• Авторизация


Николай Константинович Рерих (биография, ч.2) 11-08-2014 19:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения ElAnJa4 Оригинальное сообщение

Николай Константинович Рерих (биография, ч.2)

[525x700]

6.Центрально -азиатская экспедиция
1924—1928 гг.:

Официально
экспедиция
была
заявлена
как
американская.
Во время
экспедиции
были
проведены
археологические
и этнографические
исследования
в неизученных
частях
Азии
, найдены
редкие
манускрипты,
собраны
лингвистические
материалы,
произведения
фольклора,
сделаны
описания
местных
обычаев,
написаны книги («Сердце Азии», «Алтай — Гималаи»), создано около пятисот
картин, на которых художник отобразил живописную панораму экспедиционного
маршрута, начата серия полотен «Гималаи», созданы серии «Майтрейя»,
«Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока» и др.
       В процессе подготовки экспедиции Рерихи совместно с американским бизнесменом Луисом
Хоршем создали в Нью-Йорке две деловые корпорации — «Ур» и «Белуха», которые имели
целью проводить широкое деловое предпринимательство на территории Советского Союза.
Находясь во время экспедиции в Москве, Николай Рерих хотел добиться регистрации, в
соответствии с советскими законами, корпорации «Белуха» для разработки
месторождений. Рерихи посетили Алтай с научно-разведывательной и этнографической
экспедицией, проводя подбор мест под предполагаемые концессии и изучая возможность
«организации в районе горы Белухи культурно-промышленного центра».
        Первая Центральноазиатская экспедиция Н. К. Рериха проходила в несколько этапов.
По прибытии в Монголию она переросла в самостоятельное Тибетское путешествие, известное
теперь как Миссия Западных буддистов в Лхасу (1927—1928 гг.). По своему характеру
тибетская экспедиция являлась не просто художественно-археологической, но, по заявлению
её руководителя, Рериха, имела статус дипломатического посольства от имени «Союза
Западных буддистов». Своим окружением в экспедиции Рерих рассматривался в качестве
«Западного Далай-ламы».
       Осенью 1927 года экспедиция была задержана тибетскими властями на подступах к Лхасе
и пять месяцев находилась в снежном плену высоко в горах на плато Чантанг, где Рерих
писал многочисленные письма тибетским властям, в том числе Далай-ламе, о том, как
несправедливо встречено первое «буддийское посольство».
       Экспедиция так и не была допущена в Лхасу и была вынуждена ценой неимоверных
трудностей и потерь пробиваться в Индию.

       Версии и интерпретации (существует несколько версий того, что являлось главной
целью поездки Рерихов в Центрально-азиатскую экспедицию, и единства мнений нет):
        - Художественные и этнографические цели - версия об исключительно художественных
и этнографических целях центрально-азиатской экспедиции Рериха описана в работах Павла
Беликова и Людмилы Шапошниковой. Беликов написал биографию Рериха в 1972 году, когда
ещё не были доступны дополнительные источники об экспедиции.
        - Политические цели. Строительство «Новой Страны» - в соответствии с
версией Владимира Росова, Рерих был вовлечён в большую политику, пытаясь осуществить
утопическую мечту о «Новой Стране». По утверждению Росова, Рерих вырабатывал
общий план «Единой Азии», главный тезис которого состоял в том, чтобы в
государственном масштабе объединить учение буддизма с коммунистической идеологией.
        - Поиск Шамбалы - по этой версии Рерихи отправились в центрально-азиатскую экспедицию,
чтобы найти Шамбалу, а не изучать растения, этнологию и языки. Версии об одновременно
духовных и политических целях поисков Шамбалы придерживается историк Андрей Знаменский
в своей книге «Red Shambhala».
        - Выполнение агентурных заданий ОГПУ - существует распространённая версия о том,
что Рерих был агентом Коминтерна и ОГПУ, а экспедиция была организована на деньги
советской разведки, целью которой было свержение Далай-ламы XIII. Эта версия была
впервые изложена Олегом Шишкиным в его серии статей и в книге «Битва за Гималаи».
В настоящее время данная версия считается спорной и необоснованной.

        7.Институт Гималайских исследований «Урусвати»:
        Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал
систематизации и обработки, и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке
был основан Институт Гималайских исследований, а затем в Западных Гималаях, в долине
Кулу (англ.)русск. Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати», что в
переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Здесь же, в Куллу,
пройдёт последний период жизни художника.
[220x159]

        Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха,
учёный-востоковед. Он же руководил этнолого-лингвистическими исследованиями и разведкой
археологических памятников.
        В институте работали медицинская, зоологическая, ботаническая, биохимическая и многие
другие лаборатории. Проводилась большая работа в области лингвистики и филологии Востока.
Собирались и переводились на европейские языки редкие письменные источники многовековой
давности, изучались полузабытые наречия. Приглашённые специалисты и временные сотрудники
собирали ботанические и зоологические коллекции.
        С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии.
Научные материалы он посылал в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад,
Пенджабский университет (англ.)русск., Парижский музей естественной истории, Гарвардский
университет, Ботанический сад Академии наук СССР. Академик Н. И. Вавилов, известный
советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией,
а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции.
        Сотрудничали с институтом и такие выдающиеся учёные как Альберт Эйнштейн, Луи де Бройль,
Роберт Милликен, Свен Гедин и др.
        С 1931 года при институте издавался ежегодник, в котором публиковались результаты
научной деятельности его сотрудников. В научных и периодических изданиях Азии, Европы
и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати».
        Вскоре разразился мировой кризис, затем мировая война. Институт Гималайских исследований
был лишен возможностей к деятельности и был законсервирован. В настоящее время существует
также критическое мнение о деятельности института как не имевшей независимой научной оценки,
неподтверждённой специалистами в области медицины, психологии и антропологии.

        8.Луис Хорш и Мастер-Билдинг. Музей Рериха (1929—1938):

        В 1922 году Рерих познакомился с преуспевающим нью-йоркским брокером Луисом
Л. Хоршем (Louis L. Horch). Хорш и его жена Нетти (Nettie) попали под сильнейшее
влияние личности Рериха и в результате стали самыми щедрыми из его последователей.
Почти одновременно с Институтом объединённых искусств в Чикаго было учреждено объединение
художников «Cor Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возник
Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»).
        В ноябре 1923 года открылся нью-йоркский музей Николая Рериха, содержащий большую
коллекцию картин художника. В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии,
Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США — строительство
Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя
или Дом Мастера). Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко,
на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт
объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts),
а на верхних — апартамент-отель.
       Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная
организация — Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом
поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом.
Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём.
       Дом Мастера был торжественно открыт в ноябре 1929 года. В коллекции музея было
более тысячи полотен Рериха (большая часть из которых была куплена для музея Хоршем),
произведения искусства Тибета, библиотека тибетских манускриптов. Для проведения
публичных мероприятий была предназначена аудитория на 300 мест. Институт объединённых
искусств организовывал классы по живописи, скульптуре, архитектуре и дизайну.
       С открытием Дома Мастера популярность Рериха в США достигла высшей точки. Хорш
помогал Рериху и в других его начинаниях — финансировал экспедиции «Гуру» и
организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха».
       С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно. Маньчжурская
экспедиция Рериха 1934-35 годов (см. далее) превратилась, как это воспринималось из
США, в сплошной скандал; американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства
США». Доверие Хорша к Рериху, первоначально безграничное, постепенно оказывалось всё
более и более подорванным.
       В августе 1935 года разразился кризис — Хорш окончательно вышел из
повиновения Рериху. Хорш, как Президент Музея Рериха и его кредитор, имел значительное
влияние на Совет поверенных. Как оказалось, контроль над Домом Мастера по существу
принадлежал Хоршу, а Рерих распоряжался им постольку, поскольку Хорш был готов
добровольно ему повиноваться.

[170x275]

       В результате череды скандалов, арестов имущества и судебных процессов Музей Рериха
и Институт к 1938 году были закрыты, здание попало под контроль Хорша. Хорш инициировал
проверку налоговой службы США, в результате которой была выявлена неуплата Н. К. Рерихом
подоходного налога на сумму 48 000 долларов (хотя все финансовые дела вёл именно Хорш),
а также выиграл в суде иск к Рериху на сумму 200 000 долларов. Вкупе с разрывом Рериха
с Г. Э. Уоллесом, претензиями к Рериху Правительства США, критическим отношением к Рериху
американской прессы данные задолженности привели к тому, что Рерих никогда более
не смог вернуться в США. Рерих и Хорш так и не примирились.

 

      9. Маньчжурская экспедиция:
      Рерих разделял распространённые среди русской интеллигенции начала XX века идеи
евразийской роли России и панмонголизма, и проанализировав тенденции мировой политики
и собранные в Центральноазиатской экспедиции пророчества, приходит к выводу, что середина
1930-х годов может ознаменоваться разворачиванием процесса «единения Азии», который
начнётся с Монголии, Маньчжурии, северного Китая и южной и юго-восточной Сибири.
Желая по возможности принять участие в этом процессе, он организует через американский
Сельскохозяйственный Департамент долгосрочную экспедицию в Маньчжурию и северный Китай.
      В 1930 году Рерих подружился с Г. Э. Уоллесом, который, став министром сельского
хозяйства в администрации Франклина Рузвельта, отправил Рериха в экспедицию с целью
сбора семян растений, предотвращающих разрушение плодоносных слоёв почвы.
       Экспедиция была организована в 1934—1935 годах и состояла из двух частей.
Первый маршрут включал Хинганский хребет и Баргинское плато (1934),
второй — пустыни Гоби, Ордос и Алашань (1935). Эти маршруты проходили по
территории Внутренней Монголии, расположенной в северной и северо-восточной части
современного Китая. Художник написал много этюдов, проводил археологические исследования,
собирал материалы по лингвистике и фольклору.
       Рерих в течение 17 месяцев написал 222 очерка для «Листов дневника»,
которые отражают экспедиционную работу, затрагивают научные и философские темы.
В результате экспедиции было найдено около 300 видов засухоустойчивых трав, собраны лекарственные растения. В Америку было направлено 2000 посылок семян. Министр сельского
хозяйства Генри Уоллес, инициировавший экспедицию, впоследствии сообщил, что почти
все найденные семена обладают либо низкой ценностью, либо вообще ей не обладают.
       Однако во время экспедиции Рерих, игнорируя по большей части порученную ему миссию,
погрузился в азиатскую политику, тщетно побуждая буддийские массы к революции.
Первая деловая встреча Рериха после отъезда из США в экспедицию была в Японии с
военным министром Хаяси Сэндзюро, и целью встречи было исследование возможностей
создания нового государства на северо-востоке Азии. Во время экспедиции Рерих и
его сын Юрий не только формально сотрудничали с эмигрантскими организациями, такими
как Военно-Монархический Союз, Военно-Казачий Союз, Легитимисты, но и предпринимали
конкретные шаги, например, оказывали финансовую помощь Сибирскому Казачьему войску
и купили газету «Русское Слово» для Российского Общевоинского Союза.
      Рерих вел самую активную деятельность среди многочисленной русской эмиграции, став
заметным культурным лидером. Это вызвало недовольство властей США, от чьего имени
и на чьи средства проводилась экспедиция. Также это привлекло внимание белогвардейской
контрразведки, которая, установив факт посещения Рерихом Москвы и его теософские увлечения,
раздула скандал в прессе. Японские власти, поддержанные прояпонскими кругами, были
недовольны работой Рериха по объединению эмиграции на Дальнем Востоке и провели кампанию
в харбинской прессе по дискредитации культурной миссии Рериха.
       Японская цензура арестовала весь тираж отпечатанной в типографии книги Н. К. Рериха
«Священный дозор». После публикации скандальной статьи в газете «Чикаго Трибьюн»
в июне 1935 года, где сообщалось о военных приготовлениях экспедиции у границ Монголии,
министр Уоллес прервал отношения с Рерихами, поскольку они могли испортить ему репутацию
в глазах избирателей. Экспедиция была досрочно прекращена в Шанхае 21 сентября 1935 года.
Лишение поддержки со стороны Г. Уоллеса и бизнесмена Л. Хорша в конце 1935 года привело
к разрушению деятельности всех рериховских учреждений в США.

      10.Пакт Рериха и Знамя Мира. Понятие культуры у Рериха:
      В своих философско-художественных очерках Рерих создаёт новую концепцию Культуры,
основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с
проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого
процесса. «Культура покоится на Красоте и Знании» — писал он. И
повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир».
      Красота познаётся человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является
творчество. Об этом говорится и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании
которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович отображал
идеи Живой Этики в художественных образах. В широкое понятие Культуры Н. К. Рерих включал
синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки,
искусства, образования.
      Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации.
Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении,
то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех её материальных,
гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и Культуры, утверждал Николай Рерих,
приводит к путанице этих понятий, к недооценке духовного фактора
в развитии человечества.
      Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры.
Но расширение и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утонченность,
то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может
строить светлое будущее своей страны». Исходя из этого, человечество не только
должно развивать Культуру, но и обязано её защищать.

     Создание и подписание Пакта:

     В 1929 году Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права
и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект
Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха). Вместе с Договором Н. К. Рерих
предлагает отличительный знак для идентификации объектов охраны — Знамя Мира,
представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя
красными кругами, символизирующими единство прошлого, настоящего и будущего в круге
вечности, по другой версии — религия, искусство и наука в круге культуры
(разных версий много).
      За международную культурную деятельность и инициативу Пакта в 1929 году Рерих был
выдвинут соавтором Пакта Шклявером Г. Г. на Нобелевскую премию мира. В 1929 году текст
проекта Договора с сопроводительным обращением Н. К. Рериха к правительствам и народам
всех стран публикуется в прессе и рассылается в правительственные, научные, художественные
и образовательные учреждения всего мира.
      В результате, в ряде стран были образованы комитеты в поддержку Пакта.
Проект Пакта был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций, а также
Панамериканским союзом. Рерих надеялся, что Пакт будет иметь воспитательное значение.
«Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как
образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое
поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества», — говорил Николай Рерих.
      Идею Пакта поддержали Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Альберт Эйнштейн,
Томас Манн, Герберт Уэллс и др.
Государственный департамент США счёл пакт «бесполезным, слабым и неисполнимым».
30 августа 1933 года правительство сообщило о ненужности Пакта Рериха, поскольку
все пункты этого документа уже включены в Гаагскую конвенцию 1907 года, принятую
Соединёнными Штатами на государственном уровне. Однако одобрение договора президентом
Ф. Рузвельтом и пропаганда Пакта со стороны министра Генри Уоллеса, считавшего в тот
период Рериха своим Гуру, возобладали над оппозицией Госдепартамента.
     Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне при
личном участии Франклина Рузвельта. Документ был ратифицирован 10 из 21 стран
американского континента. Подписание Пакта Рериха получило большой резонанс
и в Америке, и в Европе.
     Это позволило Рериху предпринять вторую попытку добиться Нобелевской премии Мира,
о чём сотрудники Музея Рериха в Нью-Йорке получили соответствующее задание, отправившись
в Европу с пакетом рекомендательных писем. Генри Уоллес на следующий день после подписания
Пакта обратился с письмами к 15 адресатам, в том числе к вице-президенту Комитета по
Нобелевским премиям мира Бернарду Хансену, а также к самому президенту доктору
Фредерику Стэнгу, выразив официальное мнение, что «профессор Рерих мог бы
стать наиболее предпочтительным кандидатом на Нобелевскую премию мира». Однако
Нобелевскую премию Рерих снова не получил, а 23 июня в Америке разразился скандал,
спровоцированный статьёй пекинского журналиста Джона Пауэлла в газете «Чикаго
Трибьюн», и касавшийся Маньчжурской экспедиции Рериха.
     В результате скандала Генри Уоллес досрочно прекратил экспедицию Рериха и сделал всё,
чтобы аннулировать Пакт. Для этого 24 октября 1935 года он разослал серию писем
официальным лицам и послам латиноамериканских государств и практически всех европейских держав, сообщая о «тех, кто фанатично продолжает свою политику, возвышая имя,
а не идеал» (всего в 57 стран). Разуверившись в Рерихе, Уоллес даже попытался
переименовать Пакт Рериха.
     Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране
культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью
международного сообщества до Второй мировой войны. В 1949 году на 4-й сессии
Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по
международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае
 вооружённого конфликта.
В 1954 году Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции
о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта». Идеи Пакта
нашли отражение и в искусстве Николая Рериха. Эмблему «Знамени Мира» можно
видеть на многих его полотнах тридцатых годов. Специально Пакту посвящена
картина «Мадонна-Орифламма».

      Уникальность Пакта:
Пакт Рериха как международный договор является первым международным
документом, который был полностью посвящён защите культурных ценностей,
и который не содержит оговорки о военной необходимости.

     11.Вторая мировая война:
      Находясь в Индии, Николай Константинович Рерих с самых первых дней Второй
мировой войны использует все возможности, чтобы помочь России. Вместе с младшим
сыном Святославом Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные
деньги перечисляет в фонд советского Красного Креста и Красной Армии. Пишет статьи
в газетах, выступает по радио в поддержку советского народа.

      В годы войны художник в своём творчестве вновь обращается к теме Родины. В этот
период он создаёт ряд картин — «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны»,
«Победа», «Богатыри проснулись» и другие, в которых использует образы
русской истории и предрекает победу русского народа над фашизмом. «…Всякий,
кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своём. Не угроза, но сказала
так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ
русский в своей целине необозримой выборивал новые сокровища. Так положено. История
хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже
г розно сказала: «Не замай!».»
      В «Листах дневника» Н. К. Рериха содержится много страниц, посвящённых
военному и трудовому подвигу советского народа. Оборона Родины: «Великая Родина,
все духовные сокровища твои, все неизречённые красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будем оборонять. Не найдётся такое жестокое сердце, чтобы сказать: не мысли о Родине! <…> Через всё и поверх всего найдём
строительные мысли, которые не в человеческих сроках, не в самости, но в истинном
самосознании скажут миру: мы знаем нашу Родину, мы служим ей и положим
силы наши оборонить её на всех её путях».

     В 1942 году, до Сталинградской битвы, Николай Рерих принимал у себя в Кулу борца
за свободу Индии Джавахарлала Неру и его дочь Индиру Ганди. Вместе обсуждали судьбу
нового мира, в котором восторжествует долгожданная свобода покорённых народов.
«Говорили об Индо-Русской культурной ассоциации, — записывал в дневник
Рерих, — пора мыслить о кооперации полезной, созидательной…».
     Индира Ганди вспоминала: «Мой отец и я имели счастье знать Николая Рериха.
Он был одним из наиболее впечатляющих людей, которых я когда-либо встречала.
Он сочетал в себе современного ученого и древнего мудреца. Он жил на Гималаях много
лет и постиг дух этих гор, отображая их бесчисленные настроения и сочетания красок.
Картины Николая Рериха вдохновили многие новые течения среди наших художников.»
Когда гитлеровские войска оккупировали многие территории СССР, Николай Рерих
обратился к своим сотрудникам с просьбой послужить делу взаимопонимания народов двух держав — России и США. В 1942 году в Нью-Йорке была создана
Американо-русская культурная ассоциация (АРКА). Среди активных сотрудников были
Эрнест Хемингуэй, Рокуэлл Кент, Чарли Чаплин, Эмиль Купер, Сергей Кусевицкий, П. Геддас,
В. Терещенко. Деятельность ассоциации приветствовали учёные с мировыми именами
Роберт Милликен и Артур Комптон.

   12. Последние годы жизни:
    В Индии Николай Рерих был лично знаком с известными индийскими философами, учёными,
писателями, общественными деятелями. В Индии художник продолжает работать над серией
картин «Гималаи», составляющей более двух тысяч полотен. Для Рериха горный мир
является неисчерпаемым источником вдохновения. Художественные критики отметили новое направление в его творчестве и назвали «мастером гор». В Индии были написаны
серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу»,
«Святые горы», «Тибет», «Ашрамы» и др.
     Выставки мастера экспонировались в различных городах Индии и их посещало
большое количество людей.
Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз,
но 13 декабря 1947 года он уходит из жизни, так и не узнав,
что в визе ему отказали.
    В долине Кулу, на месте погребального костра, был установлен большой
прямоугольный камень, на котором высечена надпись: «15 декабря 1947 года
здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха —
великого русского друга Индии. Да будет мир».

     Возникшее во второй половине XX века понятие «русский космизм» включает в плеяду
его представителей и Н.К. Рериха, но космизм Рериха «русский» не в том, что он был русским
по происхождению, но, прежде всего в восприятии им географической, исторической и духовной
масштабности России как вселенской, в перспективе ее «космической» будущности.
Чувство космизма, переживаемое наиболее чутко теми, кто воспринимал начало Нового
времени на «смене вех» двух грандиозных эпох как состояние пророческого вдохновения,
выразилось в патетических словах современника Н.К. Рериха поэта В.В. Маяковского:
«Никому не дано знать, какими огромными солнцами будет освещена жизнь грядущего.
Может быть, художники в стоцветные радуги превратят серую пыль городов, может быть,
с кряжей гор неумолчно будет звучать громовая музыка превращенных в флейты вулканов,
может быть, волны океанов заставим перебирать сети протянутых из Европы в Америку струн».

    Сейчас многие задаются вопросом, в чём смысл жизни и что такое счастье? Николай
Константинович Рерих Своим жизненным подвижничеством как нельзя точно показал
ответ на эти вечные вопросы. Смысл жизни - в построении этого счастья. Никто за нас
не сделает нас счастливыми и нельзя быть счастливым отдельно от остального мира.
Наше общее предназначение - сообща строить Новый Мир, Храм Души, Рай на
Земле - "РУКАМИ И НОГАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ".

    Завет Николая Рериха:
«Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех
необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество. <…>
Полюбите Родину всеми силами — и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты.
Шире дорогу! Идёт строитель! Идёт народ русский!»

     Награды:
*Кавалер российских орденов Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира.
*Кавалер югославского ордена Святого Саввы.
*Кавалер ордена Почётного легиона Франции.
*Кавалер королевского шведского ордена Полярной звезды.

      Список организаций, членом которых состоял Н. К. Рерих:
**Действительный член Российской академии художеств.
**Основатель Института объединённых искусств в Нью-Йорке (США)
. **Основатель Международного культурного центра «Corona Mundi» (США). **Почётный директор Музея имени Н. К. Рериха в Нью-Йорке и его филиалов
в Европе, Америке и странах Востока. **Действительный член Югославской академии наук и художеств (Загреб). **Действительный член Португальской академии (Коимбра). **Действительный член Реймской академии (Франция). **Действительный член Международного института науки и литературы (Болонья, Италия). **Почётный член Комитета по культуре (Буэнос-Айрес, Аргентина). **Вице-президент Общества Марка Твена (США). **Вице-президент Американского института археологии (США). **Почётный член Просветительского общества Бенареса (Индия) **Почётный член Общества Мора (Франция). **Член Красного Креста (Франция). **Член Общества по изучению древностей (Франция). **Пожизненный член Федерации французских художников (Париж).
**Член Осеннего салона (Париж).
**Пожизненный член Общества антикваров (Париж).
**Почётный президент Международного союза в поддержку Пакта Рериха (Брюгге).
**Почётный покровитель Исторического общества при академии (Париж).
**Почётный президент Общества имени Рериха во Франции (Париж).
**Член-учредитель Этнографического общества (Париж).
**Почётный президент Академии имени Рериха (Нью-Йорк).
**Почётный президент Общества за культурный прогресс «Фламма» (штат Индиана, США).
**Почётный президент Общества имени Рериха в Филадельфии (США). **Почётный член Общества по охране исторических памятников (Нью-Йорк).
**Почётный президент Латвийского общества Рериха (Рига).
**Почётный президент обществ Рериха в Литве, Югославии, Китае.
**Почётный член Института имени Субхас Чандра Боше (Калькутта).
**Член Института Джагадиса Бозе (Индия).
**Член Нагати Прачари Сабха (Индия).
**Пожизненный член Королевского азиатского общества в Бенгалии (Калькутта).
**Пожизненный член Общества «Искусство Востока» (Калькутта).
**Почётный президент и доктор литературы Международного института по изучению
буддизма в Сан-Франциско (Калифорния) [Международный буддийский институт (США)].
**Почётный член Русского музея истории и культуры в Праге (Чехословакия).
**Почётный член Общества Люзас (Париж).
**Почётный член Лиги в защиту искусства (Париж).
**Покровитель Культурного общества (Амритсара, Индия).
**Член-благотворитель Ассоциации международных исследований (Париж).
**Почётный член Ассоциации Филда (С.-Луис, США).
**Почётный член Общества Браурведа (Ява).
**Почётный член Национальной ассоциации естественной медицины в Америке
(Лос-Анджелес, Калифорния).
**Почётный президент Центра искусств и культуры (Аллахабад, Индия).
**Президент Лиги культуры (США).
**Почётный президент Американо-русской культурной ассоциации в Нью-Йорке (США).

              Н. К. Рерих «Пора»
              (из сборника стихов «Цветы Мории»):
Встань, друг. Получена весть. Окончен твой отдых.
Сейчас я узнал, где хранится один из знаков священных.
Подумай о счастье, если один знак найдём мы.
Надо до солнца пойти. Ночью всё приготовить.
Небо ночное, смотри, невиданно сегодня чудесно.
Я не запомню такого. Вчера ещё Кассиопея была и грустна и туманна,
Альдебаран пугливо мерцал. И не показалась Венера.
Но теперь воспрянули все. Орион и Арктур засверкали.
За Альтаиром далеко новые звёздные знаки блестят,
и туманность созвездий ясна и прозрачна.
Разве не видишь ты путь к тому, что мы завтра отыщем?
Звёздные руны проснулись. Бери своё достоянье.
Оружье с собою не нужно. Обувь покрепче надень.
Подпояшься потуже.Путь будет наш каменист.
Светлеет восток. Нам пора.
              1916г.

 

Серия сообщений "Агни-Йога":
Часть 1 - ЗАБЫТАЯ КНИГА
Часть 2 - Агни-Йога
...
Часть 10 - Агни-Йога
Часть 11 - Николай Константинович Рерих (биография)
Часть 12 - Николай Константинович Рерих (биография, ч.2)
Часть 13 - Картины Н.К.Рериха (ч.3)
Часть 14 - ПРАВДА НЕРУШИМА.
Часть 15 - Агни-Йога
Часть 16 - Учение Жизни
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Николай Константинович Рерих (биография, ч.2) | nata_tursha - Дневник nata_tursha | Лента друзей nata_tursha / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»