• Авторизация


Михаил Викторович Рундальцов (1871 – 1935) — последний могикан русской графики. 02-07-2018 12:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Михаил Викторович Рундальцов (1871 – 1935) — последний могикан русской графики.

Bo4kaMeda

Работы Рундальцова в Эрмитаже



Михаил Викторович Рундальцов (1871 – 1935)
Портрет императора Николая II с портретом-ремаркой наследника - цесаревича Алексея Николаевича (по оригиналу кисти Валентина Серова) 1913
282 × 215 см
Акварель, Тушь, Офорт, Бумага
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург




Михаил Викторович Рундальцов (1871 – 1935)
Портрет императора Николая II, 1912


Художник Михаил Викторович Рундальцов известен и неизвестен в нашей стране. Родившиеся и выросшие в СССР наверняка видели его Ильича - вождя мирового пролетариата с хитрым прищуром глаз - то на марках, то на плакатах. Но имя художника вряд ли кому-то из нас было известно. Причиной тому скорее всего был необычный творческий путь художника и его последующая жизнь после того, как он изобразил В. И. Ленина на одном из своих рисунков. Жизнь в России вообще вещь непредсказуемая: сегодня ты рисуешь императора, а завтра уже злодея, который не возражал против того, чтобы императора не стало на свете... Очередная карта судьбы.


Рундальцов Михаил Викторович (1871 – 1935)
Автопортрет 1900-е




Рундальцов Михаил Викторович (1871 – 1935)
Портрет императора Николая II
бумага офорт
63,8 х 50 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург




Рундальцов Михаил Викторович (1871 – 1935)
Портрет императора Николая II с портретами-ремарками императоров Александра I и Николая I
Россия, 1912
бумага, офорт
28,5 х 13,8 см; 52 х 35,8 см (лист)


Основное направление изобразительного искусства, в котором работал М. В. Рундальцов – литографии и офорты. Что-то он рисовал сам и потом делал отпечатки, что-то воспроизведено им с фотографий и картин известных художников.

В начале ХХ века очень популярны были почтовые открытки, выполненные этим гравером, в частности такие серии как Виды Санкт-Петербурга, Портреты российских императоров или просто рождественские. Кроме того, работы Рундальцова можно было увидеть в качестве иллюстраций в различных художественных журналах того времени. В настоящее время в России находится порядка 300 его работ, однако имя художника-гравера совсем даже и не на слуху...



Михаил Викторович Рундальцов (1871 – 1935)
Его императорское Величество Наследник Цесаревич и Великий Князь
Алексей Николаевич




Михаил Викторович Рундальцов (1871 – 1935)
Портрет наследника-цесаревича Алексея Николаевича с портретами-ремарками его сестер, великих княжен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии 1915
бумага, гравюра сухой иглой
53 х 36,2 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург




Михаил Викторович Рундальцов (1871 – 1935)
Портрет наследника-цесаревича Алексея Николаевича
Россия, 1917
бумага, офорт, акварель
71,5 х 62 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург




01. Портрет наследника-цесаревича Алексея Николаевича
02. Портрет Великого князя Константина Константиновича




Портрет великого князя Михаила Александровича
Россия, 1914-1916
бумага, офорт
56 х 47 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург




Портрет Великого Князя Сергея Александровича




Портрет великого князя Владимира Александровича 1902
бумага офорт
90 х 63 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург




Портрет принцессы Е. М. Ольденбургской
Россия, 1890-е
бумага литография
33,5 х 28; 67 х 48,5 см




01. Её императорское величество императрица Мария Федоровна, супруга императора Александра III
02. Её императорское величество государыня императрица Александра Федоровна


М. В. Рундальцов

НЕКРОЛОГ

Зарубежная Россия вновь понесла горестную утрату в лице скончавшегося недавно академика гравирования и последнего председателя О-ва художников имени И. С. Тургенева в Париже — Михаила Викторовича Рундальцова. Кончина его для русского искусства — незаменимая утрата. В лице М. В. ушел из жизни последний могикан русской графики, им закончилась цепь нескольких поколений славных русских граверов.

Рундальцов (в другом написании Рундальцев) Михаил Викторович родился 19 (7 по старому стилю) ноября 1871 года в Санкт-Петербурге. Учиться рисовать начал с малых лет у своего отца, скромного гравера печатей. Тяжелое положение семьи не позволяло мальчику получить образование и он зарабатывал свой хлеб частными заказами.

В 1887 году он впервые выставил свою гравюру «Голова девушки» (с оригинала В. Боброва) на конкурсе в Императорском обществе поощрения художеств и получил первую премию. Этот успех побудил отца мальчика дать разрешение на поступление вольнослушателем в Училище барона Штиглица (Центральное училище технического рисования, Санкт-Петербург). В училище он учился рисовать у Бруни, гравировать у Матэ и писать красками у Примацци. Окончив с отличием училище, юный художник стал регулярно выставлять гравюры на выставках. В 1897 году получил серебряную медаль на выставке в соляном городке. Его работы обратили на себя внимание и он стал получать массу заказов, работая для журнала «Нева» и др. изданий. Попутно он занимался живописью, выставляя портреты и пейзажи на Весенних выставках Академии Художеств.

Не смотря на молодость, Михаил Викторович быстро достиг известности и стал популярнейшим граверогм-портретистом. В 1906 году за свои портреты и пятнадцатилетие беспрерывного участия в выставках получил звание Академика.

Художественное наследие М. В. Рундальцова огромно: им исполнено около 500 гравюр на дереве, литографий и офортов, не считая множества рисунков и картин масляными красками. Из гравюр надо указать на «Христа в пустыне» с Крамского; «Не ждали?» с Репина; «Богоматерь» с В. Васнецова. Из портретов-офортов: портрет Пушкина с оригинала Тропинина, «Импер. Николай II в тужурке» с оригинала Серова, портреты Гоголя, Толстого, Тургенева, Достоевского, А. Рубинштейна с оригинала Репина, Чайковского, Менделеева, художников Кипренского, Чистякова, Семирадского, Лагорио, княгини О. В. Палей, короля Бельгии Альберта I и целая серия портретов Императорской семьи, среди которых прелестный по сходству и исполнению портрет маленького Цесаревича Алексея Николаевича в белой меховой шапке и косоворотке, до того популярный, что он разошелся в десятках тысяч экземплярах в России и даже за границей. Но подлинными шедеврами М. В. следует считать портреты поэта графа А. К. Толстого и особенно философа Вл. Соловьева. Одного последнего офорта было бы достаточно, чтобы доставить М. В. место одного из лучших мастеров гравюры конца XIX и начала XX века.

В 1921 году М. В. Рундальцов покинул Россию и через Ревель уехал в Америку. Здесь он сделал чудесный офорт президента Гардинга — последнюю свою большую гравированную работу.

Гравюра в Америке не могла прокормить художника и М. В. взялся за кисти. Прожив в Штатах восемь лет, он написал целую галерею портретов и много картин.

В 1930 году художник устроил в Нью-Йорке персональную выставку, но паника на бирже и крахи помешали ее материальному успеху. Художник вынужден был уехать в Париж. Здесь он написал портрет Вел. кн. Николая Николаевича. Работал очень много. Писал портреты, цветы, пейзажи, участвовал в групповых выставках.

Как человек Михаил Викторович был исключительной честности и отзывчивости. Не смотря на то, что сам нуждался, он никогда и никому не отказывал в помощи, чем мог: деньгами ли, одеждой ли, материалом ли художника. Это был редкий художник, не скрывавший своего искусства и с охотой делившийся со всеми, кто бы к нему ни обратился, своими знаниями, открытиями и опытом. Все, кто его более или менее близко знали, будут оплакивать в нем доброго друга, бескорыстного учителя и честного русского художника, не сложившего оружия в тяжелой жизненной борьбе до конца.

Да будет мир праху его на чужой земле. Да не забудется память о нем на Родине, которую он горячо любил и во славу искусства которой он так много потрудился.
Влад. Сахаров. («Иллюстрированная Россия» (La Russie Illustrée) — 1936 — Январь — Выпуск №1 (555) — стр. 4-5)



А. С. Пушкин с портретами-ремарками О. А. Кипренского и П. А. Ефремова 1903
Офорт




01. Портрет К. Т. Солдатенкова, 1902
02. Портреты И. Гофмана и Ф. Шопена с автографами 1913 Офорт




Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского




*кликабельно
Д. И. Менделеев с портретом Ломоносова 1907
Офорт
54,7 х 64,6 (отт.) ; 68,5 х 86 см (лист)
РГБ




Портрет Генриха Ипполитовича Семирадского 1903
45 х 39 см (в свету), 52,5 х 40,3 см (лист) офорт




Портрет Л. Н. Толстого с портретом-ремаркой Сократа 1910
Бумага, офорт
52,9 х 39,2




Портрет Сократа




Портрет П. И. Чайковского




Портрет композитора Антона Григорьевича Рубинштейна
Россия, 1895
бумага, офорт
33,3 х 23,1 см




Портрет В. Соловьёва 1907
Офорт Бумага
53 x 42 cm




Портрет В. Соловьёва 1907
Офорт Бумага
53 x 42 cm




01. Портрет И. С. Тургенева 1905
02. И. С. Тургенев, СССР, 1968


Гравер и академик Иван Павлов в книге «Моя жизнь и встречи»( Москва, 1949 год, «Искусство») посвятил художнику Рундальцову несколько глав. Едкое иногда описание, но дающее нам представление о том, каким был человеком Михаил Викторович и как получил некоторые свои заказы.

«Находясь в общежитии Штиглица, я сблизился также с семейством Рундальцевых. Знакомство и общение с этой замечательной семьей было, пожалуй, самым светлым началом за весь период моего учения. С сыном Рундальцевых Мишей, ставшим позднее известнейшим офортистом, мы вместе учились по классу гравюры.

Жили Рундальцевы в том же доме, где помещалось и наше общежитие, только они квартировали в первом этаже, мы же находились в седьмом. Познакомившись через Мишу с ого отцом, я скоро стал у них как бы родным человеком. Почти каждую субботу у Рундальцевых бывали вечера, на которые приглашалась молодежь. Время текло непринужденно и весело; вечера всегда сопровождались музыкой и пением. Все чувствовали себя как дома. Семья Рундальцевых состояла из отца Миши, его матери, брата Виктора и двух сестер - Надежды и Елены.

...Михаил Викторович Рундальцев был у Штиглица вольнослушателем. Именно эта категория учеников давала самое большое число дарований. В училище Михаил увлекался деревянной гравюрой и офортом и делал большие успехи. Окончив школу, Рундальцев уехал работать гравером, и художником в Сибирь, в издательство известного книгоиздателя П. И. Макушина, а возвратившись в Петербург, поступил в Экспедицию заготовления государственных бумаг. Попасть туда было чрезвычайно трудно: двери этого заведения раскрывались или перед людьми с. высокими связями, или с особыми талантами.

Рундальцев пришелся не ко двору заведующему художественной печатью Франку, боявшемуся конкурентов, и скоро должен был уйти из Экспедиции, сделав там единственный офорт - портрет композитора А. Рубинштейна.

Рундальцев обладал барскими замашками, и рядовая жизнь гравера-офортиста его никогда. не устроила бы. В великосветском Петербурге он хотел быть видным и своим для верхов человеком. По уходе из Экспедиции Михаил Викторович занялся частными заказами, главным образом выгодными портретами; сделал он также офорты Пушкина и Толстого, из них последний особенно замечателен по своему художественному выполнению. Работал он также по заказам издательства Фельтен. В то же время Михаил Викторович усиленно, но безуспешно, добивался получения звания академика.

Тогда Рундальцев достиг успеха другим способом. Через бульенщиков он ухитрился сделать портрет с Николая II и был представлен ко двору. Николаю понравилась работа Михаила Викторовича, и в награду он подарил ему перстень. Это решило все, и мания величия продолжалась у Рундальцева до самой революции.

Через несколько лет после нашей разлуки я, приехав в Петербург, решил непременно повидать своего собрата по училищу Штиглица. Рундальцев жил на Литейном проспекте, рядом с домом Победоносцева, и занимал роскошную квартиру.

— Они спят, — сказала мне горничная, когда я позвонил и спросил Михаила Викторовича.
Мне пришлось сказать, что я через несколько часов уезжаю.

— Хорошо, я передам ему.

Выбежала дочка Рундальцева и засыпала меня расспросами о Москве. Она, оказывается, знала меня по рассказам в семействе отца. Так продолжалось целых полтора часа. Это меня возмутило.

— Скажите же папе, — обратился я к дочери, — я ухожу, так как мне сегодня надо уезжать.

Наконец является сам, в каком-то необычайном костюме, выхоленный, и довольно высокомерно здоровается со мной:

— Слушайте, Иван Николаевич, я раньше двух часов не встаю. А вы хвать ко мне в двенадцать... Я, знаете, своим привычкам не изменяю.

... После Великой социалистической революции Рундальцев эмигрировал за границу, попал вначале в Париж, а потом перебрался в Америку — за миллионами. В капиталистическом мире он нашел окончательное применение своей страсти наживы. Талант Рундальцева стал чужим для граждан родной страны.»



Энгельс




Лассаль




Бебель




Луначарский




Первый Гос. Контролер свободной России И. В. Годнев




Первый Министр Земледелия свободной России А. И. Шингарев




Первый Министр Иностр. Дел свободной России П. Н. Милюков




Первый Министр по делам Финляндии свободной России Ф. И. Родичев




Первый Министр Путей Сообщения свободной России Н. В. Некрасов




Первый Министр Торговли и Пром ти свободной России А. Коновалов




Первый Министр Финансов свободной России М. И. Терещенко




Первый министр Юстиции свободной России А. Ф. Керенский




Первый Обер Прокурор Святейшего Синода свободной России В. Н. Львов




Первый Председатель Гос. Думы свободной России М. В. Родзянко




Первый Председатель Сов. Мин. и Мин. Вн. Дел свободной России Г. Е. Львов




Первый Председатель Сов. Раб. и Солд. Депутатов свободной России Н. С. Чхеидзе




Век первых царей. открытка




Скифская царевна




Соломко С., Рундальцов М., Скифская царевна




Амазонка




Век Владимира и Ярослава




Соломко С., Рундальцов М., Век Владимира и Ярослава




01. Соломко С., Рундальцов М., Век Тишайшего Царя. (Алексей Михайлович) XVII в.
02. Соломко С., Рундальцов М., К свету науки




Портрет императрицы Екатерины I и вид на петербургский памятник Петру I
Гравюра на металле 1900




Анна Иоанновна
Гравюра на металле 1900




Петр II
Гравюра на металле 1900




Петр Великий
Гравюра на металле 1900




Экслибрис М .Е. Синицына. [1890-е гг.]
27 х 22,1 см
Экслибрис выполнен по рисунку С. С. Соломко и гравирован М. В. Рундальцовым




Страсть 1905-1917гг
140 х 90мм




Портрет молодого человека 1920
Картон, масло
65,8 х 54,3 см




Portrait of a young man 1934
oil on canvas
46 x 38 cm




Double female portrait 1933
oil on canvas
55 x 46 cm




Рундальцов Михаил Викторович [1871—1935]
Лежащая обнаженная 1922
Бумага, карандаш, сангина
42.5 х 64




Crimean landscape, c.1910




Dramatic coastal scene from high atop a rocky cliff, signed 1925




Still Life With Gladioli
Oil Painting
Mikhail Viktorovich Rundalijzeff




Летний павильон
холст, карандаш цветной
50 х 61




М. В. Рундальцов. «Осеннее озеро». 1921. Масло, холст




Мальвы




Михаил Рундальцов. Розы 1920, холст, картон, масло, овал 30 x 40 см




Осенний лес 1925
холст масло
64 х 76




Река Ургала. Урал




Рундальцов М. В. Дюны 1927




Рундальцов М. В. Залив




Рундальцов М. В. Осень




Цветущий луг, 1920-е
Картон, масло
15,5 x 24,5 см



___________


Ну, и в заключении то, что так знакомо многим с детства - добрый дедушка Ленин. Этот портрет на марке в свое время знал каждый ребенок и взрослый. А вот имя художника не было известно никому...



Рундальцов М. В. Портрет В. И. Ленина с портретом-ремаркой К. Маркса и почтовая марка, созданная на основе этого офорта




Михаил Викторович Рундальцов (1871 – 1935)




Михаил Викторович Рундальцов (1871 – 1935)



romanovs-russia
filokartist.net
Президентская библиотека

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Михаил Викторович Рундальцов (1871 – 1935) — последний могикан русской графики. | Люкир - Дневник Люкир | Лента друзей Люкир / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»