• Авторизация


Туру Хейердалу 100! 03-11-2014 07:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Marginalisimus Оригинальное сообщение

Туру Хейердалу 100!

 

 

[700x525]

Тур Хейердал - путешественник, учёный-антрополог, писатель - родился 6 октября 1914 года.

 

6 октября - 100 лет со дня рождения Тура Хейердала. В детстве он дважды чуть не утонул и боялся воды, а в зрелом возрасте пересёк океан сначала на «связке брёвен» в виде плота, затем на самодельной папирусной лодке.
Лауреат премии «Оскар» за документальный фильм «Кон-Тики», снятый в 1952 году. В 2012 году был снят одноимённый фильм "Кон-тики", о странствиях Хейердала в Тихом океане.

 




Кон-Тики - документальный фильм о подвиге всемирно известного путешественника Тура Хейердала, совершившего в 1947 году эпическую экспедицию — пересечение Тихого океана на маленьком шатком плотике Кон-Тики. «Кон-Тики» (норв. Kon-Tiki) — плот из бальсовых брёвен, на котором Тур Хейердал и пять его спутников совершили путешествие в 1947 году по маршруту миграции предполагаемых предков полинезийцев из Южной Америки (согласно теории Хейердала).
Тур Хейердал (норв. Thor Heyerdahl, 6 октября 1914, Ларвик, Норвегия — 18 апреля 2002, Алассио, Италия) — норвежский путешественник и учёный-антрополог. Автор многих всемирно известных книг.
Фильм Кон-Тики - хроника знаменитого путешествия, запечатленная непосредственно на борту участниками плавания с закадровым комментарием участников плавания.

Кон-Тики, Kon-Tiki, 1950
Оскар 1952 года - Лучший документальный фильм

[показать]

Об этом путешествии уже сложены легенды и снят даже полнометражный, художественный фильм. Путешествие на Кон-Тики стало самым знаменитым путешествием Тура Хейердала. И о нём будут помнить ещё многие и многие годы, продолжать восхищаться мужеством, и бесстрашием этих романтиков, во главе которых был Тур Хейердал.

Путешествие на плоту Кон-Тики вдохновило многих людей на смелые поступки и стало визитной карточкой Тура Хейердала. Именно этот его переход по Тихому Океану принёс ему мировую известность, а уж потом и все остальные его, не без того замечательные приключения.

Кон-Тики это плот, сделанный из 9 бальзовых тропических деревьев. Длина их от 10 до 14 метров. Деревья эти были срублены в джунглях Эквадора и привезены на его побережье. Кон-Тики имеет острый нос, который улучшал его качества и увеличивал скорость.

Строительство плота

[показать]

Первоначально Тур Хейердал и его команда планировали найти и срубить бальзовые деревья на побережье Эквадора, как это делали инки, но они ни чего не нашли. Пришлось лететь в глубь страны и там срубать эти деревья. Они срубили 9 самых больших деревьев, которые только могли найти и сняли с них кору, так как это делают индейцы. Брёвна они сплавили аж до самой Лимы, столицы Перу, откуда они и начали свой поход.

Прямо там они приступили к строительству своего плота. Власти Перу выделили им док в порту и рабочих этого дока, которые и проделали основную работу. Большие бальзовые брёвна были основой плота, сверху они положили ещё 9 бальзовых брёвен, но меньшего диаметра. Эти брёвна стали основой палубы, которую они застелили бамбуковыми циновками. Так же из бамбука была построена небольшая хижина, в центре палубы. Крыша хижины выполнена из банановых листьев.

Судно было собрано без единого гвоздя и все части его были связаны верёвками. Точно так же сооружали свои плоты древние жители этих мест - инки. Мачта и руль судна были сделаны из мангрового дерева, которое тонет в воде.

[показать]

Власти не верили, что плот сможет дойти до островов Полинезии, и даже заключали пари между собой. Но люди, собравшиеся перед отплытием старались взять и команды автографы, в надежде, что плот всё таки сможет дойти до намеченной цели.

Плот получил название Кон-Тики, в честь имени бога солнца древних инков. В те времена люди поклонялись этому богу и вырезали его голову в разных статуях. Изображение одной из этих статуй стало появилось на парусе этого судна. Легенда гласит, что замученный народ в конце концов прогнал Кон-Тики на запад и он уплыл со своими людьми за Тихий Океан. А среди полинезийцев же ходили легенды о великом Тики, который приплыл со своими людьми с востока. По стопам этого древнего бога и решил поплыть Тур Хейердал со своей командой.

[показать]

28 апреля 1947 года плот Кон-Тики отплыл от перуанского порта Кальяо. Для того, чтобы это судно не мешало портовому движению, военно-морской буксир вытянул плот на 50 миль, вплоть до течения Гумбольдта. Дальше команда Тура Хейердала проследовала уже самостоятельно.

 

Экипаж Кон-Тики

Тур Хейердал (1914—2002) - руководитель экспедиции. (на фото 3-й)

Эрик Хессельберг (1914—1972) - штурман и художник. Он нарисовал изображение бога Кон-Тики на парусе судна. (на фото 4-й)

Бенгт Даниельссон (1921—1997) - исполнял обязанности кока. Он интересовался теорией миграции. Также помогал как переводчик, так как единственный из экипажа говорил по-испански. (на фото 2-й)

Кнут Хаугланд (1917—2009) - радист. (на фото1-й)

Турстейн Робю (1918—1964) - второй радист. (на фото 5-й)

Герман Ватцингер (1916—1986) - инженер технических измерений. Во время экспедиции вёл метеорологические и гидрологические наблюдения. (на фото 6-й)

Седьмым участником экспедиции был южно-американский попугай Лолита.

[показать]

В пути

На борт судна постоянна попадала летающая рыба и другие морепродукты. Недостатка в морепродуктах у них не было - за бортом открытый океан. Часто попадалась рыба-дельфин. Так же собирали планктон, тянув за собой мелкую сетку.

[показать]

Они готовили еду на примусе, который взяли с собой и поместили в деревянный ящик. Один раз кок задремал и загорелась бамбуковая стена хижины, но её смогли легко потушить. Еда, как и различное оборудование хранилось под палубой, между бамбуковыми циновками и бальсовым основанием. Всё необходимое было упаковано в картонные коробки, залитые асфальтом (битумом), чтобы в них не попадала влага.

[показать]

Часть эксперимента заключалась в том, что двое членов экипажа не ели рыбу и другие морепродукты - для них была специальная диета, которую нужно было испробовать. Они питались американскими пайками, разработанными для военных, но ещё не были испробованы.

[показать]

Если им хотелось свежей рыбы, то для этого нужно было просто закинуть крючок, за 20 минут до еды - и рыба гарантированно будет к обеду!

[показать]

Так же они пробовали пить лимфатическую жидкость, полученную из гланд рыбы. Этим самым они хотели посмотреть возможность добычи питьевой воды в открытом море. Участники экипажа Кон-Тики взяли с собой чуть меньше тонны пресной воды, которую время от времени пополняли идущими тропическими дождями. Для поддержания солевого баланса, иногда они смешивали пресную воду с морской.

[показать]

Команде пришлось наблюдать и более больших представителей ихтиофауны Тихого Океана. Они видели китов и ловили акул, а один раз к ним подошла близко, крупнейшая из акул - китовая акула. Они долго наблюдали за ней, как у одного участника сдали нервы и он воткнул копьё в неё, после чего акула исчезла. Бывало им приходилось держать на палубе до 9 акул.

[показать]

[показать]

Бывали и случаи, когда акулы чуть было не укусили участников экипажа, но к счастью всё обошлось без каки-либо травм.

Они взяли с собой резиновую лодку, с которой снимали некоторые виды плота, а так же, если вдруг кому-то хотелось побыть вне команды, одному, то он мог сесть в эту лодку и плыть в ней, привязанный к плоту.

До того, как они достигли половины пути, они пережили два больших бури, одна из которых длилась 5 дней. Во время которого у них не было времени даже на съемку. Во время шторма был сломан парус, рулевое весла, а брёвна разошлись. Была разрушена палуба, но им удалось её починить. Так же они потеряли своего попугая.

[показать]

Кон-Тики шёл со средней скоростью 80 км в день, рекордом их скорости был один день, за который они проделали 130 км. участникам экипажа постоянно приходилось проверять узлы под водой, это удовольствие было не из приятных, по скольку была вероятность нападения акул. Хотя акулы и не нападали на плот до того, как в воду не падала хотя бы капля крови.

[показать]

Однажды Ватцингер упал в воду и в следствии чего не мог догнать плот, не смотря на то, что он плыл очень быстро. Вслед за ним прыгнул Хаугланд доплыл до него. Для безопасного погружения под воду, они построили корзину ныряльщика, с помощью которой можно было спрятаться от акул. Когда акулы подойдут близко, ныряльщику надо было спрятаться в эту корзину, после чего команда вытянет его на борт.

[показать]

[показать]

Наконец они увидели знак о приближении земли - рядом с ними пролетал фрегат. Они подходили к коралловому архипелагу Туамоту. Это были острова Французской Полинезии. Нужно было смотреть в оба, так как велика вероятность наткнуться на коралловые рифы. Острова такие низкие, что издали их можно разглядеть только когда прибой бьёт о рифы.

 

На 93-ий день наблюдатель с мачты обнаружил землю - это был один из островов южных морей, на котором росли кокосовые пальмы. Они прошли мимо него. Затем, через 4 дня они увидели лодку местных жителей, они подплыли к ним, и стали помогать команде Кон-Тики гребсти. Но после этого они пошли ещё дальше и на 101 день увидели землю в 3-ий раз.

[показать]

Маршрут Кон-Тики

Кое как, борясь с волнами и океаном они доплыли до кораллового атолла Рароиа, и вылезли на берег. Брёвна плота выдержали. Они доказали, что на самодельном плоту из бальзовых брёвен вполне можно переплыть из Южной Америки к островам Полинезии. Они прибыли на остров 7 августа 1947 года. Они проделали путь длиной в 6980 км.

Они перетащили свои вещи на этот необитаемый остров, и прожили там неделю, пока не увидели подплывающую лодку с местными.

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

Плот Кон-Тики хранится сейчас в одноимённом музеи, в Осло. Тур Хейердал и его команда доказала теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканскими индейцами. Так же они доказали, что кокосовые орехи не могли переплыть океан сами и потом взойти, из-за морской воды орехи становятся не пригодными к всходам, а стало быть их завезли люди на острова.

На островах Полинезии они посадили семена различных растений, в знак того, что индейцы, приплывшие сюда многие годы назад, садили различные растения.

Бальзовые брёвна выдержали весь маршрут и после этого ещё хорошо держались в воде, благодаря тому, что были сырыми, жидкость внутри деревьев играли роль пропитки, и не давали морской воде впитаться глубже. Точно так же строили свои плоты древние инки.

Источник

Читайте также Тур Хейердал на острове Фату-Хива

 

Книги Тура Хейердала переведены на шестьдесят с лишним языков, он обладатель «Оскара» и звания «самый известный норвежец ХХ века».

Наука выживания

«У Тура был особый дар: он мог обаять любого — от короля и президента до жителей острова Пасхи, которые открыли ему тайну происхождения на острове исполинских каменных изваяний, — вспоминает в разговоре с «АиФ» Ксения Сенкевич, вдова путешественника и телеведущего Юрия Сенкевича, который принимал участие в трёх экспедициях Хейердала. — Тур был старше мужа почти на четверть века и шутил: «Не могу решить, кто для меня Юрий: младший брат или старший сын?»

 

Юрий Сенкевич с женой Ксенией и Туром Хейердалом. Фото: Из личного архива

Впервые я встретилась с Хейердалом и его супругой Ивонн в Италии в 1969 г. Ивонн была ангелом-хранителем для участников экспедиций Тура: она занималась экипировкой команды, собирала провиант, не забывая про леденцы: «Это будут ваши маленькие радости в океане».

Папирусную лодку «Ра-II», на которой команда успешно пересекла океан, для Тура строили боливийские индейцы племени аймара с озера Титикака — к этому племени принадлежит нынешний президент Боливии Эво Моралес. Тур собрал в экспедиции людей разных национальностей: русского, японца, марокканца, итальянца, египтянина, американца. Каждый выполнял свою задачу: Юра в силу профессии был судовым врачом. Удивительно, но Тур никогда не повышал голос.

Юра рассказывал, что однажды у членов экипажа сдали нервы: начали ругаться из-за ерунды — чуть до кулаков не дошло. И лишь Тур упорно молчал. Глядя на него, замолчали остальные. А поняв, что ссорятся из-за чепухи... захохотали. В честь примирения открыли припасённое шампанское. Тур был убеждён, что люди разных политических взглядов, национальностей и вероисповедания, объединённые общей целью, всегда договорятся. А тот факт, что «Ра-II», построенная по типу древнеегипетских судов, смогла преодолеть Атлантический океан, подтверждал его теорию, что задолго до Колумба люди на плетёных судах мигрировали с одного континента на другой без карт и компаса, повинуясь ветрам и течениям.

 

"Границы? Я никогда не видел. Но я слышал, что они существуют в умах некоторых людей."

Тур Хейердал. Фото: Commons.wikimedia.org / Shyamal

В первую очередь Тур был учёным: археологом, этнологом, антропологом. Взгляните (Ксения Николаевна показывает на книжный шкаф) — здесь десятки работ Хейердала на разных языках. Первая книга «В поисках рая» вышла в 1939 г. — о том, как с первой женой Лив он, выпускник университета, отправился в свадебное путешествие. Пара жила на полинезийском острове Фату-Хива на дереве, устроив там шалаш. Питались кокосами и выловленной в океане рыбой. Тур тогда отметил, что многое в мифах и культуре полинезийцев имеет сходство с южноамериканскими индейцами, хотя эти народы разделяют тысячи километров. Значит, в древние времена на плотах и лодках они могли их преодолеть? Проверить догадку помешала Вторая мировая война, во время которой Хейердал вступил в армию союзников, прошёл обучение в диверсионной радиошколе.

Задуманное путешествие он осуществил в 1947 г., пройдя на плоту из бальзового дерева «Кон-Тики» тысячи километров по Тихому океану. Книга об этом путешествии разошлась миллионными тиражами, а снятый в экспедиции фильм получил «Оскара». К этому времени в его семейной жизни наметилась трещина: в 1949 г. Хейердал и Лив разошлись. Лив вскоре вышла замуж за одного из Рокфеллеров, но через год умерла.

 

Тур и Лив на Фату-Хиве, 1937 год. Фото: Commons.wikimedia.org / Kon-Tiki Museum

Премия в рублях

Тур с радостью принимал членов команды в своём итальянском доме на Лигурийском побережье. У них с Ивонн росли три очаровательные девочки. До свадьбы Ивонн была секретарём Тура, став женой, продолжала вести огромный объём работы: печатала рукописи, составляла архив, вела огромную переписку. Таких женщин, как Ивонн, в старину называли «подруга духа».

Чтобы иметь средства на экспедиции, Тур непрестанно работал: писал книги, снимал фильмы. Однажды документальный фильм Тура получил главный приз на одном из советских кинофестивалей, и ему полагалась денежная премия. Однако тогда было нельзя ни обменять деньги, ни вывезти их из страны. «Веди нас в ресторан», — предложил Юра. И Тур заказал на все деньги чёрную икру и шампанское. Помню, когда нашей компании два официанта торжественно принесли поднос с горой икры, весь ресторан в изумлении замолчал.

 

Команда папирусной лодки, пересекшей океан. В первом ряду сидит Тур Хейердал, правее от него - Юрий Сенкевич. Фото: Из личного архива

Жизнь Тура состояла из постоянных разъездов. За год он мог совершить до 200 перелётов. В Россию Тур последний раз приезжал в 2001 г. Он начал раскопки в Азове: хотел проверить скандинавскую сагу ХV в., согласно которой викинги — это выходцы из Причерноморья. Проект прервала болезнь: дома Хейердал неожиданно потерял сознание, его отвезли в больницу, где после обследования прозвучал страшный диагноз. Туру предложили лечение, но он отказался, предпочтя провести последние дни дома. К нему съехались все дети и близкие родственники. И услышали: «Всё хорошо». В этот момент Юра лежал в Москве в больнице. И Тур ему позвонил. Я была рядом, слышала его слова: «Юра, говорят, у тебя инфаркт. Держись. Как я? Немного приболел». И дальше весь разговор о работе. Но было ясно: он позвонил попрощаться. Отпевали Тура в Осло в присутствии короля. А упокоился он в Италии, в своём имении на том месте, которое выбрал сам.

Он был последним великим гуманистом ХХ в. и первым, кто выступил против загрязнения океана. С трибуны ООН Хейердал рассказал, что порой членам команды «Ра-II» было противно чистить зубы — так много за бортом плавало мусора. «Ядохимикаты и всякие отбросы мы сплавляем в океан, как нерадивая хозяйка заметает мусор под ковёр», — это его слова. И сегодня нам остро не хватает Тура Хейердала, который не уставал повторять: «Мы все в одной лодке».

 

Источник

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Туру Хейердалу 100! | tgi - Дневник tgi | Лента друзей tgi / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»