На Конногвардейском бульваре рядом с Английской набережной (недалеко от станций метро Невский Проспект и Гостиный двор) обращает на себя внимание особняк М.В Кочубея и Ф.Родоканаки. Дом из-за фигур восточных красавиц, украшающих фасадную решетку, петербуржцы называют "домом с маврами".
Архитектура Санкт-Петербурга развивалась не только благодаря Петру I, Екатерине Великой и столичным градоначальниквм, которые инициировали застройку города. Она приобретала черты, следуя вкусам владельцев петербургских особняков. Они знали толк в красоте, естественно, как и архитекторы, воплощающие в жизнь идеи знатных людей.
История ныне существующего особняка начинается с 1790 года, когда один из самых богатых людей России - купец первой гильдии Н. Н. Солодовников, приобрел недалеко от Английской набережной участок для строительства своей петербургской резиденции. Через три года невзрачный двухэтажный особняк, похожий на коробку из-под табака, которым торговал Солодовников, был построен. После кончины купца богатство его было похищено, дела династии пошатнулись и в середине XIX века дом был продан одному из младших сыновей государственного канцлера Российской империи (высший штатский чин по Табели о рангах) князю Виктору Павловичу Кочубею (1799 - 1831).
Затем дом перешел к его сыну - петербургскому "светскому льву", князю Михаилу Викторовичу Кочубею (1816-1876),
Фамилия Кочубей имеет давнюю историю. Основателем рода считают крымского татарина Кучук-Бея, крещеного в 17 веке. Его потомки служили при дворе, играли заметную политическую роль.
Во времена царствования Николая I роду Кочубеев дали княжеское звание.
Княжеский герб Кочубеев.
Князь Михаил. Викторович Кочубей.
В годы юности Михаил Кочубей принадлежал к числу знатной молодежи столицы. Его отец был дипломатом и министром внутренних дел Российской империи, а мать - Мария Васильевна Васильчикова, – племянницей екатерининского фаворита Александра Васильчикова, статс-дамой и кавалером ордена Святой Екатерины I степени.
Михаил Викторович начал государственную службу в должности придворного камер-пажа, затем состоял на воинской службе, после чего вышел в отставку надворным советником и был приближен к императору. С тех пор его карьера стремительно развивалась.
Князь решил сделать из некрасивого купеческого дома особняк в стиле раннего итальянского ренессанса и нанял для этого известного архитектора, мастера эклектики Гаральда Боссе.
Боссе Гаральд Андреевич (1812-1894).
Привыкший к роскоши, Михаил Кочубей потребовал от архитектора, чтобы тот использовал самые дорогие материалы и применял самые современные решения.
Приняв во внимание изысканный вкус князя Кочубея, Боссе в работе обратился к стилю раннего итальянского ренессанса, внеся в проект элементы эклектики. Проект был готов к августу 1853 года и был утвержден лично императором Николаем I.
Закончилось возведение особняка в 1857 году.
Боссе работал с 1853 по 1857-й годы - и превратил здание во флорентийское палаццо. Архитектор перепланировал цокольный этаж, сделав его жилым и отделав гранитом, украсил главный фасад узорчатой лепниной, а окна выполнил полукруглыми, декорированными, со стороны двора Боссе спроектировал три изящных балкона.
Первым в Петербурге, он установил сдвоенные окна.
Вид на Конногвардейский бульвар и особняк Кочубея (справа)
на фото конца XIX века
Здание было снабжено водопроводом и системой отопления, что было большим инженерным достижением того времени.
Боссе обнес дворик особняка красивой металлической решеткой, украшенной четырьмя бюстами мавров – мужскими и женскими: они были выточены из черного и белого мрамора. Именно поэтому петербуржцы стали называть особняк князя Кочубея "домом с маврами". Такой облик дома в то время произвёл настоящую сенсацию в столице.
Особняк князя М. В. Кочубея - яркий образец неоренессанса, неплохо сохранившийся до наших дней. Дом является памятником архитектуры федерального значения.
Интерьеры особняка тоже изменились до неузнаваемости: стены и потолки украсили живописными плафонами, в ослепительных залах появилась золотая лепнина, пилястры с кариатидами, статуи, огромные люстры, кессоны.
Панно «Аврора», Генрих Семирадский, 1880-е.
По неизвестной причине князь М. В. Кочубей редко бывал в особняке. После десяти лет владения им, Кочубей продал дом хозяину кредитно-финансовой компании, одесскому греку Феодору Павловичу Родоканаки (он же Теодорос Родоканакис) , который прибыл в Россию с острова Хиос и запросил гражданство, уплатив гильдейский взнос и став российским купцом.
С молодых лет Родоканаки жил по принципу: «Если хочешь, чтобы получилось хорошо, делай все сам». Торговал он в основном российским зерном, а, чтобы не зависеть от транспортных компаний, основал собственное пароходство. Затем, чтобы обеспечить безопасность судов и грузов, открыл свою страховую компанию и в конце концов - еще и банкирский дом.
Купленный у Кочубея особняк был для Родоканаки способом повысить свой престиж в столице.
В отличие от Кочубея Родоканаки сделал особняк по-настоящему жилым. По его распоряжению, была сделана надстройка 2-го этажа флигеля, а также обновлен интерьер. Строительными работами руководил Карл Мюллер (Миллер).
Несмотря на изменения, внешний облик здания остался неизменным.
Здесь разместилась вся большая семья грека, здесь он и скончался в 1882 году, окруженный любящими домочадцами.
Дочери Родоканаки - Ифигения, Ариана и Мария - вышли замуж за греческих предпринимателей, укрепив состояние и имя своего отца, а вот сын Периклис за какие-то пятнадцать лет растранжирил отцовское состояние, поэтому в 1901 году империя Родоканаки оказалась на грани краха. Тем не менее, потомки Родоконаки владели особняком вплоть до 1917 года.
После революции дом был "национализирован" и перешёл в государственную собственность. Во времена советской власти в особняке князя Кочубея располагались различные государственные учреждения. Богатое внутреннее убранство в значительной степени пострадало.
В 1987 году особняк Кочубея был признан памятником архитектуры, а в 1993-м, после удачной реставрации, в результате которой были восстановлены его исторические интерьеры, здание стало объектом культурного наследия федерального значения и попало в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В интерьерах особняка снимали часть сцен из сериала «Хуторянин» (2013 г.) Виктора Мережко.
Сравнительно недавно Главгосэкспертиза России одобрила проект приспособления здания для современного использования.
При подг. использованы: https://peterburg.center/, Випиредия, фото yandex.ru и др. |