация производила для стран соцблока тепловозы и электровозы. Тепловозы ЧМЭ2 и ЧМЭ3 производились на заводах ЧКД в Праге – нынешней столице Чехии. Электровозы ЧС1, ЧС2, ЧС3, ЧС4, ЧС6, Ч7, ЧС8, ЧС-200 производились на заводах концерна Шкода в городе Плзень на западе страны. Впрочем, при поставке комплектующих для локомотивов, были задействованы многие машиностроительные и электротехнические предприятия Чехословакии. Логотипы заводов ЧКД и Шкода известны локомотивщикам всего СССР. Поставки локомотивов осуществлялись не только в СССР, но и в Польшу, Болгарию, Венгрию, Румынию, Ирак, Албанию, Сирию и Индию.
Электровозы производившиеся на заводе Пльзень
Электровозы, которые производились на заводе в Пльзене, эксплуатировали в Чехословакии, Польше, СССР, Болгарии, Венгрии, Румынии.
Всего было изготовлено и поставлено в СССР и страны СЭВ свыше двух тысяч электровозов разных серий и свыше десяти тысяч тепловозов.
Логотип
Изготавливала промышленность Чехословакии и пассажирские и грузовые вагоны. Часть из них поставлялась на экспорт.
Нынешнее государство Чехия образовалось в результате так называемого «бархатного развода» Чехословакии. 1 января 1993 года была провозглашена независимость, почти 40 лет бывшая единой страна в центре Европы разошлась на два лагеря: Чехию и Словакию. Единая железнодорожная сеть и самое главное предприятия обслуживающие железнодорожное хозяйство и производившие подвижной состав для неё оказались в разных государствах.
Поезд на паровой тяге в округе Оломоуц
Поезд на паровой тяге в округе Оломоуц. Как увидишь такую красоту захочешь переехать на ПМЖ в Чехию
Особо стоит отметить то, что в Чехии принимаются меры по сохранению исторического наследия железнодорожного транспорта. Действуют несколько железнодорожных музеев. На северо-западе Чехии, в городке Лужна, недалеко от Раковника, расположен один из таких музеев. В бывшем локомотивном депо собрана уникальная коллекция подвижного состава. Каждый год музей посещают десятки тысяч посетителей. В экспозиции представлены множество серий паровозов, вагонов (пассажирских и грузовых), имеются снегоочистители. И в подтверждение мысли о распространённости Чешских локомотивов здесь представлены тепловозы ЧМЭ2 и ЧМЭ3, правда в Чехии они именуются по другому: 720 серия и 669 серия.
Источники:
Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 559 с.: ил.
Большая Cоветская Энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 47. Цуруока — Шербот. 1957. 672 стр., илл. и карты; 73 л. илл. и карт.
Раков В. А. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Советского Союза, 1976—1985. — М.: Транспорт, 1990. — 238 с.
Большая Cоветская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 29. Чаган— Экс-ле-Бен. 1978. 640 стр., илл.; 28 л. илл. и карт.
www.atlaslokomotiv.cz
Copyright © Василий Зимин. Страница создана 10 ноября 2009 года.
***************************************************************
ИСТОЧНИК -
http://www.railway.te.ua/guide/cheh_rr.shtml1.
[300x193] 2.
[700x152]