Цитировала недавно пост о Рерихе у Милой Странницы, полностью
	согласна с ней, что написать об этом незаурядном человеке надо более
	полно, потому что это был не просто великий человек, а столп общества,
	про которого действительно можно сказать: НЁС ТЯГОТУ МИРА...Поэтому
	я не пожалела времени, потратила неделю на составление его полной
	биографии, т.к. хотя меня и нельзя назвать рериховцем и последователем
	его идей в полном смысле (до этого я недотягиваю), но ведь Агни-Йогу,
	которой я из всех учений отдаю предпочтение, писал он и его жена,
	Е.И.Рерих. Хотелось бы, чтобы об этом незаурядном человеке и его яркой
	и интересной жизни узнало как можно больше людей.
	       Творчество Николая Константиновича Рериха - явление
	исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна
	притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким
	символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде.
	       Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии. Но дело
	не в количестве мест, где он успел побывать, а в его неравнодушии, в том, сколько он
	успел сделать для развития культуры и взаимопонимания людей, в том, какой яркий
	след после себя оставил.
	       Он никогда никуда не спешил, и всё же его работоспособность была
	изумительной. Художественное наследие Рериха огромно. Его картины, эскизы декораций,
	рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. В России крупные
	собрания произведений Рериха, кроме Третьяковской галереи и Музея искусства народов
	Востока в Москве, находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в
	Нижегородском художественном музее и в Новосибирской картинной галерее. В течение
	жизни он создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях
	мира, и около 30 литературных трудов, включая два поэтических.
	       Помимо этого, он вёл огромную и неоценимую по своему духовному значению
	международную общественно-политическую деятельность, в основном по развитию культуры
	и сохранению культурных ценностей. Он является автором идеи и инициатором всем известного
	Пакта Мира (Рериха), основателем международных культурных движений «Мир через
	культуру» и «Знамя Мира». И это - лишь самое значительное из его трудов. Н. Рерих был
	поразительно разносторонней личностью, и за что бы ни брался - всё делал хорошо. Он
	был не только выдающимся общественным деятелем и художником, но и философом,
	литератором, драматургом, сценографом, искусствоведом, археологом,
	путешественником и мистиком-интуитивистом.
	       Николай Константинович Рерих (Рёрих)
	(27 сентября 1874, Санкт-Петербург — рождение;
	13 декабря 1947, Наггар, Химачал-Прадеш, Индия — смерть).
	       В российский период жизни и творчества работал директором школы Императорского
	общества поощрения художеств, возглавлял художественное объединение «Мир искусства»,
	успешно работал как сценограф («Русские сезоны»).
	       С 1917 года жил за границей. Организовал Центрально-Азиатскую и Маньчжурскую
	экспедиции и участвовал в них. Вёл активную общественную деятельность, был завязан в
	политические и экономические проекты, имел связи с большевиками и масонством. Состоял
	членом многих организаций.
	       Был женат на Елене Рерих. Имел двоих сыновей — Юрия и Святослава.
	С 1920-х годов в разных странах мира существуют музеи Рериха. Сообщество последователей
	его идей и религиозно-философского учения Живая этика (Агни-йога) формируют рериховское
	движение, существующее и в настоящие дни.
	       Идеи Рериха оказали значительное влияние на формирование и развитие
	нью-эйджа (сознания новой волны) в России.
	       1.Детство и юность:
	       Родился Рерих в дворянской семье. Его отец - коренной
	петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать - псковитянка Мария
	Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). В семье, кроме Николая, было еще трое
	детей - сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир.
	       Ранние впечатления детства - дом на Васильевском острове, летние поездки в город
	Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, рассказы отца
	и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, пейзажи Русского Севера - всё
	удивительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего художника.
	Среди друзей семьи Рерихов были такие видные деятели, как Д. Менделеев, Н. Костомаров,
	М. Микешин, Л. Ивановский и многие другие.
	       С детских лет Николай Рерих рос способным и дисциплинированным мальчиком, его
	привлекали живопись, археология, история и богатое культурное наследие Востока.
	       Отец надеялся, что Николай, как старший сын, наследует его профессию, станет юристом,
	но рано определившееся призвание привело Рериха после окончания гимназии К.И. Мая в 1893
	году в стены петербургской Академии художеств. По настоянию отца он, тем не менее,
	вынужден был одновременно поступить на юридический факультет университета.
	       В Академии Рерих стал посещать мастерскую А.И. Куинджи. Метод преподавания Куинджи
	отличался от системы прочих профессоров. Он стремился, прежде всего, развить в своих
	учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал
	на том, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был в себе вынашивать образ
	будущего произведения, продумывать его композицию и цвет. Так когда-то творили византийские
	и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские
	художники Востока. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их
	«сочинениями». Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы.
	       В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени —
	В. В. Стасовым, И. Е. Репиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Д. В. Григоровичем,
	С. П. Дягилевым.
	       С 1892 г. Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. Уже
	в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества.
	Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской,
	Ярославской, Смоленской губерниях, преподает в Петербургском археологическом институте
	(с 1897 по 1903 г.). Начиная с 1904 года, совместно с князем Путятиным, обнаружил
	несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос).
	       С 1905 г. Рерих начинает собирать коллекцию древностей каменного века. Она была
	представлена на Французском Доисторическом конгрессе в Перигё (1905), где получила
	высокую оценку. К 1910 г. в коллекции насчитывалось более 30 тыс. экспонатов из России,
	Германии, Италии, и Франции. Летом 1910 г. Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провели
	первые археологические раскопки в Новгороде.
	       2.Становление Рериха как творческой личности:
	       Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках, испытывая постоянное
	тяготение к природе, живописец стремился дать художественную концепцию «несравненно
	самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Особенно остро Рерих
	чувствовал «прямую противоположность», противостояние природы и современного города:
	«Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, теперь
	властвует над человеком и уродует его», - писал он. Путь к духовному обновлению жизни
	многие мыслители видели (и сейчас видят) в возвращении к природе. Идеи Руссо приобрели
	в XIX веке еще больший смысл. В России Лев Толстой звал к «опрощению»; в Индии Махатма
	Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения; во Франции художник Поль Гоген в поисках
	«первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити; в Англии философ Джон Рёскин,
	идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных
	дорог сообразовывались с окружающим пейзажем; американские кантианцы-трансценденталисты
	(Р.У. Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой.
	       В 1897 году Н. К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств. Его дипломная
	картина «Гонец» была приобретена знаменитым собирателем произведений русского
	искусства П. М. Третьяковым. Стасов В. В., известный критик того времени, высоко оценил
	эту картину: «Непременно вы должны побывать у Толстого… пусть сам великий
	писатель земли русской произведёт вас в художники». Встреча с Толстым для молодого
	Рериха стала судьбоносной. Обращаясь к нему, Лев Толстой сказал: «Случалось ли в лодке
	переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе
	снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт.
	Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!»
	       Для Рериха эти слова стали напутствием на его жизненном пути. Также духовным напутствием
	для Рериха стали слова о. Иоанна Кронштадтского, часто посещавшего дом родителей Рериха:
	«Не болей! Придётся для Родины много потрудиться».
	       В 1899 году картина "Поход" обратила на себя внимание С.П.Дягилева, пригласившего
	Рериха участвовать в выставке нового художественного объединения «Мир искусства».
	Отношения с этим вновь возникшим обществом, возглавляемым С.П. Дягилевым и А.Н. Бенуа,
	у Рериха складывались сложно и противоречиво, но, когда в 1910 году ранее распавшийся
	«Мир искусства» вновь возродился, Рерих был избран его председателем.
	Мастерскую Куинджи посещали в основном художники, уже прошедшие хорошую школу рисования.
	Рерих же в детстве брал уроки у скульптора и рисовальщика М.О. Микешина и всё. Занятия
	у Куинджи, развившие в нем оригинальную индивидуальность живописца-колориста, по части
	рисования были недостаточны и в 1900 году Рерих едет в Париж, где посещает студию
	известного художника и педагога Ф. Кормона. Оставаясь верным своим темам и сюжетам
	(в Париже он продолжает работу над Славянской серией), но, используя опыт новых
	французских художников, Рерих овладевает цветом и рисунком.
	       Рерих стремился к новаторскому поиску в искусстве. «Уже в первых картинах вырисовывается
	своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность линий
	и лаконизм, даже - стилизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения
	и правдивость». Картины художника построены на глубоком знании исторического материала,
	передают ощущение духа времени и насыщены философским содержанием.
	       В свои 24 года Н. К. Рерих уже был помощником директора музея при Императорском
	обществе поощрения художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала
	«Искусство и художественная промышленность». Через три года он занимает должность
	секретаря Императорского общества поощрения художеств, одновременно занимаясь
	преподавательской работой.
	       С этого же времени художник постоянно участвует в зарубежных выставках. С его творчеством
	познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Картины Рериха приобрели
	Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи.
	       В 1899 году он знакомится в поместье князя Путятина с Еленой Ивановной Шапошниковой (1879-1955),
	дочерью петербургского архитектора Ивана Ивановича Шапошникова и Екатерины Васильевны,
	урожденной Голенищевой-Кутузовой. Свадьба состоялась 28 октября 1901 года.
	       По воспоминаниям более позднего времени о Елене Ивановне, у нее были тонкие черты
	лица с легким румянцем на слегка смугловатой коже щек, карие глаза и пышные каштановые
	волосы. Ее облик сохранился на немногочисленных фотографиях, на рисунке 1910 года
	художника В.А. Серова и на нескольких портретах, написанных сыном Николая
	Константиновича и Елены Ивановны, художником Святославом Николаевичем Рерихом, из них
	самый известный - 1932 года.
	 [400x566]
 [400x566]
	       Елена Ивановна обладала многими талантами и главное - личным духовным опытом, на основе
	которого сложилось мировоззрение, развивавшееся вне ортодоксальной религиозной традиции.
	Ее детство и юность протекали в годы, когда философ Владимир Сергеевич Соловьев
	переживал «лазурные» явления ему Вечной Женственности, Мировой Души; когда
	нижегородский театральный критик Анна Николаевна Шмидт создавала мистический трактат
	под названием Третий Завет, осознавая себя воплощенной Софией, Премудростью Божией, и
	когда писательница Елена Петровна Блаватская под руководством Махатм Востока
	осуществляла замысел по образованию Универсальной религии на основе теософии -
	мистического учения, хранимого на протяжении тысячелетий Мастерами - Великими
	Посвященными среди человечества. Е.И. Шапошникова явилась последовательницей Е.П.
	Блаватской. Она ощущала себя в духовном контакте с Великими Мастерами как призванная
	к предназначенной ей миссии. Мировоззрение, художественная интуиция и научные поиски
	Н.К. Рериха явились благодатной почвой для восприятия мистического опыта Елены Ивановны
	и постепенного их соединения в общее самосознание, впоследствии облеченное Рерихом в
	формулу «практического идеализма».
	       Елена Ивановна стала для Николая Рериха верной спутницей и вдохновительницей, всю свою
	жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. В 1902 году
	у них родится сын Юрий, будущий учёный-востоковед, а в 1904 — Святослав, будущий
	художник и общественный деятель.
	       В 1903—1904 годах Н. К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по России,
	посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками старины. Целью этой
	«поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия
	стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов).
	       Художник в них стремится прежде всего передать мощь древних каменных сооружений,
	переживших многие века. Стены, башни, церкви прочно вросли в землю и слились воедино
	с этой землей, деревьями и небом. Живая игра света и цвета на крепостных стенах - словно
	отражение знаменитых колокольных звонов...
	       Помимо картин, Николай Константинович пишет и статьи,
	в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности
	древнерусской иконописи и архитектуры.
	       Как художник Рерих работал в это время в области
	станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи.
	       В 1906 году он создаёт 12 эскизов для церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых
	в Пархомовке под Киевом (арх. Покровский В. А.), а также эскизы мозаик для церкви во
	имя Святых апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах (арх.
	Покровский В. А.), для Троицкого собора Почаевской лавры (1910), 4 эскиза для росписи
	часовни Св. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц
	в Ницце (1914). В 1914 году им была оформлена церковь св. Духа в Талашкине (композиция
	«Царица Небесная» и др.). Некоторые мозаики, созданные по эскизам Рериха
	мастерской В. А. Фролова, сохранились до наших дней.
	       Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных
	постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален»,
	«Валькирия» и др. Он был в числе ведущих идеологов и создателей реконструктивного
	«Старинного театра» (1907—1908; 1913—1914) — заметного и уникального
	явления в культурной жизни России первой четверти XX века, причём участвовал Н. Рерих
	в этом историко-драматургическом мероприятии и в качестве создателя декорации, и как
	искусствовед. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже
	в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина,
	«Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку
	Стравинского.
	       Эпоха Серебряного века, в которой начал свой творческий путь Н. К. Рерих,
	была эпохой духовного подъёма, что, несомненно, оказало влияние на формирование личности
	художника. Плеяда выдающихся мыслителей: В. С. Соловьёв, Е. Н. Трубецкой, В. В. Розанов,
	П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др. вносила в русскую культуру
	глубинную философскую мысль, насыщала её напряжёнными исканиями смысла жизни и
	нравственных идеалов. Особый интерес русская интеллигенция проявляла
	к культуре Востока.
	       В поисках ценностей, имеющих общечеловеческое значение, Н. К. Рерих, помимо русской
	философии, также изучал философию Востока, труды выдающихся мыслителей
	Индии — Рамакришны и Вивекананды, творчество Рабиндраната Тагора. Знакомство
	с философской мыслью Востока нашло своё отражение в творчестве Н. К. Рериха. Если в
	ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь,
	красочные образы народного эпоса («Город строят», «Зловещие», «Заморские гости» и др.),
	то уже с середины 1905 года многие его картины и очерки были посвящены Индии («Лакшми»,
	& laquo;Индийский путь», «Кришна», «Сны Индии» и др.). Древние культуры России
	и Индии, их общий источник, интересуют Рериха как художника и как учёного. В его
	исторической концепции важнейшее значение имеет соотношение временных категорий прошлого,
	настоящего и будущего. Он измеряет прошлое и настоящее будущим: «…когда зовем изучать прошлое,
	будем это делать лишь ради будущего». «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».
	       По приглашению художественного общества «Манас» в Праге открывается первая заграничная
	выставка работ Рериха (1905). С этого времени, постоянно дополняемая новыми картинами,
	«вестниками», по словам мастера, перемещаясь по разным культурным центрам
	Европы, она надолго остается за границей.
	       С 1906 года отмечается новый, более зрелый период в творчестве Рериха. Изменяется
	его подход к исторической теме: история, мифология, фольклор превращаются в источники,
	из которых художник черпает материал для метафорического изобразительного языка. В его
	искусстве сочетаются реализм и символизм.
	       В этот период усиливается поиск мастера в области цвета. Он почти отказывается от масла
	и переходит к темперной технике. Много экспериментирует с составом красок, использует
	метод накладывания одного красочного тона на другой.
	       Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой.
	В России и Европе за период с 1907 по 1918 год было издано девять монографий и несколько
	десятков художественных журналов, посвящённых творчеству Рериха. Леонид Андреев образно
	назвал творимый художником мир — «Державой Рериха» а так же «Державой Света».
	       В 1909 году Н. К. Рерих был избран академиком Российской Академии художеств и членом
	Реймской Академии во Франции.
	       С 1910 года он возглавляет художественное объединение «Мир искусства», членами
	которого были А. Бенуа, Л. Бакст, И. Грабарь, В. Серов, К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев,
	А. Остроумова-Лебедева, З. Серебрякова и др. «Величайший интуитивист века», по определению
	А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой
	войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град — врагам озлобление»,
	«Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др.
	       В них показана тема борьбы двух начал — света и тьмы, проходящая через всё
	творчество художника, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир.
	Николай Рерих не только создаёт картины антивоенного характера, но и пишет статьи,
	посвящённые охране мира и культуры.
	       В 1915 году Н. К. Рерих делает доклад Императору Николаю II и Великому князю Николаю
	Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной
	охране культурных сокровищ. Незадолго до начала Первой мировой войны в творчестве Рериха
	появляются новые символические сюжеты ("Крик змия", "Зарево", "Короны", "Дела
	человеческие", "Вестник", "Град обреченный" и другие).
	       Выраженные в них чувства тревоги были восприняты как пророческие. Горький назвал
	Рериха «великим интуитивистом». В эти годы Рерих все более погружается в свои самые
	сокровенные мечты, с юности волновавшие его воображение. Еще студентом он познакомился
	с В.В. Стасовым. Это знакомство определило многие будущие устремления и поиски художника.
	В труде Происхождение русских былин (1868) и последующих статьях и книгах критик развивал
	идею о «преемственности русской культуры и вообще европейской от азиатской». В беседах
	со Стасовым определялась для Рериха его научная задача - духовные связи России с Востоком,
	которую он надеялся когда-нибудь разрешить на нехоженых тропах Монголии и Тибета.
	Не меньшее влияние на художника оказали широко распространенные среди народов Востока
	и Запада легенды и сказания о таинственной стране, расположенной где-то в неприступных
	горах то ли Индии, то ли Тибета. Средневековые рыцари верили, что там находится чаша Грааля,
	высший символ рыцарского посвящения и служения. В Древней Руси с XII века путешествовали
	на Восток в поисках «земного рая». Даже находились свидетели, видевшие страну
	ослепительного света, спорившего с солнечным, о чём говорится в Послании новгородского
	епископа Василия тверскому епископу Федору. В XIV веке было распространено Сказание
	Зосимы о хождении к Брахманам, в котором рассказывается о том, как Зосима нашел на
	Востоке землю, где живут «в человецех тех старцы, подобии Сыну Божию». Позднее,
	в XVII веке, старообрядцы-раскольники назовут эту землю «Беловодьем» и не раз
	будут отправляться на ее поиск. Индийцы считали священную гору Меру центром мира и
	источником счастья, тибетцы и монголы страну бессмертия и высшей справедливости называли
	Шамбала. Рерих был поражен сходством народных преданий с предположениями Стасова.
	Художник начинает строить планы путешествия на Восток. Все более заманчивым становится
	«великий индийский путь», но события, связанные с Первой мировой войной,
	и состояние здоровья не дают осуществиться его мечтам.
	       В 1916 году из-за тяжёлой болезни лёгких Н. К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьёй
	переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду
	позволяла заниматься делами Школы Общества поощрения художеств.
	       Рерих всегда любил суровый Север за его нетронутую красоту, за его удалённость от
	промышленных городов. «Причудливы леса всякими деревьями. Цветочны травы. Глубоко
	сини волнистые дали. Всюду зеркала рек и озер. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшистые,
	каменистые. Камни стадами навалены. Всяких отливов. Мшистые ковры богато накинуты.
	Белые с зеленым, лиловые, красные, оранжевые, синие, черные с желтым...» Особенно
	сильна была его тяга горам, скалам, неприступному каменному царству. В горах он видел
	символ неразрывной связи земли с небом, Прошлого с Настоящим. Эту связь художник
	зачарованно усматривал в неизменно волновавшем его суровом каменном мире. «Странно
	подумать, - писал он еще в 1908 году, - что, быть может, именно заветы каменного царства
	стоят ближе всего к исканиям нашего времени».
	       Тогда же художником и поэтом Максимилианом Александровичем Волошиным прозорливо замечено,
	что «...дух Рериха... исключительно близок царству камня...». На протяжении всей
	жизни Н.К. Рерих хранил в себе священный культ Камня, возникший в нём при первых
	археологических раскопках на Севере России, где им были найдены предметы каменного
	века. В картинах Рериха каменные знаки древности обретали актуальную значимость
	эсхатологических символов.
	       3.Культурно-просветительская деятельность в Европе и Америке:
	       4 марта 1917 года, через месяц после Февральской революции, Максим Горький собрал
	у себя на квартире большую группу художников, писателей и артистов. Среди присутствовавших
	были Рерих, Александр Бенуа, Билибин, Добужинский, Петров-Водкин, Щуко, Шаляпин. На
	совещании избрали Комиссию по делам искусств. Её председателем назначили М. Горького,
	помощниками председателя — А. Бенуа и Н. Рериха. Комиссия занималась делами
	по развитию искусства в России и сохранению памятников старины.
	       После революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией,
	и Н. К. Рерих с семьёй оказался отрезанным от Родины.
	       До 1914 года почти каждое лето Рерих посещал Европу: 1908 - Париж; 1909 - Лондон,
	Голландию, Рейнские города Германии; 1911 - опять Голландия и путешествие по Рейну;
	1912 - вновь Париж. Что искал художник в этих путешествиях? Еще Гоголь заметил, что
	и сама по себе «хороша далекая дорога!». Но Рерих, словно предчувствуя угрозу
	уничтожения творений человеческого духа, накопленных в веках, стремится как можно глубже
	постичь и выразить в своих картинах характерные особенности русской и западной культур.
	       В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Рерих едет с выставками по странам
	Скандинавии. В том же году едет в Лондон, рассчитывая отправиться в Индию. Вместе с женой
	вступает в основанное Е. П. Блаватской Теософское общество. Осенью того же года по приглашению
	С. П. Дягилева оформляет в Лондоне русские оперы на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина.
	       В 1920 году Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств
	организовать большое выставочное турне по 30 городам США.
	       В Америке Рерих заработал репутацию провидца, гуру и противника войны, в особенности
	среди зажиточных людей, которые предоставляли ему средства (см. раздел о Луисе Хорше).
	За счёт предоставленных средств Рерих среди прочего основывает корпорацию «Белуха»,
	которая вела борьбу за приобретение горнодобывающей и земельной концессий в окрестностях
	горы Белухи на юго-западном Алтае. Также были основаны культурно-просветительские организации.
	В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт объединённых искусств, главной
	целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Определяя задачи
	Института, Рерих писал: "Искусство объединит человечество. Искусство едино и
	нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един… Каждый чувствует
	истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства
	озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но
	после оно очистит все человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное
	и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу."
	4.Спиритические сеансы. «Автоматическое письмо»:
	В светской среде Петербурга было распространено увлечение спиритизмом, и уже с 1900 года
	Николай Рерих участвовал в спиритических опытах. С весны 1920 года в доме Рерихов
	проводятся спиритические сеансы, на которые приглашались друзья и высокопоставленные
	сановники. Осваивался метод «автоматического письма». Непосредственные записи
	методом автоматического письма делал главным образом Н. К. Рерих, а отчасти
	и его сын Юрий.
	Рерих сделал в трансе серию карандашных портретов, на которых изображены восточные
	Учителя — Будда, Лао-цзы, Сестра Ориола, Учитель Рерихов Аллал-Минг и другие.
	По утверждению Е. И. Рерих, статья мужа «О свободе передвижения предметов искусства»
	(1924) «дана» автоматическим письмом.
	Во время спиритических сеансов, в 1920 году в Лондоне состоялась встреча Николая
	Константиновича и Елены Ивановны с их духовным Учителем, Мастером Мориа. Один из заветов,
	данный в Лондоне, звучал: «Оставьте все предрассудки - мыслите свободно». Эта встреча
	явилась началом ожидаемой миссии Елены Ивановны, выразившейся прежде всего в написании
	ею в контакте с Мастером на протяжении ряда лет цикла книг, издаваемых без указания
	имени автора, получивших название Агни Йога, или Учение Живой Этики.
	Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы.
	По мнению некоторых советских исследователей, у Рериха после посещения спиритических
	сеансов выработалось резко отрицательное отношение к спиритизму, и мировоззрение Рериха
	не имеет корней в оккультно-спиритических «откровениях». Сам Рерих себя мистиком
	не считал (так же как и некоторые его сотрудники), полагая, что стремление к «познаванию
	тончайших энергий» является не мистицизмом, а поиском истины, и если вначале
	спиритицизм и помогает, то всё же углубляться в него и ставить самоцелью нельзя.
	В Живой Этике говорится, что подход к тонким энергиям и мыслительной деятельности
	чека должен быть научным, без налёта таинственности, предубеждений и мистицизма.
	5.Слияние буддизма с коммунизмом. «Махатма Ленин»:
	После октябрьской революции Рерих стоял в открытой оппозиции к Советской власти, писал обличительные статьи в эмигрантской прессе. Однако вскоре его взгляды неожиданно переменились, и большевики оказались в разряде идеологических союзников Рериха. Осенью 1924-го года он отправился из Америки в Европу, где посетил представительство СССР в Берлине, встретился с полпредом Н. Н. Крестинским и затем — с его помощником Г. А. Астаховым. Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано). Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936 г.) — без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса». В Хотане у Рерихов появилось знаменитое письмо Махатм для передачи Советскому правительству и ларец с гималайской землёй на могилу «Махатмы Ленина». Все дары Рерих вручил лично наркому Чичерину в июне 1926 года, а тот передал их в Институт Ленина. Также в Хотане 5 октября 1925 года художник задумал картину «Гора Ленина», которая хранится сейчас в Нижегородском музее изобразительных искусств. На картине чётко прорисован легко узнаваемый образ Ленина. Позже Рерих переименовал картину в «Явление срока», однако в Москве она фигурировала под своим первоначальным названием, о чём в дарственной Рерих собственной рукой написал: «Гора Ленина». Наркому просвещения А. В. Луначарскому Рерих передал картины серии «Майтрейя», которые не принял ни один советский музей, так как художественная комиссия посчитала их некоммунистическими и декадентскими, и они долгое время висели на даче у А. М. Горького.
 [400x600]
 [400x600]
Серия сообщений "Агни-Йога":
Часть 1 - ЗАБЫТАЯ КНИГА
Часть 2 - Агни-Йога
...
Часть 9 - Агни-Йога
Часть 10 - Агни-Йога
Часть 11 - Николай Константинович Рерих (биография)
Часть 12 - Николай Константинович Рерих (биография, ч.2)
Часть 13 - Картины Н.К.Рериха (ч.3)
Часть 14 - ПРАВДА НЕРУШИМА.
Часть 15 - Агни-Йога
Часть 16 - Учение Жизни