С тех дней стал над недрами парка сдвигаться
Суровый, листву леденивший октябрь. ..
Октябрь художника Дениса Октября
С тех дней стал над недрами парка сдвигаться
Суровый, листву леденивший октябрь.
Зарями ковался конец навигации,
Спирало гортань и ломило в локтях.
Не стало туманов. Забыли про пасмурность.
Часами смеркалось. Сквозь все вечера
Открылся, в жару, в лихорадке и насморке,
Больной горизонт — и дворы озирал.
И стынула кровь. Но, казалось, не стынут
Пруды, и — казалось — с последних погод
Не движутся дни, и, казалося — вынут
Из мира прозрачный, как звук, небосвод.
И стало видать так далеко, так трудно
Дышать, и так больно глядеть, и такой
Покой разлился, и настолько безлюдный,
Настолько беспамятно звонкий покой!
1916 Борис Пастернак
Художник Денис Октябрь
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Манера алтайского живописца Дениса Октября писать предметы, окутанные клубами серебристого тумана, создает его картинам легкое и умиротворяющее настроение.
Мастер работает в разных жанрах, но особенно ярко его метод проявляется в пейзажах, где серебристые облака окутывают все предметы и лишает их реальных очертаний.
Предметы, старинные здания, морская гладь или ширь полей скрываются в утренней дымке и проступают из нее своими силуэтами, только частично, намеком. Клубы тумана превращают картины в полу-абстракции, оставляя зрителю простор для размышлений. Мы чувствуем свежее дыхание бриза у моря, дремоту старинных зданий или пронзительную тишину деревенского пейзажа. Очень важно, что мастер тонко улавливает последние предрассветные мгновения, которые в следующую секунду должны смениться восходом солнца. Сдержанный монохромный колорит пейзажей еще больше усиливает впечатление момента.
По манере работы клубами тумана и полу-абстрактными предметами можно увидеть внешнее сходство между манерой Дениса Октября и английского художника-романтика 19 века Уильяма Тернера.
Если мы сравним два морских пейзажа «Причал» Дениса Октября и «Последний рейс корабля «Отважный» Уильяма Тернера, то увидим безусловную разницу в настроении. У Тернера прекрасным утром, в ярких лучах восходящегосолнца медленно, торжественно и печально к своей вечной стоянке двигается вслед за пароходом изящный парусник. У Октября стройный парусник тихонько покачивается на мелких волнах у причала, ожидая восхода солнца, создавая настроение радостного предвкушения нового наступающего дня. Красно-сине-золотой колорит работы Тернера подчеркивает печаль события, тогда как зеленовато-охристые тона работы Октября пронизаны золотистыми бликами восходящего солнца. Получается, что яркий колорит работы Тернера выявляет драму, а у Октября мы видим тонкую и светлую радость.
Художник Денис Октябрь запоминается зрителям своей неповторимой лирикой. В настоящее время он – признанный мастер, чьи работы хранятся в художественных музеях Алтайского края, Бийска и Томска, в различных российских и зарубежных частных коллекциях.