Спаси нас Боже....
Спаси нас, Боже, от ненастья,
Спаси от смерча и пурги,
Спаси от краденого счастья
И от несчастья сбереги.
Спаси от хилого здоровия,
Спаси от силушки дурной,
Спаси от гадкого злословья —
Не наяву, а за спиной!
От нищеты спаси духовной,
Спаси от зависти глухой,
Спаси от алчности греховной
И от компании блатной.
Спаси от временного друга,
Спаси от дружбы по нужде,
Спаси от замкнутого круга,
От умиленья во вражде!
Спаси от труса в лихолетье,
Спаси от мелочных забот,
Спаси от войн на белом свете
И распрям всем закончи счет!
Спаси от глупости и лени,
Спаси от пьянства напролёт,
Спаси от рабства на коленях,
Спаси меня и мой народ!
Спаси от жадности безмерной,
Спаси от черствости людской,
Спаси от власти непомерной
И от привычки воровской!
Спаси во всём! Спаси нас, Боже!
Спаси на целый грешный век!
И не забудь спросить нас тоже:
«Чего ты стоишь, ЧЕЛОВЕК?!»
Владимир Ильич Шарпатов -
[показать]
Советский и российский лётчик гражданской авиации, Герой России. Подполковник ВВС в отставке,
ошеломившем весь мир дерзким побегом из афганского плена
Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи.
Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана».
С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь.
Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева.
Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась.
С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега.
Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания.
За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.
И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв.
Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать.
Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.
В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.